Ремонт опоры вентилятора, замена приводных ремней ЗМЗ-51432
Близится ТО-60 тыс. км и постепенно эти самые работы по этому самому ТО провожу. То, что нельзя сделать без подъёмника/ямы буду делать силами официального дилера, а остальное делаю сам. Вроде достаточно обыденная ситуация, если бы по своему незнанию чуть не попал на 5 тр именно в тот момент, когда их нет лишних.
Перед Новым годом в конце декабря были заменены три из четырёх роликов у двигателя, ибо заскрипели. Также у официалов на подъёмнике заменили несколько сайлент-блоков в подвеске.
На днях нужно было ехать за 130 км от города и с утра услышал «на холодную» у двигателя подозрительный скрип со стороны… ну в общем-то роликов тех самых и остальных механизмов. Решил проверить после поездки, надеясь и полагая, что ролики, которым чуть больше месяца, не должны разлететься… на опору вентилятора почему-то не подумал…
На обратном пути начал раздаваться подозрительный щёлкающий металлический звук со стороны капота, постепенно он начал нарастать по частоте… ии… я решил таки остановиться, попутно отметив, что руль стал деревянным и поворачивался только двумя руками.
Увидел я вот это:
Как водится, на что не подумал, то и сломалось. Вал опоры вентилятора за компанию со шкивом на этом валу и собственно вентилятором вылетел из посадочного крепления и свалился вниз кожуха… намотав на себя кусок ремня:
Вентилятор вытащил из кожуха уже в городе, а пока ехал оставшиеся 45 км, раздумывая о смысле жизни, а также о том, перегреется без вентилятора двигатель или нет. Ведь за чем-то же этот вентилятор нужен… ну… кроме того, чтобы охлаждать и без того плохо греющийся двигатель зимой на холостых оборотах… Ехал 80 км/ч за фурой, двигатель стабильно держался около 80 градусов с небольшим (стрелка слегка ушла за отметку в 80)… это при том что у меня перед радиатором изолон в три слоя и радиатор вообще не обдувается встречным потоком.
По пути заехал в магазин запчастей, купил ремень и обнаружил, что опора вентилятора в сборе стоит 5300 р. Сотрудники отдела запчастей сказали, что отдельно ничего на опору не продаётся, только в сборе существует. И посоветовали отремонтировать путём замены всего крутящегося на единый подшипник с валом, отрезав лишний кусок вала…
вот этим вот посоветовали ремонтировать, судя по инструкции для ЗМЗ-409 — это ближе к нему, чем в ЗМЗ-514:
На стоянке возле дома начинаем выяснять, что же стало причиной.
Снимаем кожух вентилятора, открутив накладку на радиатор и вытаскиваем кожух вверх.
Близится 60 000 км, по регламентным работам надо менять ремень привода ТНВД и генератора. Меняем согласно инструкции из официальной книжки по ЗМЗ-51432:
1. Отгибаем ролик-натяжитель по часовой стрелке, переводя его в монтажное положение, путём использования трещётки или воротка и торцевого ключа на 15.
3. Выполняем пункт 1 ещё раз, накидывая ремень на ролик. Один ремень заменили.
Непосредственно у опоры вентилятора, как выяснилось, заклинило подшипник, который со стороны двигателя, и выработало стопорное кольцо, почему вал и слетел.
Сразу отмечу, что подшипники (6203-2Z) обошлись в 100 р за пару… а вот стопорное кольцо… Во-первых, оригинального не нашёл. Во-вторых, обошёл больше половины магазинов города и понял, что стопорных колец на нужный внутренний размер (посадочный диаметр кольца и проточенной дорожки на валу — 15 мм) практически нет. Отчаявшись найти такую мелкую запчасть всерьёз начал подумывать о покупке оригинальной опоры вентилятора за 5 косарей… Пока не забрёл в «Мир подшипников» (есть у нас такой магазинчик), где этих посадочных колец предложили на все размеры в миллиметрах от 2 до 30…
И да, касательно той целой сборки с подшипником и валом от ЗМЗ-409 на третьей фотографии в этой записи — её внешний диаметр меньше наружного диаметра подшипников чуть меньше чем на 1 мм и эта сборка вращается в корпусе самой опоры. При этом данная конструкция по размеру от подшипника до подшипника длиннее на 10 мм посадочного места в корпусе опоры вентилятора. Поэтому ремень спокойно может слететь со шкива опоры вентилятора, так как будет под избыточным тяжением в сторону. Ну и тереться будет от боковины шкива. НО! Эта конструкция ИДЕАЛЬНО подходит для выпрессовки и запрессовки подшипников в корпус опоры вентилятора. Что собственно и было проделано.
