Меню

Какие валы есть в москве список


Warning: Undefined array key "" in /var/www/u0600379/data/www/evakuatorinfo.ru/wp-content/themes/basicpro/inc/html-blocks.php on line 143

Семь колец Москвы: хранители многовековой истории города

Автор: Юлия Смагринская

Семь колец Москвы, сохранившие многовековую историю столицы, расскажут о том, как формировался город. Кольцевые магистрали столицы изначально представляли собой крепостные валы для обозначения ее границ. Со временем функцию обозначения контуров поселения взяли на себя дороги. Узнать побольше об исторических кольцах столицы предлагает «Мой Дом Москва», совместно с Комитетом по туризму и проектом #Москвастобой.

1. Кремль, 27,5 га

Привычный нам современный вид московской крепости в XV веке придали зодчие из Италии. Итальянских мастеров пригласил для строительства Иван III. Кремль был построен на Боровицком холме, где ранее находилось поселение вятичей. Древнерусское племя построило в том месте деревянную крепость, окруженную рвом, для защиты от врагов. Со временем на смену деревянной стене была возведена каменная. Главный символ столицы тогда вмещал внутри целое поселение. Территория вокруг Кремля называлась посад. Его жители в случае опасности прятались за стены крепости, которые были настолько прочными, что за несколько столетий никому не удалось их взять.

2. Китай-город, 70 га

Исторический район Москвы был окружен каменной стеной в 1538 году по указу Елены Глинской, матери будущего царя Ивана Грозного. Китайгородская стена тянулась от угловой Арсенальной башни Кремля, проходила мимо нынешних Театральной, Новой и Старой площадей до еще одной, Москворецкой, башни Кремля. Части этой стены сохранились до наших дней. Увидеть фрагменты развалин можно на Китайгородском проезде и площади Революции.

3. Белый город, 400 га

В конце XVI века вслед за Китай-городом началось строительство новых оборонительных стен из белого камня для защиты Москвы от набегов крымских татар. Территория внутри стен носила название – Белый город. Земля там принадлежала князьям, боярам и их приближенным. Крепость со временем разрушилась, поэтому стену решили снести, сделав на ее месте Бульварное кольцо. В местах расположения сегодняшних площадей располагались башни-ворота (Покровские, Пречистенские, Никитские и Яузские). Очертания современного Бульварного кольца теперь служат единственным напоминанием о бывших границах Белого города.

Читайте также:  Люфт приводного вала между шрусами

4. Земляной город, 1300 га

Земляной вал с деревянными стенами выступал ограждением новой территории города, которая вошла в состав Москвы при царе Федоре Иоанновиче. Земляной вал защищал от нападений дома ремесленников и мастеров, проживавших в его черте. Оборонительные укрепления простояли вплоть до начала XIX века. В войну 1812 года земляной вал разрушился, но восстанавливать его не стали. На смену ему организовали большую мощеную улицу. Границы ее очертили высаженными по краям садами, отсюда пошло название Садового кольца.

5. Камер-Коллежский вал, 7100 га

Новой официальной границей Москвы в 1806 года стал Камер-Коллежский вал, который был построен в 1731 году и просуществовал до середины XIX века.

Название связано с камер-коллегией, которая занималась в Москве сбором пошлин после появления в XVIII веке таможенной границы города. Для уплаты необходимой суммы следовало проехать через ворота или заставы Камер-Коллежского вала. До наших дней память о них сохранилась в названиях: Серпуховская Застава, площадь Тверская Застава, улицы Преображенский Вал и Пресненский Вал. Сегодня по старинным таможенным границам города проходят участки Третьего транспортного кольца.

6. Московская окружная железная дорога, 23390 га

В XX веке Москву окружило стальное кольцо окружной железной дороги. Ее строительство велось с 1903 по 1908 годы. Открытие железнодорожного сообщения немного разгрузило московский транспортный узел. Горожане же получили возможность перемещаться между городами на поезде. Путешествия на поездах быстро вошли в привычку москвичей, увеличилась скорость доставки грузов и почты. Пассажирское движение по Московской окружной железной дороге прекратилось в 1934 году. На долгие годы про нее забыли. Лишь в 2000-х годах, с началом развития Московского центрального кольца, окружная железная дорога снова ожила. Границы Москвы 1917 года сегодня полностью повторяют пути МЦК.

