Меню

Допустимый люфт вала электродвигателя

Замена подшипников в электродвигателе

Главной задачей электродвигателя является создание вращения. А для снижения трения во вращающихся механизмах служат подшипники. Если за ними следить и во время смазывать, то срок службы подшипников увеличится в несколько раз. При необходимости заменить один или оба подшипника или проведения технического обслуживания мотора необходимо разобрать электродвигатель и достать ротор или якорь с 2 подшипниками на валу. Разбирайте мотор по этой инструкции.

Проверка подшипников в электродвигателе

Всегда уделяйте внимание состоянию подшипников ваших электродвигателей. При их износе выше допустимого предела подшипники перегреваются и мотор начинает шумно работать. Если не заменить во время подшипники, тогда в особо запущенном состоянии могут начать при вращении касаться между собой неподвижная часть- статор и движущаяся: ротор или якорь. А это грозит серьезными поломками в электродвигателе, которые восстановить в большинстве случаев без замены на новый ротор или якорь не возможно.

Проверить подшипники своими руками несложно. Для проверки необходимо расположить электродвигатель на твердой поверхности. Затем положите одну руку сверху на электродвигатель и повращайте вал. Ротор должен вращаться равномерно и свободно без заеданий. Постарайтесь услышать царапающие звуки или почувствовать неравномерность вращения ротора. Это первые признаки необходимости замены подшипников.

Проверка люфтов. В любом подшипнике качения (шариковый или роликовый) должен быть радиальный и продольный или осевой люфт. Это нормально, потому что да же новый подшипник имеет люфты. Главное, что бы он не выходил за допустимые пределы.

  • Для проверки радиального люфта необходимо положить двигатель на твердую поверхность и рукой за вал постараться его отклонить максимально в разные стороны. Зазор в микронах, поэтому допустимо не большое отклонение. Величина смещения зависит от размера электродвигателя. Для бытовых моделей моторов отклонения должны быть чуть заметными.
  • Проверить осевой люфт гораздо проще. Берем за вал тянем на себя или толкаем от себя ротор, отклонение в бытовых электродвигателях не должно быть более 3 миллиметров. Чем ближе эта величина к нулю, тем лучше.
Читайте также:  Датчик промежуточного вала мерседес актрос где стоит

Если при разборке электродвигателя, Вы заметили следы трения ротора об статор, то это однозначно свидетельствует об износе подшипников. Если сильно стерт ротор, то его необходимо заменить.

Как снять подшипники с вала электродвигателя

Что бы снять подшипники с вала, понадобятся специальные съемники. Учитывайте, что эти приспособления различаются по размеру и конструкции. Более массивные с тремя и четырьмя лапами захвата подойдут для больших валов, а для маленьких подойдут с сменными пластинами или планками для захвата.

Учтите, что необходимо только делать упор за внутренне кольцо подшипника.

Если при вращение руками затруднено, тогда используйте кусок трубы для удлинения рычага. Что бы легче шло, смажьте вал машинным маслом.

Как надеть подшипник

Новый подшипник по своей ширине, внутреннему и внешнему диаметру должен точно соответствовать заменяемому.

Следите, что бы при монтаже грязь не попала во внутрь подшипника. Из-за этого он быстро выйдет из строя. Внутри также не должно быть коррозии, сколов и других повреждений.

Насаживается подшипник при помощи металлической трубы, подобранной по внутреннему диаметру кольца подшипника. Поверхности рекомендую смазать перед началом процесса.

Внимание, насаживать необходимо подшипник без перекосов, для этого необходимо бить не по сторонам трубы, а сделать набалдашник, благодаря которому появится возможность ударять по центру.

Процесс можно заметно упростить, если нагреть подшипник в кипящем масле. Будьте при этом осторожны и не используйте открытый огонь при нагреве, рекомендую- электроплитку. Дайте подшипнику полежать 5-10 минут в кипящем масле, затем доставайте его металлическим крючком и надевайте на ротор при помощи клещей или тряпки.