Дело за малым — снять вентилятор с вискомуфтой, шкив, крепление шкива с вентилятором, но не тут-то было. Всё прикипело на столько, что снимать пришлось разводными ключами.
ну и в тисках слегка (помним, что у крепления вискомуфты вентилятора резьба в другую сторону)
Так как купленные кольца тоньше, чем оригинальное, решил закрепить двумя. Ну так… уж колхозить, так по полной…
ну в общем-то и всё… Собираем опору со шкивом, смазывая болты, чтоб потом полегче откручивать было, прикрепляем к двигателю, попутно смазав торцевую часть опоры, где стопорные кольца, ну и ставим новый ремень, ослабляя верхний из натяжных роликов и потом поворачивая его по часовой стрелке «утконосами», круглогубцами или отвёрткой («спецключём, если следовать официальной инструкции из официальной книги), натягивая ремень и затягивая болт крепления.
Вентилятор пока что не стал устанавливать на место, посмотрим как будет… Только могу сказать, что при движении в городе до -20 двигатель неожиданно стал выходить на рабочие 60 градусов. А при движении по трассе на скорости 90-110 км/ч (то есть 2500-3000 об/мин) в длительном режиме — не более 85 градусов… Посмотрим как дальше… На лето разумеется поставлю, а может и раньше…
Источник
Вискомуфта уаз патриот как проверить
Что собой представляет вискомуфта вентилятора
Под таким странным названием подразумевается особый механизм, на котором лежит функция избирательной передачи, определяющаяся внешними условиями и крутящим моментом. Муфта имеет вид герметичного корпуса. Внутри него располагаются диски, разбитые на два ряда. Один ряд дисков соединяется с ведомым валом, соответственно, второй ряд связан с ведущим. Конструкция механизма предусматривает возможность чередования дисков между собой. Их конструкция имеет отверстия и выступы.
Внутри вискомуфты имеется специальная жидкость с вязкой структурой, потому механизм часто называется вязкостным. Чаще всего для изготовления этого вещества используется силикон. Для жидкости характерны уникальные особенности, которые определяют её эффективное использование. Возможности этого вещества сводятся к следующему:
- при увеличении интенсивности перемешивания возрастает показатель вязкости;
- при нагреве повышается коэффициент расширения.
Такие особенности определяют принцип работы вискомуфты, который будет изучен дальше.
Вискомуфта вентилятора охлаждения
Где находится вискомуфта
Этот механизм занимает место между радиатором охлаждения автомобиля и шкифом помпы. Он выполняет ряд важных функций:
- Контроль скорости вращения лопастей вентилятора, который охлаждает силовой агрегат автомобиля.
- Обеспечение эффективности работы двигателя благодаря активизации вентилятора в нужные моменты.
- Снижение нагрузки, которую испытывает силовой агрегат.
Муфта может крепиться на фланцевой вал, который, в свою очередь, устанавливается на шкив помпы. Также вал может навинчиваться на вал помпы. Дальше нужно разобраться с тем, как работает вискомуфта вентилятора охлаждения.
Как работает вискомуфта вентилятора охлаждения
Знакомство с вискомуфтой вентилятора будет невозможным без изучения принципа работы этого механизма. Неопытному автомобилисту этот процесс может показаться сложным, хотя, на самом деле, всё устроено просто и понятно. Принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения основан на функционировании биметаллического датчика. Он находится впереди вискозного вентилятора. Этот элемент реагирует на температуру, которая передаётся через радиатор системы охлаждения.
Scania R-Series
- При низкой температуре чувствительный датчик заставляет клапан сжиматься. Это приводит к сохранению масла внутри вискомуфты в пределах резервуара. Муфта на вентиляторе дезактивируется и продолжает вращаться лишь на 20% от интенсивности вращения мотора.
- При повышении температуры до рабочего уровня датчик расширяется и заставляет клапан вращаться. Это приводит к перемещению масла по камере к внешним краям. Активизируется сцепление с вентилятором и скорость вращения муфты увеличивается с 20% до 80%.
При движении ТС с постоянной скоростью вращение дисков равномерное и не сопровождается перемешиванием масла между ними. При возникновении разницы между скоростями вращения валов (ведомого и ведущего) диски также начинают работать в разных режимах. Это приводит к увеличению вязкости силиконовой жидкости. В таком состоянии она оказывает воздействие на передачу крутящего момента.
При возникновении большой разницы между скоростями вращения дисков жидкость становится практически твёрдой, что приводит к блокированию вискомуфты. Устройство вискомуфты вентилятора изучили, теперь необходимо научиться проверять исправность работы этого механизма.
Принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения Интересная теория
Большей части водителей принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения не знаком. Поэтому при проблемах с этим узлом механики начинают мудрить и изобретать велосипед. О том, как исправить эту деталь, ходят легенды. Многие ведутся на них и к одной проблеме получают еще несколько. Чаще всего водители пытаются зажать диски муфты. Чтобы добиться постоянного соединения вентилятора с валом. Для этого в вискомуфте проделывают отверстия и вкручивают туда болты. Некоторое время это работает, но через 100-200 км пути их срезает, что может привести к повреждению радиатора. Связано это с особенностями строения этого элемента конструкции. Как это работает
Принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения
напрямую связан со своим строением. Благодаря этим особенностям вентилятор работает не постоянно, а в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Это позволяет системе охлаждения работать максимально эффективно. Сама вискомуфта состоит из неразборного корпуса овальной формы. Внутри него располагаются два диска. Один из них жестко крепится на валу крыльчатки вентилятора. Другой закреплен на валу, соединенным с приводом. Диски находятся в вязкой силиконовой жидкости, она же находится в небольшом резервуаре. Также в конструкцию входит биметаллическая пластина. Работает эта система следующим образом. При нормальной температуре воздуха диски находятся либо на небольшом расстоянии друг от друга, либо слегка зацепляются. В любом случае один проскальзывает относительно другого. В таком положении вентилятор не работает.
Повышение температуры ведет к тому, что биметаллическая пластина, сжимаясь, прогибается, выдавливая из резервуара жидкость. В итоге давление на один из дисков увеличивается. Он прижимается к диску крыльчатки вентилятора и начинает его крутить. Чем выше температура, тем они плотнее прижимаются, и меньше проскальзывают. При снижении температуры пластина возвращается в исходное положение. Давление внутри камеры нормализуется, и вентилятор останавливается. Устанавливается вискомуфта вместе с вентилятором на вал помпы. Иногда эту конструкцию можно увидеть на коленчатом валу, все зависит от компоновки данной модели автомобиля. Вентилятор с вискомуфтой намного эффективнее простой крыльчатки, установленной на вал. Ведь работает он по мере необходимости, не охлаждая двигатель, например, при прогреве зимой. Чаще всего вентиляторы с вискомуфтой устанавливаются на автомобили, постоянно работающие под нагрузкой:
Это объясняется более эффективным охлаждением в любых условиях.
Сейчас читают
Зачем в чугунном двигателе нужны гидрокомпенсаторы?
Как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2106 своими руками
Практически все современные автомобили комплектуются неразборными вискомуфтами. В связи с этим ремонт этого узла невозможен. Но существуют модели в основном немецкого производства с возможностью замены подшипника и добавления жидкости. Неисправностей у этого элемента несколько. При выходе из строя подшипника, можно услышать характерный вой из-под капота. При недостатке жидкости эффективность работы вентилятора снижается. Он начинает медленнее крутиться, вплоть до полной остановки. Это же можно наблюдать при повреждении дисков.
Начинаются все работы с снятия вентилятора. Обычно он крепится на 3 или 4 болтах. Сняв его, можно оценить состояние муфты. Если у вас стоит разборная модель, то можно попытаться починить деталь. Перед снятием подшипника, нужно слить жидкость через специальное отверстие. Далее отверткой снимается пластинка, прикрывающая подшипник. И его вытаскивают с помощью специального съемника. После этого устанавливают новую запчасть. Запрессовка нового подшипника производится специальной оправкой. Нельзя делать это молотком и вообще наносить по подшипнику какие-либо удары. Это может привести к его повреждению. Нехватку жидкости можно определить по резкой остановке вентилятора, после того как вы заглушите двигатель. Также мотор начинает перегреваться. Доливать следует особое масло для вискомуфт на силиконовой основе. Делается это с помощью специального шприца. Можно использовать и медицинский, самый большой который найдете. Поломку дисков можно определить только разобрав муфту. Ремонту они не подлежат.
Замена вискомуфты не сложна. Сняв узел с двигателя откручивают крыльчатку вентилятора. Устанавливают новую муфту. При этом обратите внимание на затяжку болтов. Они должны быть закручены как следует. После этого вентилятор устанавливается на место. Во многих случаях проще сразу поменять вискомуфту целиком, не заморачиваясь с ее ремонтом. Заключение
. Система охлаждения важная составляющая любого автомобиля. При этом, эффективность даже лучших систем не максимальна. Принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения делает такую систему наиболее эффективной из всех ныне используемых. Зная, как работает подобная муфта, вы сможете своевременно опознать ее неисправность.
Замена подшипника вискомуфты
Вентилятор с функцией обогрева в автомобиль за 600р. Автомобильный вентилятор от прикуривателя с функцией обогрева
Чтобы определить, нужна ли замена подшипника, снимите вспомогательный ремень. Поверните вентилятор. Если вискомуфта смещается, замените только прокладку. Если шкив движется, то подшипник пора менять.