7. Московская кольцевая автомобильная дорога, 107 000 га

Очередное расширение границ города произошло в 1962 году с открытием МКАДа. Планы по строительству автодороги вынашивались еще до Великой Отечественной войны. Временную кольцеву дорогу проложили в 1941 году для быстрой переброски войск. К концу 1950-х годов появились первые километры трассы, а завершилось строительство лишь в 1962 году. С момента открытия МКАДа границы города были продлены до Московской кольцевой автомобильной дороги. В 1990-х годах она пережила первую масштабную реконструкцию. Столица с ее увеличившейся площадью стала называться «Большой Москвой».

Источник

Камер-Коллежский вал и заставы Москвы — история

Камер-Коллежский вал в Москве представлял собой земляную насыпь с устроенным снаружи рвом с водой и многочисленными заставами. Он располагался от Кремля следующим после Садового кольца (Земляного Вала). Его длина составляла порядка 37 километров.

Эти валы и заставы были устроены по решению Камер-Коллегии, занимавшейся сбором налогов, как таможенная граница тогдашней Москвы, при пересечении которой торговцами выплачивалась пошлина на ввозимый в город товар.

Предшественником Камер-Коллежского вала был вал Компанейский, учрежденный в 1731 году. Его возвели водочные откупщики для недопущения ввоза в Первопрестольную не производимой ими алкогольной продукции.

Первоначально на валу размещалось 16 застав, но со временем число увеличилось до 18. Их названия были созвучны дорогам, на которых они стояли.

В 1754 году был издан указ об упразднении внутриимперских таможен и на валу остались лишь полицейские посты, осуществлявшие паспортный контроль. Таким образом, Камер-Коллежский вал стал неофициальной полицейской границей Москвы (официальный статус был получен в 1806 году).

Во время страшной чумы 1771 года за кольцо вывели все городские погосты, а предание земле на территории города строго запретили.

Ликвидировали заставы на Камер-Коллежском валу в 1852 году, а сама насыпь была срыта несколько лет спустя.

Начиная с 1864 года кольцо бывших заградительных валов становится границей уже между районами города, которыми ведала Московская городская дума, и загородными территориями, находившимися в управлении Земства. Последние не смогли организовать у себя должный полицейский надзор, что привело к криминализации многих здешних поселков. Особенно выделялись среди них Хапиловка, Благуша и Марьина Роща.

Современный Камер-Коллежский вал уже не является замкнутым транспортным кольцом, да и никогда не являлся.

Его начали «разрывать» еще в XIX столетии при строительстве железнодорожных веток и вокзалов на территории города, не строя между улицами на месте прежних валов ни переездов, ни, тем более, путепроводов. Воспоминание об одной из кольцевых границ города осталось только в названиях улиц и площадей, которые сохранились до настоящего времени и живут уже своей историей.

Улицы и площади на месте Камер-Коллежского вала и московских застав

В состав входили следующие Валы и Заставы с перечислением нынешних названий улиц и площадей:

