Меню

Что такое контролька в лодочном моторе

Система охлаждения подвесного лодочного мотора

Правильно работающая система охлаждения – важнейшее условие длительной и бесперебойной работы подвесного двигателя. Если Вам показалось,что возникла проблема с охлаждением двигателя (например отсутствует контрольная струя воды) — необходимо немедленно остановить мотор для выяснения причины.

Часто проблема возникает либо в связи с износом или повреждением крыльчатки водяной помпы, или засорением каналов охлаждения.

Продавцы крыльчаток охлаждения утверждают, что замену крыльчатки следует производить каждый раз, когда снимается редуктор. Никогда не допускайте повторного использования изношенной крыльчатки!

Продавцы редукторов утверждают, что редуктор меняется каждый раз, когда.

В свободной стране каждый решает для себя самостоятельно как часто менять крыльчатку системы охлаждения и редуктор, руководствуясь нижеизложенным описанием и понимая принцип работы системы охлаждения на лодочном моторе.

При отсутствии воды в контрольке не спешите паниковать и снимать редуктор для замены крыльчатки – попробуйте прочистить контрольку проволочкой. Все же контролька прежде всего для контроля работы системы охлаждения, и отсутствие воды в ней ни как не влияет на работу системы охлаждения.
За счет меньшего диаметра отверстия контролька часто забивается забортным мусором.

Схема устройства охлаждения лодочного мотора

Система охлаждения подвесного лодочного мотора как правило — проточная водяная. Состоит из заборника, насоса и трубопроводов (см схему-рисунок).

В одноцилиндровых моторах охлаждающая вода может подаваться из-за борта напором потока, который отбрасывается гребным винтом и улавливается специальным водозаборным носком, имеющимся на корпусе редуктора.

В моторах большей мощности охлаждающая вода подается насосом, в качестве которого используют преимущественно помпу коловратного типа. Посредством шпонки она устанавливается на вертикальном вале.

Отсутствие охлаждения у лодочного мотора сразу обнаружить удается далеко не всегда.
Первым признаком перегрева двигателя будет постепенное уменьшение числа оборотов. При прекращении подачи воды в систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру, перегревается быстрее и оказывается более поврежденным.

У моторов, остановленных на этой стадии перегрева двигателя, не обнаруживается ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания поршней.

На самом деле все устроено гораздо сложнее и технологичнее, нежели на показанной выше условной схеме. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на схему охлаждения лодочного мотора Mercury F30/F60

Источник

Проблема с системой охлождения

#1 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    Приветствую всех
    Нужен совет

    Предыстория
    В суботу вечером я спустил лодку на воду и решил открыть сезон, но двигатель не захотел заводится, а в воскресение утром после заводки и прогревания двигателя пропала вода из контрольного отверстия. заметил я это несразу, поэтому перегрел двигатель немного; всего он работал минуты2-3.
    После снятия редуктора обнаружилось что неиспользованная (но взятая из старых запасов) крыльчатка, которую я поставил, лишилась всех своих крыльев. После промывания и вытряхивания остатков старой крыльчатки, поставил прошлогоднюю крыльчатку. Собрал двигатель, поставил на лодку, завел. Вода из контрольного отверстия бежит, но через некоторое время начинает капать, а потом совсем перестает течь.
    Очередное снятие редуктора. крыльчатка в норме, уплотнительная трубка между крышкой помпы и металической трубкой вроде в норме(поставлена самодельная, старая вышла из строя, штатную не смог купить, нет в наличии. При первых попытках завести мотор в суботу вода бежала хорошо, других испытаний она не успела пройти. ), прочистили контрольное отверстие, прогнали воду через систему охлаждения (двигатель лежал на боку) вода вытекает из выходного отверстия и из контрольного. Собрали, завели, вода бежит, потом перестает(хоть на холостом ходу, хоть с включенным реверсом). Проехали немного, двигатель нагрелся(тоесть проблема не в контрольном отверстии). Подождали пока двигатель остынет, завели, таже история — вода бежит потом перестает.
    К этому времени уже был вечер, закрыли все и пошли домой, открытие сезона откладывается.

    Читайте также:  Распиновка мотора дворников газ 24

    Проблема
    Скорее всего кусочек крыльчатки засосало в каналы охлождения.

    Вопрос
    Есть ли какие нибудь другие предположения по этой проблеме?
    Если причину я определил правильно, то какие варианты ее решения могут быть кроме полной разборки блока цилиндров?

    Буду очень благодарен за дельный совет.

    #2 goralex

  • Пассажиры
  • 523 сообщений
    • Из: Николаев
    • Судно: П-сс,РИБ,КТ,ш/б 420
    • Название: безымянный

    #3 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    #4 alex-bmw

  • Пассажиры
  • 3 076 сообщений
    • Из: Г-ТУЛА
    • Судно: Самоделка + Е 50BEL
    • Название: TIREX

    #5 Северянин.

