Меню

Скорость лодки с мотором нептун 23

Лодочный мотор “Нептун 23”

Лодочные моторы “Нептун” считаются “Российской классикой” в мире моторов. Из всей серии данных лодочных мотров “Нептун 23” самый тихий, а по надежности, удовбству и эксплуатации он лучше других моторов Российского производства. В данной статье мы рассмотри характеристики и описание мотора “Нептун 23”.

Нептун (лодочный мотор)

Некоторые особенности двигателей “Нептун”

  • Зажигание контактное (МН-1 с выносными трансформаторами ТЛМ).
  • Топливный насос — унифицированный с «Вихрем» и «Приветом».
  • Трёхканальная возвратно-петлевая схема продувки цилиндров.
  • Тяга реверса — разъёмная, что позволяет легко снимать редуктор.

Изо всех отечественных моторов сравнимой мощности «Нептун-23» самый «тихий» за счет того, что двигатель крепится к подвеске через резиновые амортизаторы и таким образом отсутствует прямой металлический контакт двигателя с корпусом лодки, служащий проводником звука от остальных лодочных моторов.

Основные недостатки “Нептун – 23, 70-х годов

Недостатков у “Нептуна-23” семидесятых годов выпуска было немного.
Между поддоном и дейдвудом был кольцевой зазор, через который на большой волне свечи заливались водой. Любители закрывали этот зазор специально вырезанной резиновой накладкой. Латунная втулка резиновой крыльчатки помпы охлаждения имела совершенно гладкую цилиндрическую поверхность, к которой приваривалась резина. Это приводило к тому, что чрезмерно “зажатая” крыльчатка проворачивалась на втулке, что приводило к отказу системы охлаждения. Этот недостаток устранялся выполнением в крыльчатке трёх резьбовых отверстий между лопастями и дополнительным креплением резины к втулке тремя винтами.

Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции “Ветерков”), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.

В последние годы выпускался “Нептун” в двух модификациях – с обычным и электронным бесконтактным зажиганием. Последний вариант немного дороже, но предпочтительнее, т.к. эксплуатация подвесного мотора связана с большой влажностью, а мотор с отсыревшими контактами не так просто завести. Моторы “Нептун”, по отзывам большинства водников, существенно выигрывают у моторов “Вихрь” по таким показателям как надежность, экономичность, а также удобство в эксплуатации. Доработка “Нептуна” более проста и не столь трудоемка.

Лодочный мотор “Нептун 23”

Мотор имеет двухцилиндровый двухтактный двигатель с водяным охлаждением. Мотор рассчитан для установки на мотосудах весом не менее 130 кг с высотой транца не более 405 мм и может эксплуатироваться в водоемах при глубине не менее 0, 8 м. Для предохранения транца и мотора от поломок при ударе о подводные препятствия предусмотрено специальное устройство для откидывания мотора назад. Реверсивный привод винта обеспечивает передний и задний ход судна, а также допускает работу мотора вхолостую.

Топливный бак лодочного мотора сделан переносным с быстро-съемной крышкой и его можно поместить в любом месте судна. Охлаждение мотора осуществляется водяной помпой. Питание сети освещения и отличительных огней судна можно осуществлять через штепсельный разъем от проводов катушек освещения магдино. Мотор оборудован местами крепления дистанционного управления газом и поворотом судна. Наличие 6-точечной подвески мотора на резиновых амортизаторах обеспечивает малую вибрацию судна, легкое управление мотором.

Мотор “Нептун-23” состоит из следующих основных узлов и систем: моторной головки, поддона, дейдвудной трубы, системы охлаждения, привода гребного винта, подвески, системы питания двигателя.