  1. Трехгорная застава (стояла на пересечении нынешних Студенецкого переулка и улицы Мантулинской)
  2. Трехгорный Вал (ныне — улица Трехгорный вал)
  3. Пресненская застава (ныне — Площадь Краснопресненская застава)
  4. Пресненский Вал (ныне — улица Пресненский вал)
  5. Грузинский Вал (ныне — улица Грузинский вал)
  6. Тверская Застава (ныне — площадь Тверская Застава)
  7. Бутырский Вал (ныне — улица Бутырский вал)
  8. Бутырская Застава (ныне — площадь Савеловского вокзала)
  9. Лазаревский Вал ( ранее проходил вдоль границ Лазаревского кладбища, но к настоящему времени застроен)
  10. Крестовская Застава (Рижская площадь)
  11. Крестовский Вал (проходил примерно по линии современной Рижской эстакады)
  12. Переяславский Вал (на сегодняшний день включен в границы Сокольнического вала)
  13. Сокольнический Вал (ныне — улица Сокольнический вал)
  14. Сокольническая Застава (ныне — Сокольническая площадь)
  15. Олений Вал (ныне — улица Олений Вал)
  16. Богородский Вал (ныне — улица Богородский вал)
  17. Черкизовский Вал (ныне — Краснобогатырская улица)
  18. Преображенская Застава (ныне — Преображенская площадь)
  19. Преображенский Вал (ныне — улица Преображенский Вал)
  20. Измайловский Вал (ныне — улица Измайловский Вал)
  21. Семеновская Застава (ныне — Семеновская площадь)
  22. Семеновский Вал (ныне — улица Семеновский вал)
  23. Госпитальный Вал (ныне — улица Госпитальный вал)
  24. Госпитальная площадь
  25. Лефортовский Вал (ныне — улица Лефортовский вал)
  26. Проломная Застава (ныне — площадь Проломная застава)
  27. Золоторожский Вал (ныне — улица Золоторожский вал)
  28. Рогожская Застава (ныне — площадь Рогожская Застава)
  29. Рогожский Вал (ныне — улица Рогожский вал)
  30. Покровская Застава (ныне — площадь Абельмановская Застава)
  31. Покровский Вал (ныне — Абельмановская улица)
  32. Спасская Застава (ныне — площадь Крестьянская Застава)
  33. Крутицкий Вал (ныне — улица Крутицкий вал)
  34. Симоновский Вал ( ныне — улица Симоновский вал)
  35. Симоновская Застава (стояла на пересечении нынешних улиц Ленинская Слобода, Восточная и Мастеркова)
  36. Симоновослободский Вал (проходил по части нынешней улицы Ленинская Слобода)
  37. Даниловская застава (располагалась у Даниловского монастыря напротив дома №71 по Дубининской улице)
  38. Даниловский Вал (ныне — улица Даниловский вал)
  39. Серпуховская Застава (ныне — площадь Серпуховская Застава)
  40. Серпуховской Вал (восточная часть нынешней Серпуховской улицы и западная часть улицы Орджоникидзе)
  41. Калужская Застава (ныне — площадь Гагарина)
  42. Хамовнический Вал (ныне — улица Хамовнический вал)
  43. Лужницкая Застава (стояла на пересечении нынешних улиц Хамовнический Вал и Малая Пироговская)
  44. Сетуньская Застава (стояла на месте развязки нынешних Воробьевского шоссе и Третьего транспортного кольца)
  45. Можайский Вал (ныне часть от улицы Киевская до Бережковской набережной)
  46. Дорогомиловская Застава (ныне — площадь Дорогомиловская Застава)
  47. Дорогомиловский вал (ныне застроен)
  48. Трехгорный Вал (ныне — часть улицы 1905 года от Мантулинской до Краснопресненской набережной)

На карте ниже указаны примерные границы бывшего Камер-Коллежского Вала в городе Москве.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!

Источник

Кто окольцевал Москву

Москву можно назвать настоящим городом колец – сегодня в столице пять кольцевых улиц и одна кольцевая линия в метро. Но архитекторы не собираются останавливаться и на этом – уже начато сооружение второго кольца подземки. А еще раньше были планы по строительству четвертого транспортного автомобильного кольца. МОСЛЕНТА вспомнила, кто и когда впервые окольцевал столицу, были ли сады на Садовом кольце, и зачем архитекторы хотели замкнуть бульвары.

Кольцо вокруг Кремля

Самое первое московское кольцо появилось одновременно со строительством первого крепостного укрепления на месте современного Кремля. Археологи утверждают, что произошло это в XI веке. В то время крепость была деревянной, поэтому часто страдала от набегов противника и пожаров. Кремль защищало укрепление в виде кольца, которое состояло из вала, рва с водой глубиной до девяти метров и частокола.

В то время рядом с Боровицким холмом на берегу Москвы-реки соединялись две торговые дороги – одна шла в Новгород, а вторая из Киева уходила на северо-восток. Рядом находилась и важная водная торговая артерия – Москва-река. Благодаря такому удачному расположению Москва приобрела большое значение для торговли между востоком и западом.