  • Пассажиры
  • 72 сообщений
    • Из: г Новый Уренгой
    • Судно: STINGRAI-390/AL
    • Название: нет

    #6 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    Думаю это может быть что угодно-и кусочек крыльчатки и плаваюший в воде
    мусор-из под винта давление большое-что угодно могло засосать в систему
    охлаждения-боюсь придётся частично разбирать мотор-хотя бы отвернуть
    редуктор от ноги и добраться до помпы и водонапорной трубки.
    А цилиндр снимать не надо-только головку-там продуть каналы сжатым воздухом.

    Редуктор отворачивал. Помпу, водонапорную трубку, трубку подвода воды к помпе прочищал и промывал.

    «Продуть сжатым воздухом» — это подразумевается мощный компресор, или подойдет автомобильный насос ?

    А насчет крыльчатки резина тоже теряет свои своиства тем более наша.Рассыпалась от старости.

    это точно. решил сэкономить 1$ на крыльчатке — получил геморой с забившейся системой охлождения.

    Да и кроме головки как писал Александр наверно еще лучше снять крышки боковых окон на выходных отверстиях скорее всего и будет все скопление резинок.Там джиаметр не более 4мм.

    #7 alex-bmw

  • Пассажиры
  • 3 076 сообщений
    • Из: Г-ТУЛА
    • Судно: Самоделка + Е 50BEL
    • Название: TIREX

    #8 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    Злоключения с охлождением продолжаются.

    Вчера опять провозился весь вечер.
    Как и ожидалось чуда не произошло, проблема не исчезла.
    Заводим, вода бежит через секунд 40 перестает.
    Сняли головку блока цилиндров, пыталися открутить крышку головки блока (2а винта прикручены намертво), заменили на другую головку. Пытались окрутить патрубки(потдались всего 3и винта). Собрали, завели — без изменений.
    Сняли редуктор еще раз проверили правильность сбора помпы, заменили б/у крыльчатку на свеже приобретенную. Собрали, заводим, пока дергал вода бежит очень хорошо, завели — бежит, череж минуты 2-е начинает капать, потом начинает «фыркать» (как будто попал воздух), глушу, из отверстия вроде пошел дымок.

    Вопросов добавилось.
    Буду отмачивать винты патрубков и искать ударную отвертку, а также попробую поставить штатный уплотнитель между крышкой помпы и водонапорной трубкой.

    Есть ли какие нибудь особые тробования к резине уплотнительной трубки между крышкой помпы и водонапорной трубкой, могут ли выхлопные газы за счет нагрева влиять на эту резину, и из за этого пропадать герметичность?

    Читайте также:  Китайские моторы для мотоциклов урал

    #9 Северянин.

  • Пассажиры
  • 72 сообщений
    • Из: г Новый Уренгой
    • Судно: STINGRAI-390/AL
    • Название: нет

    #10 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    stepa мне кажется вся проблема в мусоре который забивает контрольку. Когда снимеш крышку головки то увидиш сам там много закоулков где мусор оседает.А когда перестает идти с контрольки то необязатель что помпа перестала качать полож руку на любую из крышек выхлопных окон и следи за нагревом.

    Мне тоже так казалось. , до того как поменял головку блока цилиндров на другую (я уже писал об этом). После замены гооловки блока проблема не исчезла. Снял крышку головки блока цилиндров(ту на которой появилась проблема) она чистая.
    Руку прикладывал — мотор греется и греется сильно. градосов 80-90

    По твоему описанию последнему напрашиваются вопросы какой уровень воды в бочке надо не выше поворотной оси двигателя

    Я провожу испытания на моторе подвешеном к лодке (его стандартный режим работы). Мотор погружен в воду как обычно.

    и еще посмотри сам корпус помпы крльчатку ты поменял а выработка на корпусе канавки остались от прежней вод уже где может выдавливать воду .

    Не совсем понял что ты имеешь в виду под «выдавливает воду»? На корпусе помпы сильной выроботки нет.

    А насчет резинки между помпой и трубкой то посмотри на нее через выхлопное окно при собраном двигателе там увидиш на месте она или нет может ее у тебя выдавливает.Если она родная не потеряла эластичность то должна держать.

    Когда снимал редуктор, то водонапорная трубка плотно сидела в крышке помпы.
    Резинки между помпой и трубкой у меня не родная а самоделльная. Седне сниму с другого мотора родную и попробую поставить ее.

    А по контрольке сделай как на ямахе если интерестно то скину фото а то так долго объяснять.

    #11 Северянин.

  • Пассажиры
  • 72 сообщений
    • Из: г Новый Уренгой
    • Судно: STINGRAI-390/AL
    • Название: нет

    #12 Северянин.

  • Пассажиры
  • 72 сообщений
    • Из: г Новый Уренгой
    • Судно: STINGRAI-390/AL
    • Название: нет

    Прикрепленные изображения

    #13 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    Не забывай про давление выхлопных газов при слабом напоре они передавливают и из контрольки идет дымок.