Технические характеристики

  1. Тип двигателя: Двухтактный карбюраторный
  2. Рабочий объем (2-х цилиндров) : 346 смЗ.
  3. Диаметр цилиндра: 61,75 мм
  4. Ход поршня: 58 мм
  5. Степень сжатия: геометрическая: 9,25 действительная: 6,5
  6. Максимальная мощность: 23 л.с.
  7. Частота вращения коленвала при максимальной мощности: 5500 ±100 (5000 + 100)* об/мин
  8. Часовой расход топлива при максимальной мощности: 8,5 ( 8,7) кг/час
  9. Емкость топливного бака: 20 л.
  10. Масса сухая (без топливной смеси в системе питания, смазки в редукторе, топливного бака со шлангом,
  11. инструментов и запасных частей): 44 кг
  12. Тип зажигания: Двухискровое магдино МН-1
  13. Тип свечей: СИ- 12РТ
  14. Нормальный зазор в прерывателях: 0,3-0,35 мм
  15. Освещение: От магдино, постоянный (переменный) ток 12 В, 40Вт
  16. Карбюратор: К65Л (К36Л)
  17. Топливо: Смесь автобензина А-76 ГОСТ 2084-77 с маслом МГ-8А ТУ 38.101135-88,М-8В ГОСТ 10541 -78 в соотношении по объему 20:1 или маслом М-12ТП ТУ 38.401-58-28-91, МГД-14МТУ 38.101.930-87 в соотношении по объему 40:1.
  18. Фазы газораспределения: продувка 121°, выхлоп 152°
  19. Смазка привода гребного винта: Трансмиссионное масло ТАД- 17И ГОСТ 23652-79 или МС-20 ГОСТ 21743-76, объем заправки 150 мл.
  20. Передаточное отношение к винту: 15:26
  21. Диаметр винта: 230 мм
  22. Шаг винта: 280 мм
Читайте также:  Что означает r series у моторов hdx

Каталог основных деталей мотора “Нептун-23”

1 -трубка 16.02.50121;
2 – сопротивление подавительное A14SU с экраном,00087359405;
3 – свеча зажигания СИ-12РТ, 000901832046;
4 – крышка головки блока 16.11.000.02;
5 – винт 3157А-6-12, 8.2.3157.06012.2;
6 – гайка 3301А-8, 8.2.3301.08000.2;
7 – шайба пружинная 865Г0,5,8.0.6402.08000.5, ГОСТ 6402-70;
8 – шайба 16.02.40075;
9 – прокладка 16.02.50063;
10 – двигатель в сборе 16.11.100.00; головка блока цилиндров 16.11.000.20;
11 – прокладка головки блока 16.02.594.00;
12 – шпилька* 3251А-8-64Ц, 8.2.3251.08064.2;
13 – клеммник 16.00.034.00;
14 – винт 3157-3-20, 8.2.3157.03020.2;
15 – патрубок правый 16.11.000.03;
16 – прокладка патрубка 16.02.50064;
17 – экран патрубка 16.11.000.21;
18 – гайка 3301А6, 8.2.3301.06000.2;
19 -шайба пружинная 665Г0.5 ГОСТ 6402-70; 8.0.6402.06000.5;
20 – шайба6.12.04.026 ГОСТ 11371-68, 8.11371.061.20.2;
21 – скоба 16.02.60015;
22 – шпилька* 3251А-6-38, 8.2.3251.06038.1;
23 – блок цилиндров (в сборе) 16.11.101.00;
24 – шайба 5.04.026 ГОСТ 11371-68, 8.11371.05100.2;
25 – винт 3157А-5-16, 8.2.3157.05016.2;
26 – хомут 16.02.60027;
27 – патрубок левый 16.11.000.05;
28 – экран патрубка 16.11.000.05;
29 – прокладка патрубка 16.02.50065;
30 – винт 3041А-6-24, 8.2.3041.06024.2;
31 – см. поз. 19;
32 – трансформатор ТЛМ (исполнение 1 и 2), 000873317130;
33 – см. поз. 1;
34 – провод* ПВВ ГОСТ 14867-69 (l=120 и l=170 мм); 000944615000;
35 – кольцо уплотнительное 1950А-14-20, 000908112000.

Удельная масса мотора составляет 2,58 кг/кВт (1,9 кг/л.с); литровая мощность – 49 кВт/л (6,5 л.с./л.); удельный расход горючего – 516 г/кВт/час (380 г/л .с./час). Эти характеристики близки значениям соответствующих параметров самого распространенного в нашей стране подвесвого мотора “Вихрь-30”, а литровая мощность “Нептуна” выше на 3,7 кВт/л.
На Рис.103 приведена внешняя характеристика мотора “Нептун-23”- зависимость эффективной мощности Ne, от частоты вращения коленчатого вала, n.

Пропульсивные качества мотора могут характеризовать результаты испытаний, проведенных в опытовом бассейне ЦАГИ (Рис. 104) с тремя гребными винтами. В процессе этих испытаний измерялся эффективный упор винта, Ре (упор за вычетом сопротивления подводной части мотора) при постоянных скоростях буксировочной тележи и полностью открытой дроссельной заслонке, т.е. при максимально достижимой для заданной скорости частоте вращения коленчатого вала мотора, которую позволяет развить гребной винт.