Поселения росли, их часто перестраивали. Вместе с ними перестраивались и оборонительные сооружения. Летописи гласят, что первое единое и достаточно крупное укрепление возникло здесь в 1156 году. Стены крепости имели протяженность около 850 метров, были окружены рвом и семиметровым земляным валом, который был укреплен дубовыми брусьями.

В 1238 году Кремль был разрушен во время нашествия монголов, затем вновь отстроен из дерева. Однако в середине XIV века великий князь Дмитрий Донской посчитал, что деревянное укрепление ненадежно и распорядился заменить деревянные стены постройками из белого камня. Именно с того момента столицу стали называть «белокаменной».

Репродукция гравюры «Общий вид Москвы», выполненной по рисунку Олеария (1636 год), из коллекции Музея истории и реконструкции Москвы.

Каменные стены дважды выстояли против осады войск князя Ольгерда, который несколько раз покушался на московские земли. Однако постепенно укрепления Кремля приходили в негодность. Летописи XV века упоминают о том, что стены начали разрушаться и «поплыли».

Поэтому при Иване III во второй половине XV века началась полная реконструкция крепости. Перестраивали и соборы внутри Кремля, и крепостные стены.

Для выполнения работ в Москву пригласили архитекторов из Италии. На месте белокаменных стен начали выстраивать новые защитные сооружения из красного обожженного кирпича.

В 1508 году вокруг стен обновленного Кремля выкопали глубокий ров, вода в который попадала из реки Неглинной. Тогда крепость приобрела современный вид.

Китай-город и его стена

Москва росла и уже выходила далеко за пределы кремлевских стен. Вокруг крепости образовался так называемый посад – место рядом с крепостными стенами, где селились торговцы и ремесленники. В случае опасности они покидали свои жилища и прятались в Кремле.

Дороги молодого города стали получать названия. Изначально все они были безымянными. Первая улица протянулась вдоль Москвы-реки от Кремля в Зарядье. Она получила название Великой или Большой. Чуть позже появилась улица, которая вела от Кремля в сторону Ростова, Суздаля и Владимира – ее стали называть Никольской.

Ильинку назвали в честь церкви Ильи-пророка, а Варварку – в честь церкви Святой Варвары Великомученицы. Здесь располагались многочисленные торговые лавки, конторы банкиров и купцов, а также знаменитый Гостиный двор, где останавливались прибывающие в Москву путешественники и послы.

Однако угроза набегов крымских татар привела к тому, что в 1534 году во времена правления Елены Глинской (матери Ивана Грозного) вокруг московского посада стали сооружать еще одну крепостную стену. Она примыкала к Московскому Кремлю, включала в себя 12 башен и имела общую длину более двух с половиной километров.

Стена Китай-города была ниже и толще кремлевской, на ней были сделаны специальные площадки для отражения пушечного огня противника. Китайгородская стена стала вторым настоящим кольцом Москвы.

Впрочем, к Китаю местность и крепостная стена никакого отношения не имели. Есть несколько версий возникновения названия. По одной из них, оно произошло от слова «кита», означающего «вязку жердей», которые использовались при строительстве укреплений. По другой, источником названия стало итальянское слово «citadelle», которое переводится как «укрепление». Также есть версии происхождения Китай-города от тюркского слова «катай» – крепость или английского «city» – город.

Белый город

В столицу продолжали стягиваться купцы и ремесленники, город увеличивался, внутри крепостных стен снова не хватало места, поэтому дома стали появляться и вокруг укреплений. Новую местность стали называть Белым городом, потому что жили здесь в основном дворяне и бояре. Их земля была освобождена от налогов и считалась «белой», в отличие от «черных» земель, на которых жили купцы, крестьяне и ремесленники, исправно уплачивавшие все сборы.

Репродукция картины «Семиверхая башня Белого города» работы художника Аполлинария Михайловича Васнецова из собраний музея истории и реконструкции Москвы.