Чем смазать подшипник электродвигателя

При сборке дальнейшая работоспособность подшипников зависит от первоначально сделанной их смазки, потому что для большинства электродвигателей конструктивно предусматривается отсутствие необходимости в последующей замене или добавлении смазки в подшипники.

Подшипники в электродвигателях смазываются консистентной (густой) смазкой. Для моделей с оборотами до 3000 в минуту подойдет Литол 24 (влагостойкая) или Циатим 201 (не влагостойкая). Для смазки моторов с высокими скоростями используется ЦИАТИМ-202.

Смазкой заполняется не более 1\2 объема подшипниковой камеры в двигателях до 3000 оборотов в минуту, а для более скоростных- на 1\3 полости. Больше не кладите, лишнее все равно выдавится при вращении из подшипника.

Допустимая температура подшипников электродвигателя

Предельная допустимая температура подшипников электрических моторов не должна превышать следующих значений:

  • Для подшипников качения (шариковые или роликовые), используемых в бытовых электродвигателях и в подавляющем большинстве на производстве- температура не должна превышать 100 °С.
  • Для подшипников скольжения температура не должна превышать 80 °С, но при этом температура масла не должна быть выше 65 °С.

На производстве при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях применяются специальные модели подшипников, которые выдерживают и большие температуры.

Источник

Проверка и замена подшипников в электродвигателе

Создание вращения – вот главная задача электродвигателя . В двигателях есть подшипники , которые служат для уменьшения трения в механизмах . Чтобы увеличить их срок службы до нескольких раз – за ними нужно постоянно следить и своевременно смазывать . При износе требуется замена одного или сразу двух подшипников .

Также необходимо проводить техническое обслуживание электромотора , при этом электродвигатель разбирают и из него извлекаются якорь или ротор с двумя подшипниками на валу . Мотор необходимо разбирать строго по представленной ниже инструкции .

Проверка подшипников электродвигателя

Необходимо всегда проверять состояние подшипников электродвигателя . Если их износ значительно превышает допустимые пределы , они начинают перегреваться , а работа мотора становится шумной . При игнорировании такой работы мотора и несвоевременной замене подшипников , при вращении неподвижная часть мотора статор и его подвижная – ротор , начинают касаться друг друга и это может привести к серьезной поломке мотора и , как следствие , замене якоря или ротора .

Проверять подшипники можно самостоятельно . При этом , электродвигатель нужно поместить на твердую поверхность , далее положить сверху на него руку и несколько раз провернуть вал . Ротор при вращении не должен заедать , также необходимо обратить внимание присутствуют ли царапающие звуки или вращение ротора с рывками , это свидетельствует о том , что подшипники потребуют замены в самое ближайшее время .

Проверка люфтов

В подшипниках качения ( шариковых или роликовых ) должен присутствовать радиальный и продольный или осевой люфты . Это является нормой , потому что даже в новых подшипниках имеются некоторые люфты , но они не должны превышать допустимые пределы .

  • Чтобы проверить радиальный люфт подшипника , необходимо поместить электродвигатель на твердую поверхность и , взявшись рукой за вал , постараться как можно больше его отклонить . Для бытовых моторов отклонение должно быть практически незаметным .
  • Для проверки осевого люфта нужно потянуть за вал на себя или толкнуть ротор от себя , в бытовых электродвигателях отклонение не должно превышать более трех миллиметров , чем меньше его величина , тем лучше .

Если , разобрав электродвигатель , вы обнаружили следы трения ротора о статор , то это означает значительный износ подшипников . При сильной потертости ротора его необходимо заменить .

Как снять подшипник с вала электродвигателя

Для снятия подшипника с вала требуются специальные съемники , которые различаются по размеру и конструкции . Массивные , с тремя-четырьмя лапами захвата , используются для больших валов крупных двигателей , для маленьких валов можно применять съемники со сменными пластинами или планками захвата .

Упор нужно делать на внутренне кольцо подшипника . При вращении также можно применять кусок трубы для удлинения рычага для упрощения проворачивания , также можно смазать вал машинным маслом для облегчения вращения .

