Меню

Мотор от риги с педалями

Мопед с педалями из СССР – два метра едешь, а десять крутишь

Мопед, был мечтой любого советского подростка. Сегодня далеко не каждый знает, что предшественниками привычных мопедов, оснащенных кикстартером, были мокики на педалях, которые в шутку называли «два метра едешь, а десять крутишь».

Такое прозвище они получили, потому, что для запуска двигателя требовалось хорошо раскручивать педали.

Первенцы среди мопедной техники в СССР – обычные велосипеды с моторчиками. В народе их называли дырчиками . Изначально такую технику делали народные умельцы в кустарных условиях.

Первый советский дырчик, созданный в производственно-заводских масштабах, назывался В-901 и выпускался харьковским велосипедным заводом в 1958 году.

Дальнейшую инициативу по изготовлению дырчиков перехватил Львовский Велозавод, выпустив модель МВ-042 «Львовянка». Львовские инженеры конструкторы помимо движка, придали обычному велосипеду очертания настоящего мопеда.

Одним из первых полноценных мопедов в СССР, стала модель «Верховина-3» выпущенная тем же Львовским Велосипедным Заводом.

Мокик выпускали с 1970 по 1973 год. Этого педального коня оснащали мотором Ш-51, разгоняющим машину до 50 км/ч. Мотор работал в паре с 2-скоростной коробкой передач.

Основную конкуренцию львовским мокикам составляли мопеды Рижского Мотозавода. При этом рижские модели по качеству и популярности превосходили львовских коллег.

Впрочем, самый первый мопед Spiriditis, рижского завода «Саркана Звайгзне», получился неудачным и его быстро заменили, на образец «Рига-1».

Наиболее привлекательная и массовая модель, времен рассвета веломопедов – «Рига 13», дебютировавшая в 1983 году.

Мокик получил мотор Д-8 и набор удачных осветительных приборов. Вдобавок, машину оснастили высоковольтным трансформатором, посредством которого удалось привести в порядок проблемную катушку зажигания.

Движок мопеда мощностью 1,3 лошадиные силы, развивал максимальную скорость до 40 км/ч.

Умеренные скоростные характеристики мопеда, сделали его чрезвычайно популярным среди подростков. Максимальная скорость в 40 км/ч не вызывала особых опасений у родителей, которые могли себе позволить купить ребенку такой мопед.

Также популярности добавлял объем двигателя в 45 кубиков, допускающая вождение без водительских прав.

«Рига-13» стал последней моделью, движок которой запускался посредством вращения педалей. Тем не менее, серийное производство этих мопедов продолжалось до 1998 года.

Все же, после появления в 70-х, первых мопедов с кикстартерами, двигателя которых запускались по мотоциклетному типу, популярность моделей с педалями начала падать, а со временем их во все перестали выпускать.

Подписка, палец «вверх» и комментарии приветствуются.

Источник

Мопеды «Рига» — История серийных мопедов «Рига»

Spriditis Производство мопедов на заводе Саркана Звайгзне г. Рига стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды.

Производство мопедов на заводе «Саркана Звайгзне» (г. Рига) стартовало в 1958 году. Опыт оказался не совсем удачным. Это были мопеды «Спиридитис» (Spiriditis) с двигателем объемом 60 куб.см. по лицензии «Ява». Первый блин оказался комом, конструкторы «Саркана Звайгзне» отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники.

Так появился первый мопед «Рига-1», выпуск которого начался в 1961 году, хотя разработан он был двумя годами ранее. Мопед оснащался двигателем Jawa объемом 50 см3, что требовало регистрации в ГАИ и наличия мотоциклетных прав, что негативно сказывалось на спросе этой модели.

Читайте также:  Компрессия лодочного мотора тохатсу 5 л с 2 такта

С 1961 по 1963 г. Завод выпускал мотовелосипеды Гауя. На одноместный мопед устанавливали двигатель Д4 или Д5 мощностью 1 л.с. Надежная сварная рама отличалась небольшим весом, а передняя подвеска имела пружинные амортизаторы. Для езды в темное время суток мопед оснащали фарой, которая питалась от генератора. Гауя развивал скорость до 40 км/ч.