Чтобы удалить подшипник, сначала удалите вискомуфту. После удаления компоненты вы увидите переднее кольцо. Снимите его. Поместите одну шайбу на 5-дюймовый болт и сдвиньте ее в заднюю часть подшипника. Поместите трубную муфту на другую сторону. Поместите фланец над муфтой с приподнятой частью внутри. Убедитесь, что гнездо, которое вы используете на гайке, поместится внутри. Поместите одну шайбу на болт, за которым следует гнездо. Затем наденьте небольшой шайбу и гайку.
Если болт идет криво, остановитесь и поправьте его. Прикрепите болт и начните затягивать. Гнездо подшипника будет забито. Очистите его как можно лучше. Теперь поставьте 4-дюймовый болт в заднюю часть нового подшипника, за которым следует шайба. Наденьте гайку и слегка прижмите ее. Убедитесь, что она обращена в правильном направлении. Нагрейте корпус. Без подшипника он будет быстро нагреваться. Наденьте кожаные перчатки. Вставьте подшипник в паз.
Mitsubishi Pajero 3 V75W: Ремонт вискомуфты вентилятора двигателя Mitsubishi 6G74
Стал на моем Mitsubishi Pajero 3 V75W зимой греться мотор Mitsubishi 6G74. Не долго думая, я произвел замену антифриза и температура вернулась в норму. Однако, с приходом лета двигатель стал греться опять. Тогда, стало ясно, что проблема в вискомуфте. Поэтому, собрался и поехал по разборкам в надежде отыскать там что-нибудь подходящее для замены, но как оказалось там о таком агрегате даже не слышали.
Вот тут я заволновался, ведь ставить машину на долгую стоянку очень не хотелось. Стал читать форумы, а также поговорил с сотрудниками СТО и все в один голос говорили, что вискомуфта на двигателе Mitsubishi 6G74 не разборная и ремонту не подлежит. Ведь в ней находится какая то специальная жидкость, которая и обеспечивает ее работу.
В этот момент на разборках в соседнем городе, я все таки нашел вискомуфту от такого же как у меня двигателя, но с машины с другим кузовом. Однако, радость моя была не долгой, т.к. мне она все таки не подошла.
Двигатель продолжал греться, а значит выбора у меня не оставалось и нужно было брать и ремонтировать родную вискомуфту. Начитавшись форумов, я поехал в магазин радиотоваров и приобрел там силиконовое масло ПМС-200. Затем, приехал домой, поставил машину в гараж и приступил к снятию муфты с двигателя. Ничего сложного в этом процессе нет, поэтому управился быстро.
Снятая вискомуфта вентилятора охлаждения двигателя Mitsubishi 6G74
Далее,
нужно было разобрать вискомуфту
, что я и начал потихоньку делать:
- Аккуратно снимаем с пазов и протираем тряпкой термо-пластину с лицевой части муфты. Именно она регулирует в какой степени будет производится блокировка муфты в процессе нагревания. Поэтому, если она у вас имеет плачевное состояние, то можете пару раз шлифануть ее наждачкой;
- Сразу под пластиной находится маленькая металлическая кнопка (плунжер), которая и принимает на себя давление, которое оказывает нагревающаяся термо-пластина. Берем пассатижи и разрабатываем эту кнопку, а также прокручиваем ее по и против часовой стрелки;
- Откручиваем болты скрепляющие половинки вискомутфы. Делать это нужно крайне аккуратно и только используя подходящую биту с ключом и трещеткой, т.к. обычная отвертка сворачивает грани болтов на раз два;
- Осторожно разделяем вискомуфту на две половинки и следим за тем, чтобы жидкость находящаяся внутри не вылилась. На данном этапе ничего вытирать и смазывать не нужно, просто внимательно осмотрите внутренности. Если вы обнаружите внутри мазут — то это не есть хорошо. Жидкость в моей вискомуфте была прозрачная, слегка золотистого масленого цвета;
- Если цвет вашей жидкости как у меня, то выливать из вискомуфты ее не надо. Нужно просто взять силиконовое масло ПМС-200 или ПМС-100 (разница вроде как не особо сильная) и долить необходимое его количество в муфту. Объем зависит от того, сколько у вас осталось родной жидкости. Кому то хватит 20-30 грамм, а кому то и 50 окажется мало;
- Соединяем половинки вискомуфты обратно и закручиваем крепящие их болты. Сильно затягивать их не нужно, т.к. можно сорвать. Ваша масло никуда от туда уже не денется, ведь в муфте есть прокладка.