Изображение: Валентин Черединцев / РИА Новости

В 1593 году Белый город окружила еще одна крепостная стена, ставшая третьим кольцом Москвы. В стене было 27 башен и 11 ворот. После ее появления многие дома Белого города стали перестраивать в камне, а улицы выложили булыжником. Внутри крепости были расположены Охотный ряд, Пушечный и Колымажный дворы, множество монастырей, а также сады, о чем свидетельствует название Старосадского переулка.

С внешней стороны стену окружал ров, вода в него также поступала из реки Неглинной. А под стеной река проходила в трубе – отсюда пошло название Трубной площади и Трубной улицы.

В конце XVIII века стена Белого города потеряла фортификационное значение и ее разобрали. На месте снесенных укреплений стали высаживать деревья, а вскоре здесь создали широкие улицы, которые впоследствии стали Бульварным кольцом.

Земляной вал и Деревянный город

В конце XVI века границы Москвы снова вышли за пределы крепостных стен, и в 1593 году в ее состав вошла территория, находившаяся за Белым городом. Раньше здесь располагались деревни, земли монастырей, дома ремесленников и купцов. Из-за преобладающей деревянной застройки территорию стали называть Деревянным городом. В народе же местность прозвали Скородомом, потому что возводимые здесь дома строились очень быстро.

Для защиты новой городской территории в тот же период были построены деревянные укрепления, общая длина которых достигала 15 километров. Однако постройка была уничтожена пожаром, поэтому в 1630-е годы москвичи возвели на этом месте земляной вал, окруженный рвом.

В границах Земляного вала, который стал четвертым кольцом Москвы, жили крестьяне, ремесленники и мелкие торговцы. В Замоскворечье же обитали стрельцы, поэтому его стали называть Стрелецкой слободой.

Однако после переезда столицы в Санкт-Петербург, окраинные территории Деревянного города начали ветшать. На Земляном валу появились кабаки и ночлежки. К концу XVIII века вал осел, а ров обмелел, в некоторых местах земляные укрепления срыли, в результате образовались широкие свободные площади.

В 1812 году при пожаре многие строения по обе стороны вала сгорели, поэтому территория нуждалась в реконструкции. Остатки Земляного вала решили снести, а на его месте проложить кольцевую мощенную камнем дорогу.

Владельцев участков, которые стояли вплотную к новой улице, обязали разбить на своих землях палисадники. Так практически на всем кольце появились сады, а само оно стало называться Садовым.

В конце XIX на Садовом кольце появилась линия конного трамвая, а в 1912 году его сменили электрические вагоны. Кольцевой маршрут получил наименование «Б».

В таком виде улицы существовали до 1930-х годов. После этого в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, улицу расширили, а зеленые палисадники закатали в асфальт.

Камер-Коллежский вал

Еще одним кольцевым сооружением столицы стал построенный в 1742 году Камер-Коллежский вал, который обозначил таможенную границу Москвы. Предшественником таможенного вала стала построенная купцами в 1731 году деревянная стена, которая являлась преградой для ввоза в Москву контрабандной водки. Однако заградительное сооружение предприимчивые москвичи быстро разобрали на дрова.

«План Столичному городу Москве» 1830 года из » Полного собрания законов Российской Империи. Книга чертежей и рисунков. Планы городов.»

Изображение: Личная канцелярия ЕИВ / wikimedia.org

Новая границы была учреждена Камер-Коллегией, выполнявшей в городе функции налогового органа, для контроля за ввозимыми в Москву товарами. Вал представлял собой высокую земляную насыпь, с внешней стороны окруженную рвом. На нем соорудили 18 застав, где купцы уплачивали пошлины на свой товар. Все заставы были соединены кольцевой дорогой, по которой регулярно проезжал патруль.

В середине XVIII века таможни внутри империи были устранены, на валу остались только посты полиции, а само укрепление вскоре стало уже полицейской границей города.

Во время эпидемии чумы 1771 года кольцо также обозначило и территории, отведенные для погребения. Все городские кладбища вынесли за пределы вала, а проводить захоронения в Москве строго запретили, чтобы болезнь не распространялась.