Установка подшипника обратно

Ширина , внешний и внутренний диаметры нового подшипника должны полностью соответствовать размерам заменяемого . Грязь не должна попадать внутрь при установке подшипника , так как ее попадание может стать причиной быстрого выхода из строя электродвигателя . Также необходимо проверить отсутствие внутри коррозии , сколов и прочих повреждений . Подшипники насаживаются с помощью металлической трубы , диаметр которой точно соответствует внутреннему диаметру кольца подшипника .

Перед началом установки , все задействованные поверхности должны быть смазаны . Подшипник должен быть насажен без перекосов . На трубе нужно сделать набалдашник , благодаря которому появляется возможность ударять строго по центру , а не по сторонам трубы .

Для упрощения процесса лучше всего прогреть подшипник в кипящем масле , делать это следует примерно пять-десять минут . При этом наиболее оптимальный вариантом является использование электроплитки , а не открытого огня , с целью соблюдения правил безопасности . Затем нужно достать подшипник металлическим крючком и надеть его на ротор при помощи клещей или тряпки .

Смазка подшипника электродвигателя

Работа подшипника зависит от смазки , сделанной изначально при его установке , потому что для большого количества электродвигателей , добавление смазки в подшипники после их сборки конструктивно не предусмотрено .

Для моторов с оборотами до 3000 оборотов в минуту , при смазке подшипников лучше всего использовать густую смазку , такую как Литол 24 ( влагостойкая ) или Циатим 201 ( не влагостойкая ), а для двигателей с более высокими скоростями , лучше применять смазку ЦИАТИМ-202 .

Камеру подшипника электромотора с оборотами до 3000 оборотов минуту заполняют примерно на половину смазкой , а для скоростных моторов подшипниковую камеру заполняют не более чем на одну треть ее объема .

Допустимая температура подшипника электродвигателя

Предельно-допустимая температура подшипников электродвигателя должна соответствовать следующим значениям :

  • для подшипников качения ( шариковых или роликовых ), использующихся в бытовых моторах и применяющихся в большинстве случаев на производстве , температура должна быть не более 100 ° С ;
  • для подшипников скольжения , не должна превышать 80 ° С , в этом случае температура масла должна быть менее 65 ° С .

На производстве , при необходимости работы электродвигателя в жарких условиях нужно применять специальные модели подшипников , которые могут выдерживать достаточно высокие температуры .

Источник

Нормы смещения вала в осевом направлении в подшипниках скольжения электрических машин

Мощность, кВт Смещение вала, мм
в одну сторону в обе стороны
До 10 10 — 30 30 — 70 70 — 125 Более 125 0,5 0,75 1,0 1,5 2,0 1,0 1,5 2,0 3,0 4,0
Примечания: 1. Смещение устанавливается в обе стороны от центрального положения якоря (ротора), определяемого магнитным полем. 2. Для машин с диаметром шеек вала более 200 мм выбег принимается равным 2% диаметра шейки.

Таблица 5.4.1.7-2 Нормы сопротивлений изоляции

Электрическое оборудования Сопротивление
п/п изоляции в нагретом
состоянии, МОм
нормальное предельно
допустимое
Электрические машины 0,7 и выше до 0,2
Магнитные станции, пусковые 0,5 и выше до 0,2
устройства
з Щиты главные, аварийные,
распределительные, пульты
управления и т.п. при
отключенных внешних цепях,
сигнальных ламп указателей
заземлений, вольтметров и др.:
до 100 В 0,3 и выше до 0,06
от 100 — 500 В 1,0 и выше до 0,2
Аккумуляторные батареи при
отключенных потребителях:
до 24 В 0,1 и выше до 0,02
25 — 220 В 0,5 и выше до 0,1
Фидер кабельной сети:
освещения
до 100 В 0,3 и выше до 0,06
100 — 220 В 0,5 и выше до 0,2
силовой 100 — 500 В 1,0 и выше до 0,2
Цепи управления сигнализации
и контроля:
до 100 В 0,3 и выше до 0,06
101 — 500 В 1,0 и выше до 0,2

Таблица 5.4.1.7-3 Нормы собственной вибрации электрических машин

Частота вращения,

0,060 0,050 0,030 0,020
0,075
0,1
0,09

Размах собственных вибраций, мм

Примечание. Пределы допустимых вибраций определяются наибольшим размахом (удвоенная амплиту­да колебаний) собственных колебаний электрических машин, указанных в таблице.