Также стоит заметить, что в корпусе вискомуфты по окружности большого диска, находится один небольшой квадратный элемент, функция которого — это переток масла и замыкание муфты. Этот элемент стоит в своем пазу и не контактирует с диском муфты. Когда будете разбирать свою вискомуфту, то не потеряйте его.
Вот в общем то и весь ремонт, который я выполнил без особых сложностей за 3 часа. Обошелся он мне в 75 руб., которые я отдал за 3 пузырька силиконового масла. Цена же новой муфты составляет около 14 тыс. руб., а ее реплики около 5400 руб.
После установки вискомуфты на место, я завел двигатель и сразу же отметил, что вискомуфта стала крутиться очень легко. Звук от вентилятора повысился, а из под капота в момент повылетал всякий мусор, типа мух и пыли.
Автор: bars800 (Республика Тыва, г. Кызыл)
Как проверить вязкостную муфту
Пошаговая инструкция по использованию тахографа с карточкой водителя
Работоспособность вискомуфты вентилятора нужно проверять на холодном и горячем силовом агрегате. Об этом свидетельствуют эксплуатационные пособия по ремонту ТС. При холодном моторе перегазовка не будет менять частоту вращений муфты. В случае с горячим мотором этот показатель будет сильно возрастать.
Также обязательно проверяется продольный люфт, при выявлении которого придётся выполнять работы по его устранению. Наличие посторонних звуков во время вращения муфты будет говорить о неисправности подшипников.
Основные причины неисправности
Механизм может выходить из строя по нескольким причинам. Мы выделили основные и наиболее распространённые:
- использование шин различного размера, которые также имеют разный уровень изношенности;
- утечка жидкости с муфты;
- износ деталей в результате интенсивной эксплуатации, воздействия агрессивных факторов и высокой температуры;
- неправильное выравнивание приводного механизма;
- утрата свойств биметаллического датчика, что может наступать в результате поверхностного окисления и застревания муфты;
- неисправное состояние подшипника.
Впускная вискомуфта автомобиля Infiniti
Признаки неисправности
Первым и главным признаком, который может свидетельствовать о неисправном состоянии вискомуфты, является чрезмерный нагрев мотора. Такая ситуация может возникать в результате утечки жидкости или отсутствия своевременного срабатывания биметрической пластины. Температура мотора повышается, а вентилятор не работает вовсе или функционирует на низких оборотах, следовательно, не обеспечивается охлаждение агрегата.
Бывает и так, что при холодном двигателе вентилятор вращается на полную силу. Такая ситуация может возникать из-за испорченного геля, поломки ряда узлов механизма или превращения смазки в твёрдую субстанцию.
К чему может привести неисправная вискомуфта
Рабочий запас вискомуфты в среднем составляет 200 тыс. км. После этого механизм требует к себе повышенного внимания. Нужно постоянно контролировать момент её срабатывания, особенно летом. Также требуется проверять рабочую температуру мотора в пробках. Если отмечаются значения, близкие к критическим, то придётся всерьёз заниматься вискомуфтой. Новая деталь стоит немало, да и найти нужную модель часто не представляется возможным. Потому многие автовладельцы решаются на установку электрической системы. В любом случае, игнорировать такую ситуацию нельзя, поскольку можно столкнуться со следующими неприятностями:
Каждый из вас предупреждён об опасности, которую несёт в себе неисправная вискомуфта вентилятора системы охлаждения автомобиля. Не стоит пренебрегать проверкой и устранением неисправностей, в противном случае можно столкнуться с очень дорогим и трудоёмким ремонтом двигателя.
Про электровентилятор
Электровентилятор перекрывает все те минусы, что были у вискомуфты. После его установки сложно будет не заметить следующие улучшения:
- Перестанет перегреваться двигатель в пробках.
- Вы можете принудительно включить электровентиляторы на полную мощность в любой момент, даже стоя на месте, либо запрограммировать их включение по температуре.
- Электровентилятор не будет отнимать мощность у мотора.
- Можно установить сразу два электровентилятора для надежности, если один из них сломается или его будет недостаточно для нормального охлаждения — его роль будет выполнять другой.
- Открывается доступ к роликам и ремням.
С завода на УАЗ Патриот с кондиционером перед радиатором кондиционера (со стороны улицы) ставится так называемая «спарка» — два электровентилятора в пластиковом корпусе. Но на основной радиатор они влияют слабо, да к тому же издают сильный шум. Поэтому, если вы уже надумали ставить электровентиляторы вместо вискомуфты, можете смело их снять.
Суть проблемы
Крышка расширительного бачка
Начнем с того, что инженера Ульяновского автозавода оснащают внедорожники УАЗ Патриот вентиляторами для охлаждения радиатора, которые приводятся в действие за счет вискомуфты.