Камер-Коллежский вал уничтожили в XIX столетии. Сейчас в городе практически не осталось следов этого укрепления – по его периметру, в отличие от Земляного вала и стены Белого города, не были проложены транспортные артерии.

Железнодорожное кольцо

К концу XIX века растущая Москва столкнулась с серьезными транспортными проблемами: работавшие в городе извозчики и конка не справлялись с потоком пассажиров и грузов.

Вскоре московские власти поняли, что спасти город может только строительство кольцевой железной дороги. Сооружение транспортного комплекса поручили инженеру Петру Рашевскому.

Изначально планировали построить четырехпутную железную дорогу: два пути для пассажирских перевозок, а другие два – для грузовых. Однако такие работы оказались слишком дорогими, поэтому в итоге были построены только два пути.

Движение поездов по Окружной железной дороге открылось в 1908 году. Изначально она перевозила не только грузы, но и пассажиров. Грузовые остановки располагались с внешней стороны кольца, а пассажирские – с внутренней. Все станции считаются уникальными образцами московского модерна.

Линия получилась не идеально круглой – на севере она отстоит от Кремля на 12 километров, а на юге, наоборот, приближается к нему на расстояние пяти километров. Для прокладки железной дороги построили четыре больших моста через Москву-реку.

В 1930-х годах МКЖД перестала выполнять функцию транспортной линии для пассажиров. Долгое время здесь перевозили только грузы, но в настоящее время идет подготовка к запуску пассажирского сообщения, которое должно начаться уже в этом году.

Кольцевые линии метро

Следующее московское кольцо оказалось зарытым глубоко под землю. Кольцевая линия столичной подземки появилась на планах развития метрополитена еще до его открытия – в 1931 году. Однако строить ее начали гораздо позже.

1971 Генеральный план города Москвы. Репродукция.

Изображение: Н. Ладыгин / РИА Новости

Первый участок кольца от «Парка Культуры» до «Курской» сдали в 1950 году. Линия проходила точно под Садовым кольцом и соединяла между собой два московских вокзала. Впоследствии строители метро решили отодвинуть подземное кольцо от наземного, поэтому западный и северный участки линии удалены от Садового примерно на полтора километра.

Кольцевая линия замкнулась в 1954 году. Все ее станции признаны образцами сталинского ампира, каждая из них отражают определенную тему. Например, «Проспект мира» рассказывает об успехах советского сельского хозяйства, «Комсомольская» посвящена эпизодам воинской славы из истории России, а «Парк Культуры» символизирует отдых советских граждан.

Вскоре архитекторы и градостроители заговорили о том, что московскую подземку непременно ждет транспортный коллапс, поэтому необходимо решать проблему перегруженного центра города и плохого обеспечения транспортом окраин.

Одним из вариантов разрешения вопроса стал проект строительства второго подземного кольца. Первые планы по строительству полукольцевой линии и юге и юго-востоке Москвы возникли еще в 1947 году. По плану она должна была пройти на расстоянии двух-трех станций от строившегося тогда первого кольца и в перспективе замкнуться в кольцо.

Однако к реализации проекта долго не приступали, более конкретные планы строительства Большого кольца появились только в Генеральном плане 1971 года. В то время даже начали сооружать заделы новой линии, а на станциях подготовили места для строительства переходов. Но дальше этого дело не пошло – второе метрокольцо так и не выкопали.

Но потребность в его сооружении осталась, поэтому строители решили вернуться к кольцевому плану развития столичной подземки уже в новом веке. В 2011 году началась прокладка тоннелей Третьего пересадочного контура, первый участок которого планируют сдать в 2016 году.

Замкнуть бульвары

Генеральный план развития Москвы 1935 года принес в столицу немало изменений. Для расширения и выпрямления улиц передвинули несколько десятков жилых и административных зданий, с Манежной площади убрали торговые ряды и построили здесь гостиницу «Москва», в разных местах города начали сооружать сталинские высотки.

1978 год. Бульварное кольцо опоясывает центральную часть города.