В 1965 году на смену «Рига-1» пришла «Рига-3». При внешнем сходстве, новая модель получила двигатель Ш-51 шауляйского производства. Однако, эти двигатели оказались довольно ненадежными и популярность рижских мопедов вновь пошатнулась. Внешне Рига-3 отличалась иной формой бензобака, сиденьем подушечного типа и рамой с удлиненной хвостовой частью. Кроме этого, «Рига-3» была мощнее «Риги-1» почти на треть, легче на 2 кг и могла разогнаться до 50 км/ч.

В 1970 году завод представил новую модель «Рига-4» с двигателем объемом 49,9 см3 (что не требовало наличия прав) и мощностью 2 л.с. Из новшеств: появился высоковольтный трансформатор, щитки для колес, изменился багажник, поменялась конструкция цепи, шестерней коробки передач, установили новый багажник, а привод спидометра был от двигателя. Но главное — впервые на мопеде вместо 19-дюймовых колес были установлены 16-дюймовые. Наверное, поэтому «Рига-4» уже не смотрелся так по-советски.

С 1966 по 1971 год выпускался преемник Гауи – «Рига 5». По конструкции он довольно сильно отличался от предшественника. Например, для амортизации переднего колеса в «Рига-5» применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Изменился дизайн. Передач не было, двигатель «Д-5» запускался от вращения педалей. Несмотря на простоту управления, динамика мопеда значительно ухудшилась. Раму укрепили, т.к. прошлые модели грешили ломающимися рамами. В 1971 году на смену «Рига-5» пришел «Рига-7».

Новый мопед «Рига-7» начали производить в 1969 году параллельно с «Рига-5». Новая модель полностью вытеснила старую к концу 1971 года. Главное отличие – двигатель Д-6, позволяющий подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. У нового мопеда появился бардачок для инструментов, глушитель, взаимозаменяемые колеса и щитки. В конструкции «Риги-7» имелась специальная рейка, предотвращающая поломку рамы в случае экстренного торможения. В 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, и заменили на «Ригу-11».

После мопеда «Рига-7» на свет вышел новый «Рига-11» — стильный односкоростной мопед с мощными колесами. Двигатель Д6 сохранили. Но, модель оказалась достаточно тяжелой, а рама недостаточно прочной. К тому же оригинальный бак, размещенный под багажником, на практике доставлял немало хлопот при движении в гору, особенно когда там оставалось мало топлива.

«Рига-12» производился с 1974 по 1979 год. Он оснащался шауляйским двигателем Ш-57 и имел велосипедные педали, с помощью которых можно было помочь двигателю при движении в гору. Модель отличалась наличием бумажного воздушного фильтра, вмонтированного в раму. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально был очень похож на «Ригу-16», но отличался коротким седлом и меньшим багажником.

Читайте также:  У дисковой пилы мотор работает а диск не крутит

На смену легкому мопеду «Рига-11» пришел наиболее удачный мопед того времени – «Рига-13». Он производился с 1983 года и оснащался двигателем мощностью 1.3 л.с., который разгонял мопед до 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, а позже начали ставить двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. «Рига-13» стал самым массовым мопедом завода и производился до 1998 года.

В 1977 году в производство запущена двухскоростная модель «Рига-16». У мопеда был глушитель мотоциклетного типа, кикстартер, рычаг заднего тормоза, задний фонарь, оригинальная окраска и новый руль. Первые модели оснащались шауляйским двигателем Ш-57, а более поздние версии получили самый удачный двигатель Ш-58. Фактически, «Рига-16» — первый мокик в СССР (до этого были мопеды с педалями). При собственном весе 45 кг мокик мог перевозить до 115 кг груза!

В 1981 году завод приступил к выпуску мокика «Рига 22», который был модернизацией модели «Рига 16» и оснащался двигателем Ш-62. Двигатель кардинально отличался от своих предшественников. В частности, он имел мощное электронное бесконтактное зажигание. Направление вращения коленвала пришлось поменять из-за другой коробки передач. Но, хорошую конструкцию подвело качество. Поэтому в 1984 году всю систему модернизировали и двигатель, развивающий 1.8 л.с., стал называться Ш-62М. Одновременно с этим изменилась конструкция глушителя. Но коробка передач по-прежнему оставалась слабым звеном мокика «Рига 22».

