Какие задачи осуществляет вал отбора мощности трактора и мотоблока
Какую функцию выполняет вал отбора мощности в тракторе и мотоблоке? Для обработки земли и растений владельцы садов и земельных участков применяют навесное оборудование. Чтобы запустить его в работу, основную технику комплектуют валом отбора мощности.
Виды валов и принципы их работы
Аббревиатура ВОМ, расшифровывается как вал отбора мощности, оснащают мотоблоки и тракторы. Он чаще располагается сзади, спереди или сбоку.
С помощью ВОМ передается крутящий момент от оси привода двигателя на механизмы, которые являются навесным оборудованием. Эти валы можно разделить на 4 типа:
Зависимый вал отбора мощности и муфта сцепления вращаются одновременно. Когда муфту отключают, кардан останавливается. Он оказывает воздействие на работу мотоблока или трактора при следующих условиях работы:
- остановка работы машины влечет остановку ВОМ;
- при разгоне агрегата ограничивается вращение вала;
- отключение вала возможно только при полной остановке трактора.
Такой вал отбора мощности на тракторе управляется с помощью рычага, который расположен в тракторной кабине, и только после отключения муфты сцепления. При нижнем положении рычага включается ВОМ, поднимают рычаг вверх — отключается. Если в механизмы попал мусор, трактор необходимо остановить, не отключая при этом привод отбора. Следует дать возможность трактору восстановить нормальный уровень нагрузки и после продолжить работу.
Независимый ВОМ не подключается к муфте, поэтому все связанные с ней недостатки полностью или частично отсутствуют. Это позволяет равномерно нагружать привод, включать дополнительные механизмы при отключенном двигателе, запускать косилку до полных рабочих оборотов и, подъехав к полю, начать косить траву. Независимый хвостовик облегчает работу на мотоблоке.
К синхронным карданам относятся те, что вращаются одновременно с основными колесами мотоблока. Они работают устойчиво только при постоянной скорости вращения.
Скорость несинхронных осей не привязана к скорости трактора. Их используют для механизмов, производящих опрыскивание, сеноуборку, для насосной гидросистемы и других.
Как правило, ВОМ располагают в задней части мотоблока или трактора. Он приводит в действие такие устройства, как:
- косилки;
- бороны;
- оборудование для поливки;
- устройства для рубки;
- сеялки;
- устройство для удаления пней;
- подметатели.
Этот список можно продолжить еще несколькими десятками образцов навесных установок. Валы работают на стандартных скоростях, равных 540 об/мин или 1000 об/мин.
Рабочую часть его еще называют хвостовиком. Он соединяется с карданом навесных устройств или, что реже, с их гидронасосом. Соединительная часть хвостовика навесных механизмов должна быть соразмерна с хвостовиком отбора мощности. Если они не совпадают по размерам, то применяется переходное устройство. Но его использование будет снижать надежность конструкции в случае резкого увеличения нагрузки в работе.
Сейчас современный мотоблок с валом отбора мощности часто имеет переднюю установку хвостовика. Это очень удобно, когда нужно убирать снег или косить траву.
Двигатели приводов мотоблоков
Мотоблок с валом отбора мощности отечественного производства имеет привод, который состоит из классического двигателя внутреннего сгорания. Агрегаты, имеющие классификацию как легкие или средние, комплектуются бензиновыми четырехконтактными двигателями. В некоторых устаревших мотоблоках еще сохранились двухконтактные бензиновые двигатели.
Машины, считающиеся как тяжелые, чаще всего имеют дизельные двигатели, работу которых обеспечивают такие системы:
- поступления топлива;
- охладительная;
- смазки;
- пусковая — стартер;
- газораспределительная;
- зажигания.
Коленвал двигателя передает вращение редуктору через его коробку передач. Остановить такой агрегат возможно, не останавливая привод. При переключении передачи происходит отсоединение редуктора от двигателя. Этим предотвращаются рывки при начале движения мотоблока с валом отбора мощности, и так же можно остановить агрегат, не выключая привод.