    Интересна кудой они туда могут попадать? Если попадают, то через соединение какоето(ГБЦ-водонапорная трубка, водонапорная трубка-помпа, сама помпа не герметична, помпа-трубка водозаборника ). Честно говоря не совсем понимаю каким образом выхлопные газы могут «передавливать» напор воды в системе охлождения, «подсасывать» выхлоп в систему через негерметичность еще представляю.
    В моем случае, если я правильно все понимаю, возможно возникает такая ситуация:
    1. Редуктор заполнен водой, пока завожу помпа и все соединения (кроме ГБЦ-водонапорная трубка) заплнены водой — вода активно бежит из контролки
    2. Мотор завелся, выхлоп выдавил воду из редуктора, через негерметичность начал подсасываться выхлоп — через некоторое время вода перстает теч из контролки. и появляется дымок.
    3. Остановил — вода опять затекает в редуктор. и бежит при следующей заводке двигателя какоето время.

    Все в принципе выглядит логично
    Если что то неучел, подскажите.
    Попробую покрутить дрелью и посмотреть как бежит вода.

    Читайте также:  Регулировка клапанов лодочного мотора ямаха 40

    #14 Северянин.

  • Пассажиры
  • 72 сообщений
    • Из: г Новый Уренгой
    • Судно: STINGRAI-390/AL
    • Название: нет

    #15 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    . УРА УРА УРА .
    Вот я и нашел причину.
    Большое спасибо всем тем, кто откликнулся и помогал советами.
    Отдельное спасибо Северянину за идею с дрелью, очень помогло.
    Люди на лодочной станции, которые видили как мы крутим редуктор проверяя напор воды, просто обалдевали от вида такого «Кулибинского» приспособления.
    Было выявлено, что при опускании редуктора в воду до уровня крышки помпы вода бьет метра на 2 с хорошим давлением, а при погружения его до уравня антикавитационной плиты вода не идет.

    Я уже писал, что у меня редуктор не от Н-23 а от Н-18(или от Н-М точно не знаю) в нем водозабор не с бока редуктора, а под выхлопной трубой возле гребного винта. Редукторы отличаются строением помпы(это я рассмотрел, когда в суботу притащил в РОП другой редуктор от Н-23 и начал сравнивать), в моем имеется съемный низ помпы. Так вот для герметизации помпы снизу используется уплотнительное резиновае кольцо (диаметром чуть больше диаметра рессоры) вот именно оно и оказалось не на своем месте. Оно провалилась чуть дальше к сальникам, и через это отверстие подсасывался воздух.

    Собрал все как положено, завел, работает отлично
    День рыбака удался.
    Всех рыбаков с прошедшим праздником.

    #16 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    Не поверите. Проблема не исчезла — снова проявилась, и испортила весь отдых на выходных.

    У кого нибудь есть схема сборки редуктора Н18 Н-М, или инструкция по эксплуатации этого мотара, хоть какая нибудь инфа по редукторам от старых нептунов?

    Чувствую что какую то ерунду упустил при сборке, а какую.

    #17 alex-bmw

  • Пассажиры
  • 3 076 сообщений
    • Из: Г-ТУЛА
    • Судно: Самоделка + Е 50BEL
    • Название: TIREX

    Не поверите. Проблема не исчезла — снова проявилась, и испортила весь отдых на выходных.

    У кого нибудь есть схема сборки редуктора Н18 Н-М, или инструкция по эксплуатации этого мотара, хоть какая нибудь инфа по редукторам от старых нептунов?

    Чувствую что какую то ерунду упустил при сборке, а какую.

    #18 Николай22

  • Пассажиры
  • 10 сообщений
    • Из: Ярославль
    • Судно: Обь

    #19 Северянин.

  • Пассажиры
  • 72 сообщений
    • Из: г Новый Уренгой
    • Судно: STINGRAI-390/AL
    • Название: нет

    #20 stepa

  • Пассажиры
  • 37 сообщений
    • Из: Черигов
    • Судно: моторная лодка крым

    Поставил другой редуктор — вода идет без перебоев. Выходные откатался нормально.
    Свой вопрос относительно правильной сборки помпы редуктора от Нептун-М не снимаю(слишком много сил я в него вложил). Да и ход у лодки под ним вроде порезвее был.
    Собираюсь все соединения помпы посадить на автомобильный герметик.

    2 alex-bmw
    я бы собщил номер журнала где описаны старые редукторы, но как это сделать? у меня нет ни одного.

    #21 alex-bmw

  • Пассажиры
  • 3 076 сообщений
    • Из: Г-ТУЛА
    • Судно: Самоделка + Е 50BEL
    • Название: TIREX

    2 alex-bmw
    я бы собщил номер журнала где описаны старые редукторы, но как это сделать? у меня нет ни одного.

    Источник