Испытания проводились при погружении оси винтов на hs=168 мм (высота транца мотолодки 400 мм). В диапазоне скоростей от 0 до 15 км/час для ослабления просасывания атмосферного воздуха к лопастям винта погружение было увеличено до 268 мм. Из Рис. 104 видно, что полированные винты с шагом 0,3 ; 0,28 и 0,25 м, не превышая номинальной частоты вращения коленчатого вала мотора, позволяют получить скорости 44, 34 и 24 км/час соответственно. На скоростях до 20-25 км/час, которые соответствуют тяжело нагруженным лодкам, преимущество в упоре имеет грузовой (“белый”) винт от мотора “Москва-25″.

Читайте также:  Индукционный мотор в стиральной машине что это такое

Наиболее подходящим для сравнительно легких мотолодок со средней загрузкой например, ” Казанка” с четырьмя людьми на борту, является гребнойвинт0,23×0,28, который поставляется с мотором “Нептун-23” как основной. Оптимальная скорость с этим винтом 30 – 34 км/час. Второй штатный винт 0,24 х 0,30 позволяет “Казанке” с одним водителем двигаться со скоростью до 40 км/час, но на больших скоростях упор этого винта также значительно уменьшается.

Винт с диаметром и шагом, равными 0,229 м, оказался наиболее эффективным для водоизмещающих или движущихся в переходном режиме тяжелых глиссирующих лодок в диапазоне скоростей от 0 до 22 км/час. Упор этого винта на швартовах на 23 кгс, а при скорости 22 км/час на 11 кгс выше, чем у винта 0,226 х 0,250 м.

Источник

Лодочный мотор Нептун 23

Нептун 23 – российский лодочный мотор, разработанный в 1960-ых годах инженерами Московского машиностроительного комбината. Двигатель выпускался до 2008 года, и за годы производства заслужил репутацию надежного, производительного и простого в обслуживании лодочного мотора. Это универсальный двигатель, который разрабатывали с прицелом на длительное использование, и чтобы он был актуальным несколько десятилетий. Неудивительно, что данный агрегат до сих пор пользуется устойчивым спросом, но теперь уже на поддержанном рынке. Высокая производительность, низкая цена и проверенная временем двухтактная конструкция – основные достоинства Нептуна 23. Рассмотрим их подробнее в этой статье, а также обратим внимание на характеристики и отзывы потребителей об этом моторе.

Общие сведения и конструкция

Нептун 23 – классический отечественный агрегат для среднеразмерных и маломерных судов, в том числе надувных лодок и катеров. В моторе преобладают проверенные технические решения, а отсутствие сложной электроники является скорее достоинством, нежели недостатком. Удобство управления, высокая производительность, достойные показатели расхода топлива и экологичности, превосходная грузоподъемность и неплохие тяговые характеристики – все это делает Нептун 23 универсальным мотором, пригодным для любых нужд. Например, его можно использовать в коммерческой сфере, он подойдет для профессионального использования. В том числе, Нептун 23 востребован у рыбаков и охотников, а также любителей активных приключений и водных прогулок. С таким мотором можно, не опасаясь, заплывать на большие расстояния, учитывая довольно большой топливный бак.

Главные особенности модели:

  1. Контактное зажигание с выносным трансформатором типа ТЛМ
  2. Простой в обслуживании топливный насос, который создан по аналогии с моделью «Привет»
  3. Трехканальная схема продувки цилиндров
  4. Благодаря разъемной тяге реверса удалось упростить обслуживание редуктора
  5. Низкий уровень шумов и вибраций по сравнению с другими отечественными аналогами. Эта особенность была достигнута за счет подвески с резиновыми амортизаторами, которые позволяют избежать контакта металлического корпуса двигателя с корпусом лодки. Такое простое решение обеспечило дополнительную звукоизоляцию.

В основе конструкции Нептуна-23 лежит двухтактная компоновка с карбюраторной топливной системой и жидкостным охлаждением. Согласно инструкции, двигатель можно устанавливать в плавательные средства массой от 130 кг, а также высотой транца не больше 405 мм. Агрегат используется для плавания на всех типах водоемов глубиной не меньше 0,8 метра. Чтобы защитить мотор от случайных поломок, разработчики оснастили его откидывающимся приспособлением. В гребном винте Нептуна-23 предусмотрена реверсивная система, которая дает возможность двигаться и вперед, и назад.