Владимир Вяткин / РИА Новости

Среди прочего градостроители планировали расширить и замкнуть Бульварное кольцо. Для этого планировалось снести несколько домов в Замоскворечье. Следы этих работ хорошо заметны на Садовническом проезде, где сейчас проходит трамвайная линия – ширина дороги в этом месте больше, чем на других улицах Замоскворечья.

Новый участок Бульварного кольца должен был пройти от окончания Яузского бульвара по мосту мимо станции метро «Новокузнецкая» через все Замоскворечье к началу Гоголевского бульвара.

В 1930-е годы был построен Большой Устьинский мост и начался снос домов по трассе будущего проспекта. Однако вскоре после начала строительства грянула война, и работы пришлось отложить.

После ее окончания строители вновь взялись за разрушение старых зданий, но пробивка новой трассы не пошла дальше Пятницкой улицы – Бульварное кольцо так и не соединилось и сегодня имеет форму подковы, проложенной по периметру стоявшей когда-то на этом месте стене Белого города.

Первые проекты строительства большой кольцевой дороги для автомобилей вокруг Москвы появились в 1937 году, через два года проект привязали к местности. Но начавшаяся Великая Отечественная война нарушила планы строителей, и в июне 1941 года Государственный комитет обороны принял решение проложить кольцевую дорогу по упрощенной схеме в максимально сжатые сроки – всего за один месяц.

Строительство окружной дороги было необходимо в военных целях – для переброса войск, обороны Москвы и подготовки контрнаступления. Первое время дорога не имела асфальтового покрытия – ее наскоро залили бетоном.

В 1956 году МКАД начали перестраивать, немного изменяя маршрут, который сохранился до сегодняшних дней. Строительство начали около Ярославского шоссе, а первый участок длиной 48 километров, заканчивающийся на пересечении с Симферопольским шоссе, сдали в ноябре 1960 года.

1969 год. Транспортная развязка Московской кольцевой автодороги с Минским шоссе.

Уже через два года движение было запущено по всему автомобильному кольцу. В каждую сторону вели по две полосы для движения шириной по три с половиной метра. Для прокладки МКАД были построены два моста через Москву-реку – Бесединский и Спасский.

За свою жизнь самое большое московское кольцо пережило две крупных реконструкции. Первая прошла в 1990-е годы и была связана с тем, что пропускная способность магистрали к тому моменту значительно снизилась. Средняя скорость движения автомобилей составляла 35-40 км/ч, а в часы-пик на трассе образовывались многокилометровые заторы.

К тому же из-за отсутствия ограждений, многие москвичи часто перебегали дорогу в тех местах, где нет переходов. По статистике в год под колесами машин на МКАД погибали порядка двухсот человек, и еще около тысячи получали увечья, поэтому кольцо получило название «дорога смерти».

Чтобы привести трассу в соответствие с международными стандартами магистралей высшего класса, дорожное полотно было расширено до 50 метров, теперь в каждом направлении проложили по пять полос для движения. Также были проведены работы по замене трубопроводов и коммуникаций, ремонту мостов и сооружению развязок и пешеходных переходов.

В 2011 году началась вторая глобальная реконструкция автомобильного кольца. В ее рамках до конца 2016 года должно быть перестроено большинство развязок, построены дублеры рядом с крупными торговыми и офисными объектами, а также проложены дополнительные полосы для оптимизации движения.

Третье транспортное кольцо

Впервые о строительстве нынешнего Третьего транспортного кольца заговорили в 1935 году, когда его проект появился в Генеральном плане реконструкции Москвы. В то время магистраль задумывалась как «новое бульварное кольцо» и должна была пройти по линии бывшего Камер-Коллежского вала.

Строительство ТТК начали спустя почти тридцать лет в 1960-е годы: тогда была построена трасса от Беговой до Рижской, тоннель под Ленинградским проспектом, Автозаводский мост и Савеловская эстакада. Однако большая часть магистрали была проложена в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Изначально в северной части города планировалось создание двух дуг Третьего транспортного кольца – большой и малой. Они должны были соединяться в двух местах: у платформы Тестовская, где сейчас расположен комплекс «Москва-сити» и недалеко от Волгоградского проспекта. При этом малая дуга кольца должна была стать вспомогательной.

Источник