В 1982 году завод представил очень необычный мокик «Рига-26» (или «Мини» РМЗ-2.126). Он стал самым компактным за всю историю завода и легко помещался не только на балконе, но и в багажнике любого советского автомобиля с кузовом универсал. Вот только весил он 50 кг. «Рига 26» отличался маленькими пухлыми колесами, как у мотороллеров, а руль и сиденье могли опускаться, делая мокик еще более компактным. Двигатель – Ш-62, В-50 или В-501, все – шауляйского завода.

К середине 80х на рынке наблюдалось перепроизводство мопедов, поэтому завод решил сконцентрироваться на новых моделях мокиков. В 1986 году была представлена совершенно новая разработка – мокик Дельта (РМЗ 2.124). Оригинальная рама и удачный двигатель были ключевыми элементами успеха этой модели. Дельта получила двухскоростной двигатель В-50 шауляйского завода, на котором были учтены многие недостатки предыдущих моделей. А ножное переключение передач в двигателе В-501 вообще вызывало восхищение у байкеров. Небольшими партиями выпускались Дельты с литыми колесами и трехскоростными двигателями польского производства.

Вслед за Дельтой рижский завод показал мокик Стелла (Stella). На него установили двигатель М-225 от мопеда Babetta. После развала СССР на «Стелле», кроме двигателей от Babetta, стали устанавливать двигатели от польского мокика Dezamet и двигатели французских Peugeot.

Читайте также:  Мотор от пылесоса сколько оборотов

В 90х завод «Саркана Звайгзне» перестал производить мопеды. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод стали распродавать по частям. А жаль, ведь сейчас мопеды и скутеры – очень популярный вид транспорта, но нам приходится покупать технику у китайцев…

С серийными мопедами рижского завода, кажется, все. Но завод «Саркана Звайгзне» за время своего существования создал немало экспериментальных и спортивных моделей. О них — в следующих блогах. Подписывайтесь!

Источник

Мечта советских мальчишек — мотовелосипед «Рига-5»

Продолжаю вам рассказывать про советские мопеды, которые я встретил в музее «Легенды СССР» в Каминск-Шахтинском.

Если вы посмотрите на фотографию ниже, то увидите на заднем плане два мопеда, о которых я вам уже подробно рассказывал.

Это МВ-18М и Рига-11 . Рядом с ними стоял ярко-синий мопед, здорово напоминающий МВ-18М, но не имеющий с ним ничего общего.

Он называется Рига-5 и является дальнейшим развитием известного мотовелосипеда Рига-2 «Гауя».

В 1966 году вместо мотовелосипеда «Гауя» рижский завод «Саркана Звайгзне» начал выпуск нового Рига-5.

Главным отличием была замена мотора Д4 мощностью 1 л.с. на Д5, который выдавал 1,2 л.с. Справедливости ради стоит отметить, что мотовелосипеды «Гауя» в последние годы выпуска также комплектовались моторами Д5.

Комфорт был повышен за счет новой телескопической передней вилки, в то время как у предшественника для амортизации переднего колеса применялись пружины, позволяющие вилке изгибаться вперед.

Внешне 5-ю Ригу довольно просто отличить по переднему крылу, установленному с большим зазором (это пришлось сделать из-за большого хода телескопической вилки) и 5,5-литровому топливному баку, переехавшему на верхнюю перекладину рамы.

Если у мотовелосипеда «Гауя» был обтекатель, закрывающий часть двигателя и цепи с обеих сторон, то у Риги-5 он выглядел гораздо проще и располагался лишь с одной стороны.

Рига-5 сначала оснащали классической велосипедной втулкой на заднем колесе. Тормозить нужно было так же, как и на велосипеде.

Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа.

5-я Рига выглядит, как нечто среднее между велосипедами и мопедами благодаря усиленной раме, в частности в районе руля.

Я ни разу не ездил на Риге-5, но знакомые говорят, что она была достаточно тяговитой. Т.е. можно было забираться на склоны большой крутизны если позволяло дорожное покрытие.

Мопед производили до 1971 года, после чего ему на смену пришла модернизированная модель Рига-7, получившая двигатель Д6 и комплект светотехники.

Выставленный в музее экземпляр выглядит так, как никогда не выглядели оригинальные Риги. А всё дело в окраске металликом, что является серьезным отхождением от аутентичного состояния.

Вообще, я не люблю, когда так делают. Понятно, что так мопед выглядит красивее, особенно при правильном освещении. Но ведь ценность его сразу снижается.

Источник