Вискомуфта представляет собой механизм, представленный в виде двух плоских дисков. Вискомуфта позволяет передавать крутящий момент посредством специальной жидкости на основе силикона.
Принцип действия заключается в нескольких пластинах, насаженных на ведомый и ведущий валы. Вращаются они в емкости с жидкостью, которая изменяет свои свойства при нагревании. Когда жидкость перемешивается при вращении ведущего вала, она меняет свои свойства (расширяется) и тем самым создает давление в камере. В результате происходит зацепление дисков ведомого вала, приводя его в движение.
Такая вискомуфта и является приводом вентилятора на внедорожнике УАЗ Патриот. Все ничего, если бы не такой минус, который дает толчок к поиску его устранения. Этим минусом является то, что вязкость жидкости зависит от скорости перемешивания. Во время торможения автомобиля УАЗ Патриот и работы двигателя на холостом ходу жидкость теряет свои свойства в результате замедления вращения ведущего вала. Это приводит к тому, что вентилятор охлаждения замедляет свою скорость вращения, и температура в двигателе постепенно растет. Такое явление встречается, когда приходится в летнюю жару стоять в пробке или передвигаться по пересеченной местности на невысокой скорости. Вискомуфта хоть и является новшеством, но ее применение на внедорожнике УАЗ Патриот является неудачным. Как устранить проблему перегрева двигателя мы рассмотрим ниже, а пока перечислим минусы использования вискомуфты.
Принцип действия вискомуфты
Внешний вид вискомуфты и ее принцип работы позволит понять приведенный рисунок.
Как видно из него, устройство вискомуфты представляет собой герметичный корпус, в котором располагаются два ряда дисков. Каждый из них связан или с ведомым, или с ведущим валом. Ведущие и ведомые диски перемежаются между собой, на каждом из них имеются специальные выступы и отверстия, а расстояние между их плоскостями минимальное.
Пространство внутри корпуса заполнено вязкой жидкостью, чаще всего изготовленной на основе силикона
Отличительными особенностями этой жидкости, позволяющими использовать ее для работы в составе вискомуфты, являются:
- увеличение вязкости, сгущение при интенсивном перемешивании;
- значительный коэффициент расширения при нагреве.
Когда движение автомобиля происходит равномерно, диски вращаются с равной скоростью и жидкость между дисками не перемешивается. При появлении различий в скорости вращения валов (ведомого и ведущего), также начинает различаться скорость вращения дисков, из-за чего вязкость жидкости возрастает и она работает на передачу крутящего момента к ведомому валу от ведущего.
При значительной разности скоростей вращения дисков, вязкость жидкости возрастает настолько, что вискомуфта блокируется и приобретает свойства, характерные для твердого тела. Дополнительную информацию о том, как работает вискомуфта, поможет получить из видео
Как проверить вискомуфту
Вискомуфта может выйти из строя двумя основными способами: полностью отключиться, или оставаться постоянно включенной (иногда только при более высоких рабочих темпах). Потери жидкости, вызванная утечкой уплотнений, являются наиболее вероятной причиной полного отказа вискомуфты. Постоянная работа компонента говорит о более сложных повреждения и может стать причиной дорогостоящего ремонта. Это может привести к разрушению всего привода, включая дорогостоящую трансмиссию.
Основные причины нетипичной работы вискомуфты:
- Шины разного размера и различной степени износа;
- Утечка силиконовой жидкости, отсоединение муфты вентилятора.
- Естественный износ при агрессивных условиях эксплуатации и высоких рабочих температурах.
- Наличие приводного механизма, который неправильно выровнен.
- Биметаллический датчик теряет свои свойства из-за поверхностного окисления, заставляя муфту застревать.
- Неисправность подшипника.
Что проверить вискомуфту, необходимо установить задние колеса на стойку для испытаний на разрыв в сервисном центре. Если вы переключитесь на G-шестеренку, передние колеса должны вывести автомобиль из испытательного стенда, как только двигатель слегка опустится выше холостого хода. Если передние колеса не могут этого сделать, вязкая муфта должна быть заменена.
Первые симптомы неисправности
Определить, работает ли вискомуфта на ауди а6 или с5 предельно просто — если при движении автомобиля температура двигателя остаётся в норме, а при работе на холостом ходу температура начинает ползти вверх, то вывод однозначен — необходима её замена. Но не всегда замена избавляет от проблемы, так как в ряде случаев необходима дополнительная настройка установленного оборудования. Вискомуфта вентилятора охлаждения относится к разряду неремонтируемых устройств, и при выходе её из строя необходима замена. И чем оперативнее провести эти работы, тем меньше вероятности перегрева двигателя при езде.