Сцепление происходит через муфту. Управление сцепления осуществляется с помощью рычага. Чтобы работа мотоблока производилась плавно и без рывков, на тяжелые машины устанавливают дополнительный узел — с дифференциалом. Этот механизм позволяет исключить параллельное вращение колес, что дает возможность задать колесам разные скорости вращения.
Требования безопасности и преимущества мотоблоков с ВОМ
Для российского производителя валов отбора мощности существует стандарт РФ, в котором оговорены размеры валов, параметры последних и допустимое отклонение от указанных норм.
В документе прописаны требования к приводу хвостовиков, их положение относительно базисной поверхности, размеры расположения.
ВОМ российского производства должны соответствовать международному стандарту по мерам безопасности. Ему должны соответствовать и карданные валы, и ограждения для защиты. В его приложении перечисляются все существенные опасности, могущие возникнуть при работе с хвостовиком. Там же даются рекомендации по недопущению нестандартных ситуаций.
Мотоблоки с валом отбора мощности можно противопоставить дорогим тракторам. Они не очень дороги, многие владельцы загородных и садовых участков могут стать их пользователями. Ведь подобное устройство намного облегчит тяжелую работу на участке. Агрегат можно использовать на протяжении всего года, ведь он универсален. Помимо летних работ, мотоблок поможет осенью убрать листву, зимой — очистить территорию от снега, транспортировать материалы массой до 500 кг, удобрения.
Таким образом, мотоблок с валом отбора мощности не уступает в эффективности трактору, хотя стоит намного меньше, имеет компактную конструкцию и поэтому не требует большого помещения для хранения.
Источник
Мотоблок с ВОМ
Современный мотоблок – это сложный агрегат, конструкция которого состоит из множества связанных между собой элементов и механизмов. В число последних входит вал отбора мощности – элемент, наличие которого позволяет устанавливать и использовать на мотоблоке разные виды навесного оборудования.
Что такое ВОМ на мотоблоке – описание и функции
Валом отбора мощности называют элемент, который необходим для установки на мотоблок различных типов навесного оборудования. Мотоблоки с валом отбора мощности позволяют использовать такие виды навесных приспособлений, как мульчеры, сеялки, бороны, измельчители пней, косилки навесного типа, а также приспособления, устанавливаемые непосредственно в используемые для работы прицепы.
Основная функция вала отбора мощности заключается в получении и передаче вращательных усилий от двигателя на навесное оборудование. В большинстве случаев этот важный элемент располагается в задней части мотоблока, что позволяет подключать к нему практически все известные виды навесного приспособления.
Среди основных преимуществ вала отбора мощности следует выделить его универсальность, высокую прочность и надежность. Помимо плюсов ВОМ обладает несколькими существенными недостатками, которые заключаются в большом весе элемента и необходимости использования вместе с ним дополнительной коробки передач.
Виды и описание валов отбора мощности к мотоблокам
Валы отбора мощности, которыми комплектуются сельскохозяйственный машины, подлежат определенной классификации. В зависимости от принципа работы и конструктивных особенностей. ВОМ делятся на такие виды:
- зависимые – такие ВОМ вращаются одновременно с муфтой сцепления мотоблока. Во время отключения муфты останавливается карданный вал, из-за чего происходит остановка ВОМ. Такого рода вал управляется рычагом, распложенным возле водительского сиденья. При опускании рычага вал отбора мощности включается, а при поднятии – отключается;
- независимые – эти ВОМ не имеют соединения с муфтой. Благодаря этому привод мотоблока поддается равномерной нагрузке. Наличие такого вала позволяет использовать любые имеющиеся на мотоблоке приборы при выключенном двигателе;
- синхронные – к этому виду относятся те валы отбора мощности, которые приходят в движение вместе с ведущими колесами мотоблока. Наиболее устойчивыми такие валы становятся исключительно при постоянно стабильной скорости вращения колес;
- несинхронные – эти элементы не связаны с колесами агрегатов. Такого рода ВОМ применяются только для навесного оборудования, при помощи которого производиться опрыскивание, сеноуборка или перекачивание воды.