К мотору подключается внешний топливный резервуар повышенной емкости. Его можно разместить в различных частях лодки. Для охлаждения силовой установки предусмотрен водяной насос. Для дополнительного освещения можно использовать габаритные огни, которые надо подключить к штепсельному разъему с катушками магнето.

Обратим внимание, что в качестве опции к мотору предлагалось электронное зажигание вместо стандартного ручного. Электронный вариант обходился дороже в производстве, но имел ряд преимуществ. Такой мотор быстрее запускается, и работает без сбоев.

Читайте также:  103 или 107 мотор

Видео

Характеристики

  • Тип мотора – бензиновый, двухтактный двухцилиндровый
  • Число карбюраторов в топливной системе – 1
  • Мощность – 23 лошадиные силы
  • Максимальные обороты в минуту – 5500
  • Емкость бензобака – 20 литров
  • Масса – 44 кг
  • Зажигание – ручное/электронное
  • Модель карбюратора – К-65Д
  • Поддерживаемая высота транца, мм – 400.

Расход топлива

Подвесной лодочный двигатель Нептун-23 потребляет в среднем 10 литров бензина в час.

Обкатка

Лодочные моторы необходимо обкатывать сразу после покупки. Причем это касается как новых, так и поддержанных экземпляров. В нашем случае мотор доступен только в поддержанном состоянии. Он уже проходил обкатку, но еще одна такая процедура точно не помешает. Цель обкатки заключается в адаптации деталей к окружающей среде. В данном случае двигатель должен работать во всем диапазоне обороты. Дело в том, что в ходе этой процедуры надо обеспечить переменную нагрузку – это наиболее благоприятные условия для обкатки деталей. Перед обкаткой надо как следует подготовиться, учитывая тот факт, что на выполнение процедуры уходит 10 часов.

Итак, перед обкаткой надо обязательно проверить состояние подвижных частей, а также уделить особое внимание системе охлаждения. Охлаждение играет главенствующую роль в поддержании работоспособности мотора в случае его перегрузки. Охлаждение не дает мотору перегреваться в течение определенного времени. В жидкостной системе предусмотрено специальное отверстие, из которого выходит вода в виде струи (как из фонтана). По наличию этого признака можно убедиться, что система исправна.

От места проведения обкатки также зависит правильность выполнения всех этапов процедуры. Это может быть любой открытый водоем, включая реки, озера, моря, океаны и т. д. Подойдет даже ручей, но с глубиной не меньше 80 см. В естественных условиях обкатывать мотор гораздо лучшее, эффективнее и безопаснее, нежели в тесной бочке. А бочка подойдет разве что для короткой проверки на работоспособность – например, перед покупкой изделия. В нашем случае важна полноценная 10-часовая обкатка. И здесь не столь важно, в каком мотор состоянии – поддержанном или новом.

Не исключено, что после заправки топлива с маслом двигатель будет чадить. Выхлоп с большим количеством дыма – обычное явление, связанное с наличием масла в топливе. Со временем это явление пройдет. Для двухтактных моторов топливную смесь готовят заранее, путем смешивания двух ингредиентов (бензин и масло) в пропорции 40:1.

Моторные и трансмиссионные жидкости необходимо заливать при вертикально установленном двигателе. Все жидкости должны иметь обозначение TCW-3 – это специальное масло для лодочных моторов.

Приступаем к обкатке

  1. Сначала надо проверить мотор на холостом ходу, как следует прогреть его в течение часа
  2. Через некоторое время можно отчаливать от берега. Приступаем к обкатке с низких оборотов, которые постепенно увеличивают вплоть до красной зоны
  3. Обратим внимание, что мотор должен достичь 80-90% совей мощности только через 8-9 часов. Разгон должен быть плавны и поэтапным. Например, идеальным вариантом будет, если увеличивать тягу каждый час на 5-10 процентов. Работа в режиме 100% допускается в течение 20-30 минут, дальше возможен перегрев
  4. Важно не только увеличивать, но и периодически опускать обороты, чтобы адаптировать мотор к переменным нагрузкам. На такой переменной скорости двигаемся до завершения обкатки
  5. В конце процедуры выключаем зажигание, предварительно остудив Нептун-23 на холостом ходу. Выполняем технический осмотр и завершаем обкатку.

Цены в России

Средняя стоимость лодочного мотора Нептун-23 на российском поддержанном рынке составляет в пределах 10-20 тысяч рублей в зависимости от состояния.

Источник