сигнализацией — проверяются в действии вместе с первичными двигателями. При осмотре глав­ных генераторов, возбудительных агрегатов, пре­образователей проверяются:

состояние станин, подшипниковых щитов и подшипников;

продольное смещение якоря или ротора в подшипниках скольжения (смещение не должно превышать значений, указанных в табл. 5.4.1.7-1);

зазоры в подшипниках электрических машин гребной электрической установки (зазоры должны соответствовать данным завода-изготовителя);

воздушные зазоры машин (зазоры должны соответствовать данным завода-изготовителя, предельно допустимые отклонения указаны в 5.4.1.7);

изоляция подшипников гребных двигателей и главных генераторов ГЭУ;

состояние поверхностей коллекторов и кон­тактных колец (см. 5.4.1.8);

положение траверсы в соответствии с им­еющейся отметкой, состояние щеток и щеточного аппарата;

наличие и состояние измерительной и кон­трольной аппаратуры (датчиков температуры, реле давления масла и воды, сигнализации появ­ления воды и т.п.), а также элементов подогрева;

наличие и состояние запасных частей.

При осмотре должно быть обращено внима­ние на выявление возможных трещин в станинах и валах роторов и якорей и в подшипниковых щитах машин, повреждения слоя покровного лака обмоток статора, якоря и полюсных ка­тушек, расположенных вне пазов и в бандажах лобовых частей ротора и статора, заусенцев и других дефектов внутренних поверхностей обойм щеткодержателей.

5.4.2.2При испытании гребной электрической
установки на постоянном токе проверяются:

электр остартерный пуск первичных двигате­лей (если он предусмотрен);

пуск и реверс гребных электродвигателей на минимальной частоте вращения, работа ГЭУ на всех положениях переключателя режимов на основном возбудительном агрегате и других основных вспомогательных механизмах, а также на резервном возбудительном агрегате и резерв­ных вспомогательных механизмах;

управление гребными электродвигателями со всех постов управления;

действие всех видов защиты, предусмотрен­ных в схеме электродвижения;

действие блокировок и сигнализации, предус­мотренных в схеме электродвижения.

5.4.2.3Проверка в действии гребной элек­
трической установки на переменном токе произ-

Правила классификационных освидетельствований судов

водится так же, как и проверка в действии гребной электрической установки постоянном токе.

пуск и реверс гребных электродвигателей от двух дизель-генераторов и от одного (если такой аварийный пуск гребных электродвигателей пре­дусмотрен), а на судах, где первичными двига­телями генераторов являются турбины, — пуск и реверс каждого гребного электродвигателя от своего генератора и двух электродвигателей от одного генератора;

блокировка пускового устройства с машин­ным телеграфом (если она предусмотрена);

изменение частоты вращения гребных элек­тродвигателей изменением частоты вращения первичных двигателей.

5.4.3 Основные и аварийные источники элек­трической энергии.

5.4.3.1Основные и аварийные источники
электрической энергии (если они не являются
аккумуляторными батареями) проверяются
вместе с первичными двигателями при макси­
мально возможной нагрузке генераторов.