Все из перечисленных типов валов отбора мощности вращаются на скорости 540 или 1000 об./мин. Этого вполне достаточно для использования на мотоблоках наиболее габаритных навесных конструкций.
Лучшие мотоблоки с валом отбора мощности – ТОП-5 самых надежных агрегатов
Мотоблоки с ВОМ и с дифференциалом позволяют выполнить огромный перечень сельскохозяйственных заданий. Однако правильно выбрать один из таких агрегатов порой бывает не под силу даже опытным фермерам. Ниже представляем вашему вниманию наш обзор мотоблоков с валом отбора мощности:
-
- на 5-ом месте расположились китайские мотоблоки модификации Салют 100-6,5. Среди преимуществ мотоблоков в этой комплектации следует выделить наличие системы плавного запуска, отличную тягу и скромное потребление топлива. При небольших габаритах и средней мощности эти модели неплохо вспахивают целину. Высококачественный вал отбора мощности этих мотоблоков позволяет использовать любое из известных навесных приспособлений;
- 4-ое место занимают профессиональные мотоблоки Huter GMC-9,0. Эти мощные агрегаты способны вспахивать грунт любой плотности без перерывов на отдых. Не в последнюю очередь этого удалось достичь за счет наличия универсального ВОМ, который позволяет использовать для работы навесное оборудование любых размеров;
- на 3-ем месте находятся российские мотоблоки АГАТ ХМД-6,5. Техника этого бренда комплектуется прочным универсальным валом отбора мощности, что позволяет использовать в паре с мотоблоками этой модификации крупногабаритные навесные приспособления;
- 2-ое место занимают средние мотоблоки Нева МБ-2Б-6,5 Pro. К преимуществам техники этой марки следует выделить высокую маневренность, универсальность и отличную управляемость. Единственный недостаток моделей заключается в неграмотно продуманном механизме регулировки газа;
- 1-ое место по праву занимают агрегаты Кентавр МБ1012Е, в комплектацию которых входит качественный надежный ВОМ, способный с легкостью выдерживать даже самые сильные нагрузки. В основу конструкции мотоблоков Кентавр МБ1012Е входит надежный дизельный двигатель, мощностью 12 л. с.
Источник
Правила выбора мотоблока с ВОМ и рейтинг лучших моделей по отзывам пользователей
Мотоблок с валом отбора мощности – мобильное транспортное средство на базе одноосного шасси, дополнительно оснащённое навесным оборудованием. Вал отбора мощности (ВОМ) позволяет передавать крутящий момент на привод, расширяя функционал силового агрегата.
Особенности мотоблока с ВОМ
Основная задача ВОМ в мотоблоке – привести в движение прицепные или навесные приспособления. В простых механизмах крутящий момент от двигателя передаётся с помощью ременной передачи, подверженной быстрому износу. Соединение с помощью шлицевого вала повышает надёжность и долговечность конструкции, увеличивая максимально допустимые нагрузки.
Виды мотоблоков с ВОМ
По типу двигателя мотоблоки с ВАО можно разделить на две большие группы:
Бензиновые
Бытовые устройства подходят для работы на даче или небольшом приусадебном участке. Отличаются небольшими габаритами, низкой ценой и малым весом. Бензиновые мотоблоки могут быть оснащены двухтактными или четырёхтактными двигателями мощностью до 10 л. с.
- Доступная цена
- Большой выбор моделей
- Затраты на расход бензина
Дизельные
Такие агрегаты используют владельцы крупных приусадебных участков и ферм. Мощные мотоблоки с валом отбора мощности отличаются надёжностью и хорошей проходимостью. Устройства подходят для регулярного многочасового использования. Мощность двигателя дизельных моделей, как правило, колеблется в пределах 8–12 л. с.