Плюсы и минусы вискомуфты
- Малое количество движущихся частей — меньше вероятность поломки и более высокая надежность.
- Скорость силовой установки напрямую не связана с условиями приводного вала (например, силовая установка может продолжать работать без остановки, даже если трансмиссия остановлена).
- Имеет потенциал для временного увеличения выходного крутящего момента.
- Эффективные передаточные числа можно легко изменить, изменив диаметр сопла по принципу Бернулли.
Вискомуфта на Kia Sorento
- Между двумя валами всегда имеется некоторое скольжение, что приводит к снижению эффективности.
- Ограниченность применения.
- Сложнее проектирования и производства.
Что это такое
Вискомуфта — компонент привода, который передает мощность и вращающий момент от центрального приводного вала на передний дифференциал и колеса. Внутри муфты находится дилатантная жидкость, которая затвердевает при воздействии силы сдвига, возникающей при вращении входных и выходных валов с разной скоростью. Входной вал соединен с задними колесами. Выходной вал соединен с передними колесами. Когда передние и задние колеса вращаются на разных оборотах (со скоростью более 6%), сдвиговая сила повышает температуру и вязкость дилатанта внутри вискомуфты.
Жидкость становится твердой и сцепляет пластины внутри устройства, в результате чего мощность передается от центрального приводного вала (двигателя) к переднему дифференциалу (передние колеса). Когда передние и задние колеса вновь начинают вращаться с относительно одинаковыми оборотами, жидкость «деактивируется», становится менее вязкой и более жидкой, в результате чего управление устройством переключается на ведущие колеса.
Зачем нужна и какую жидкость заливают в вискомуфту
Жидкость в компонент привода закачивается с помощью силовой установки. Затем под давлением направляется на приводной вал. Создаваемое давление в жидкости приводит к перемещению приводного вала. В настоящее время в качестве гидравлической жидкости или рабочей жидкости для флюидных муфт использовались органополисилоксановые масла, такие как диметилполисилоксан или метилфенилполисилоксан. Диметилполисилоксан (также называемый диметилсиликоновым маслом) обладает высоким индексом вязкости и широко применяется, но с трудом поддерживаем устойчивую способность передачи крутящего момента в течение длительного периода в тяжелых рабочих условиях и при высокой температуре. В основном это связано с низкой термической стабильностью этой жидкости.
Вискомуфта на Landcruiser
Поскольку условия эксплуатации становятся все более серьезными, оптимально отдавать предпочтение силиконовому маслу с улучшенной термической стабильностью, которое составляет 75% диметилсиликона. Чтобы предотвратить окисление или гелеобразование, к органополисилоксановому маслу добавляют антиоксиданты (октаноат железа, производные фениламина или производные ферроцена).
Диагностика неисправности
Принцип работы устройства прост — при низкой температуре охлаждающей жидкости находящаяся внутри вискомуфты пружина удерживает оба клапана в закрытом состоянии, что препятствует свободному ходу ОЖ в ней. При постепенном нагревании клапана открываются, в результате чего жидкость начинает циркулировать внутри, приводя вентилятор в движение. При небольшой температуре обороты вентилятора небольшие, и вращение его легко можно остановить рукой, тогда как при высокой температуре сделать это не представляется возможным.
Осторожно! Попытка руками остановить движение вентилятора путём заклинивания лопастей может привести к серьёзным травмам. Использование посторонних предметов может стать причиной разрушения лопастей.
Если при высокой температуре двигателя вентилятор крутится слабо, то однозначно необходимо выполнять замену. Запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной виской, так как это может стать причиной перегрева двигателя.
Где применяют вискомуфты
Вискомуфты используются в качестве центрального дифференциала в некоторых автомобилях с системой полного привода (4WD), таких как Toyota Celica GT-Four, а также в качестве дифференциала дифференциала скольжения (LSD) на задних мостах. Данные приборы предлагают более дешевый способ внедрения полного привода, нежели дифференциалы Torsen с механическим переключением, используемые Audi.
Вискомуфта на Rolls Royce & Bentley
Volvo, Subaru, Land Rover, Vauxhall/Opel и многие другие бренды использовали вискомуфты в своих приводах на начальных этапах развития. В настоящее время они заменяются электронными устройствами.
Как была изобретена вискомуфта
Если заглянуть в историю, то первый прототип рабочей вискомуфты был создан в 1917 году. Его создателем является Мелвин Северн. К сожалению, в то время данный аппарат не нашёл практического применения.
Всё кардинально изменилось в 1964 году. Именно тогда устройство вискомуфты впервые использовалось как автоматическая блокировка межосевого дифференциала. Первым автомобилем, на котором был установлен подобный агрегат, стал легендарный Interceptor FF.