5.4.3.2При испытании генератора с привод­
ным двигателем проверяются:

допустимые пределы изменений частоты вращения первичного двигателя на холостом ходу дистанционным воздействием на регулятор с главного распределительного щита. Пределы изменений должны быть не менее —20% — + 10% от номинальной частоты вращения;

действие регулятора возбуждения ;

степень искрения на коллекторе в машинах постоянного тока и на кольцах в машинах переменного тока при нагруженном генераторе;

нагрев подшипников, который должен быть не выше 80°С для подшипников скольжения и 100°С для подшипников качения;

изменение напряжения при изменении нагрузки от нуля до максимально возможной, при этом нап­ряжение не должно изменяться более, чем на +2,5% от номинального для основных, и более, чем на + 3,5% от номинального для аварийных генерато­ров переменного тока;

изменение частоты вращения и время ее восстановления при сбросе и набросе нагрузки. Мгновенное изменение частоты вращения не должно превышать 10% от номинальной, а установившаяся частота вращения не должна отличаться от номинальной более чем на 5%;

время достижения установившейся частоты вращения не должно превышать 5 с.

При параллельной работе генераторов про­веряются:

включение генераторов на параллельную ра-

распределение активных и реактивных нагрузок при сбросе и набросе нагрузки на генераторы, создаваемой судовыми потребителями в пределах 20% от номинальной до максимально возможной;

перевод нагрузки с одного генератора на другой;

защита от минимального напряжения и защи­та от перегрузки;

защита от обратной мощности (для генера­торов переменного тока) либо от обратного тока (для генераторов постоянного тока).

Защита должна срабатывать с выдержкой времени 6 — 10 с при достижении обратной мощности или тока не более 15% от их номи­нальных значений.

5.4.3.3Аварийный генератор с первичным
двигателем проверяется, как указано в 5.4.3.2 (за
исключением параллельной работы, распределения
нагрузок, перевода нагрузки и защиты от обратной
мощности), и, кроме того, проверяются:

автоматический и ручной пуск, если он пре­дусмотрен (производится по 3 раза);

суммарное время автоматического пуска ди­зеля и приема нагрузки генератора (не должно превышать 45 с);

если не предусмотрено эффективное ручное пусковое устройство, проверяется второй источ­ник энергии для производства дополнительных трех пусков в течение 30 мин;

автоматическое включение аварийных потре­бителей;

возможность подачи питания на потребителя для оживления энергетической установки судна (если она предусмотрена);

звуковая и световая сигнализация.

5.4.3.4Если основным или аварийным источ­
ником электрической энергии являются акку­
муляторные батареи, то при этом проверяются:

правильность установки, подключения и кре­пления аккумуляторных батарей;

исправность и соответствие требованиям ос­вещения, отопления и вентиляции аккумулятор­ного помещения;

разряд по прямому назначению в течение регламентированного времени с целью контроля напряжения на батарее и ее емкости;

заряд на всех ступенях зарядного тока, отсутствие нагрева контактов аккумуляторов и зарядного щита;

срабатывание защиты от обратного тока (для электромашинных агрегатов);

автоматическое включение аккумуляторных батарей, являющихся аварийным (аварийным переходным) источником электрической энергии при исчезновении напряжения судовой сети;

Часть П. Проведение и объемы освидетельствований

параллельная работа зарядных устройств (если она предусмотрена);

плотность и уровень электролита в аккумуля­торах;

блокировка искусственной вентиляции с зарядным устройством;

состояние стеллажей и крепление аккумуля­торов;

состояние вентиляционных каналов и отвер­стий, предупредительных надписей;

состояние взрывозащищенной осветительной арматуры.

Должно быть обращено внимание на плот­ность и уровень электролита в аккумуляторах и проверено наличие инструкции по эксплуатации аккумуляторов.

5.4.4 Устройства преобразования электричес­
кой энергии, предназначенные для потребителей
ответственного назначения.

5.4.4.1Силовые статические преобразователи.
При испытании силовых статических прео­
бразователей проверяются:

воздушное охлаждение (естественное или при­нудительное),

защита, звуковая и световая сигнализация о превышении максимально допустимой темпера­туры охлаждающей среды на выходе системы для преобразователей с принудительным охлаждением;

световая сигнализация о включенном и вык­люченном состоянии силовых цепей и цепей управления.

5.4.4.2 Электромашинные преобразователи.
При испытании проверяются:

степень нагрева подшипников; работа пускорегулирующих и распредели­тельных устройств.

Источник