- Низкая цена на дизельное топливо
- Высокая мощность
- Высокий уровень шума
- Тяжёлый пуск при отрицательных температурах
Культиваторы с ВОМ могут отличаться между собой типом двигателя и весом, мощностью, шириной обработки и рядом дополнительных характеристик.
Выбираем мотоблок для сада
Подбирая мотоблок для работ на участке необходимо обратить внимание на следующие параметры.
Мощность двигателя и вес устройства
По мощности все мотоблоки можно условно разделить на 3 группы:
- Лёгкие. Оснащены бензиновым двигателем до 5 л. с., подходят для работ в мягком грунте. Чаще всего используются в небольших приусадебных хозяйствах. Небольшой вес (порядка 20–30 кг) не позволяет обрабатывать почву на большой глубине.
- Средние. Мотоблоки мощностью до 8 л. с. Могут быть оснащены как бензиновым, так и дизельным двигателем. Весят такие устройства порядка 50 кг, они хорошо подходят для больших участков и мелких фермерских хозяйств.
- Тяжёлые. Оптимальны для фермерских хозяйств, способны обрабатывать целину. Оснащаются мощным двигателем (свыше 8 л. с.) и коробкой передач.
Лёгкие мотоблоки редко оснащаются ВОМ – это прерогатива тяжёлых и средних моделей. Маломощные двигатели просто не тянут дополнительное навесное оборудование.
Глубина культивирования
Этот параметр в зависимости от модели варьируется в пределах 20–35 см. Максимальная глубина вспашки зависит от мощности мотоблока – лёгкой модели не провернуть большой пласт земли и от максимального диаметра фрез. Если фрезы небольшие, мотоблок начнёт «зарываться».
Максимальная ширина культивирования
Этот параметр характеризует способность техники проходить за один заход полосу определённого размера. Чем больше ширина культивирования – тем быстрее агрегат вспашет заданный участок. В зависимости от модели параметр может достигать 170 см. В некоторых мотоблоках ширина культивирования регулируется, давая возможность обрабатывать землю не только на свободных участках, но и в узком междурядье.
Коробка передач
Наличие автоматической или механической коробки передач позволяет менять крутящий момент и скорость движения мотоблока. В зависимости от условий оператор может работать с большим усилием на небольшой скорости либо с меньшим на высокой. Коробка передач позволяет включить задний ход и вытащить агрегат из земли, если он забуксовал или зарылся.
Вес мотоблоков может колебаться от 30 до 500 кг. Малый вес в культиваторах является скорее недостатком, чем достоинством при обработке больших площадей. Лёгкая машина отличается манёвренностью, но меньшей мощностью и слабой устойчивостью. Тяжёлые агрегаты весом под центнер выигрывают за счёт надёжности, мощности и хорошей проходимости, однако, при работе и транспортировке они требуют больших физических усилий.
Дополнительные функции
Выбирая мотоблок необходимо обратить внимание на тип соединения двигателя с валом отбора мощности. Возможно два варианта:
- Ременное. Бюджетное, простое и популярное соединение, встречающееся в мотоблоках лёгкого и среднего класса.
- Шлицевое. Надёжное соединение, способное выдержать большие нагрузки. Используется в мотоблоках среднего и тяжёлого класса.
При работах на рельефной местности значение может иметь диаметр колёс. В различных моделях их размер может колебаться в пределах 8–23″. С увеличением диаметра повышается проходимость устройства.
Рейтинг лучших российских моделей
В продаже можно встретить десятки мотоблоков, отличающихся по конфигурации и характеристикам. На отечественном рынке лучшими считаются следующие тяжелые дизельные мотоблоки российского производства с валом отбора мощности и дифференциалом (устройством, распределяющим нагрузку) и лёгкие бензиновые модели.
Источник