Внимание! Широкое применение такое устройство, как вискомуфта нашло во второй половине 60-х годов. Для автомобилей с постоянным приводом на все четыре колеса данный агрегат стал настоящей находкой.
Замена вискомуфты
- Фронтальные монтажные кронштейны: 17-миллиметровый гаечный ключ и храповик с расширением.
- Корпус: ключ на 13 мм с удлинителем.
- Соединения: шестигранная или 8-миллиметровая розетка с удлинителем и храповым механизмом.
- Приводной вал: два открытых ключа на 13 мм (иногда только 12 мм для гаек).
- Отсоедините шланг и промойте его под корпусом вискомуфты.
- Поднимите переднюю часть автомобиля с помощью домкрата.
- a. Запишите и отметьте выравнивание карданного вала передним дифференциалом, чтобы вы могли поместить тот же болт через те же отверстия каждого блока при повторной сборке. Это уменьшит шансы на то, что вы нарушите балансировку карданного вала при повторной сборке.
3.b. Открутите четыре передних болта, удерживающих карданный вал, с помощью торцевого ключа на 13 мм. В качестве альтернативы можно использовать 1/2-дюймовый ключ с открытым торцом.
- Ослабьте болты, удерживающие передний дифференциал, чтобы его можно было сдвинуть. Ослабьте два болта в верхней задней части диффузора, которые поддерживают его сверху, на перевернутой панели «U». Не удаляйте их. Вытащите три крепежных болта здесь, один спереди, два сзади. Поместите домкрат под дифференциал, и в этот момент удалите все болты и крепления.
- Сдвиньте передний диффузор вперед так, чтобы приводной вал отсоединился от переднего дифференциала. Сдвиньте карданный вал в сторону.
- Удалите масло с передней диффузии через отверстие для слива масла. Утилизируйте его. Перед тем, как вы удалите пробку слива масла, убедитесь, что вы можете удалить пробку для заливки масла.
- Снимите 13-миллиметровые болты, удерживающие заднюю половину переднего дифференциала на автомобиле, а затем вытащите заднюю треть дифференциала. Также удалите 14мм болты и две маленькие медные шайбы рядом с верхней частью, которая соединяет шланг для вентиляционного отверстия для диффузора.
Затем раздвиньте заднюю часть диффузора так, чтобы она была более или менее горизонтальной. Ваш домкрат должен находиться на корпусе с основным диффузором, а не на корпусе вискомуфты.
- Вытяните вискомуфту и замените ее, стараясь заново установить маленькую металлическую шайбу. Никаких специальных инструментов или измерений не требуется.
- Верните компоненты на место, но задвиньте передний дифференциал вниз так, чтобы правильно установить его относительно задней передачи. При завинчивании карданного вала замените 4 гайки на заводские новые.
- Заправьте передний дифференциал трансмиссионным маслом с использованием заводской вязкости.
Снятие вискомуфты уаз патриот двигатель 409
Снятие вентилятора и вискомуфты
• Снимите кожух вентилятора Для этого удалите с помощью небольшой отвертки штифты распорных зажимов в верхней части кожуха, снимите оба зажима, после чего выньте кожух вверх.
• Отверните гайку крепления вентилятора к ступице водяного насоса, используя рожковый ключ на 32 мм.
Внимание: гайка имеет левую резьбу, поэтому должна поворачиваться вправо.
• При отворачивании гайки нажмите на приводной ремень водяного насоса, чтобы удержать ступицу от проворачивания Если гайка не поддается, ударьте по рукоятке клоча подходящим молотком, чтобы ослабить затяжку. После этого можно отвернуть гайку, вращая крыльчатку вентилятора Соблюдайте осторожность, чтобы не уронить вентилятор.
• При необходимости снимите вискомуфту. отвернув четыре крепежных болта (указаны стрелками).
На автомобиль устанавливают вязкостную муфту привода вентилятора.
Муфта позволяет снизить расход топлива, уменьшить шум вентилятора, способствует лучшему прогреву холодного двигателя.
Вязкостную муфту снимают в случае ее неисправности, если муфта не включается или включается не полностью.
Вам потребуется ключ «на 32».
Вид вязкостной муфты в сборе с вентилятором
Для удобства выкручивания муфты, откручиваем одну шпильку
Отворачиваем вал муфты от ступицы привода вентилятора
Нужно учесть, что соединение муфты со ступицей имеет левую резьбу
Снимаем вязкостную муфту в сборе с вентилятором
Откручиваем четыре гайки крепления вентилятора к муфте
Снимаем вентилятор с муфты
Устанавливаем вентилятор и муфту в обратном порядке
УАЗ Патриот 2015
Не успел я поменять потёкшие амортизатры — и новая напасть
Источник