Ремонт электрической дрели своими руками
Как же досадно, когда дрель, верный и незаменимый помощник любого домашнего мастера, внезапно выходит из строя. Мы подготовили небольшое справочное руководство, в котором описали типовые неисправности электрических дрелей и методы их устранения своими руками.
Как подбирать запчасти для замены
В ходе разборки и обслуживания дрели вы можете столкнуться с тем фактом, что некоторые детали износились и требуют замены. Это обычна практика, тем не менее не следует пытаться поставить на замену сторонние комплектующие или, того хуже, искать сложные пути обхода. Типичная и грубая ошибка — когда вместо сломавшейся штатной кнопки снаружи рукоятки крепят обычный тумблер. Такой «тюнинг» небезопасен и его следует избегать.
Внутреннее устройство дрели: 1 — сетевой кабель; 2 — помехоподавляющий конденсатор; 3 — пусковая кнопка; 4 — статор электродвигателя; 5 — подшипник двигателя; 6 — щёткодержатели со щётками; 7 — коллектор ротора; 8 — корпус дрели; 9 — крыльчатка, охлаждающая электродвигатель; 10 — кнопка переключения между обычным и ударным режимами; 11 — корпус редуктора; 12 — редуктор; 13 — подшипники патрона; 14 — возвратная пружина; 15 — патрон, удерживающий сверло
Тем более что на сегодняшний день рынок запасных частей для электроинструмента доступен и обширен.
Всё что нужно — определить производителя дрели и точное название модели, эта информация в обязательном порядке присутствует на шильдике. Проблема в том, что разные модификации одной и той же модели могут иметь как совместимые комплектующие, так и абсолютно не подходящие. Ориентируйтесь на внешний вид, не ленитесь уточнить основные размеры и габариты детали для замены.
С составными приводного механизма всё несколько проще благодаря высокой степени унификации: подшипники имеют маркировку на защитных кольцах сепараторов, на шестернях штампуются номенклатурные коды. Практика показывает, что ко всем популярным моделям инструмента, в том числе и к представителям зарубежной серии профтула, можно подобрать запчасти. В разряде исключений только дрели старше 30 лет, но даже для них вполне реально найти донора.
Неисправности электрической части
Описание распространённых поломок мы начнём с электрической и коммутирующей части. Электрический отсек почти у каждой дрели находится в рукоятке, там, где размещена кнопка. Чтобы получить к нему доступ, чаще всего приходится разбирать дрель полностью. Это несложно, но возможны трудности с отщёлкиванием корпуса: помимо нескольких шурупов он удерживается на фиксаторах. Располовинив корпус, запомните расположение элементов и проводки, а лучше — сфотографируйте, ибо компоновка может быть весьма замысловатой.
Основной признак неисправности электрики — дрель попросту не включается. Попробуйте с нажатой кнопкой пошевелить шнур питания в том месте, где он выходит из корпуса: перелом жилы в этом месте служит причиной 90% всех неисправностей, если он имеет место — дрель подаст признаки жизни. Определить обрыв питания можно также прозвонкой.
Другая частая причина поломки — выход из строя кнопки или переключателя реверса. Попробуйте прозвонить контакты, к которым подключены провода, на предмет наличия коммутации. Неисправную кнопку можно заменить, можно попытаться отремонтировать. Открутив пару небольших болтов, которыми скреплён корпус, вы получите доступ к внутренностям. Оцените состояние ламелей (могут стереться или окислиться), проверьте исправность отбрасывающего механизма, чистоту печатной платы и наличие подгораний на основных контактах.
Неисправности небольшой печатной платы или потенциометра внутри кнопки, выполняющих роль регулятора оборотов, самостоятельному лечению не поддаются. Дрель в таких случаях либо не включается вовсе, при полностью работоспособной контактной группе, либо работает с постоянной частотой вращения. Кнопку придётся менять.
Не забудьте также проверить надёжность опрессовки клемм, целостность изоляции, наличие окислов на контактах. Электрическая схема дрели предельно проста, главное запоминать порядок присоединения проводов.
Проблемы с двигателем
Менее распространённый класс проблем — посторонние шумы при работе дрели. Это может быть как треск, так и заунывное гудение. Эксплуатировать дрель в таком состоянии не стоит, на лицо неисправность двигателя.
Электромотор в дрели однофазный коллекторный, чтобы его извлечь из корпуса, её так же потребуется разобрать на две симметричные части. Для более мощного класса инструмента центральная часть корпуса изготавливается цельной, как на УШМ. Чтобы ее достать, придется открутить передний блок редуктора и полностью снять рукоять.
Если при включении дрели через заднюю вентиляционную решётку отчётливо видна электрическая дуга и двигатель натужно гудит, проблема заключается в износившихся или сгоревших щётках. В разных моделях доступ к их замене может обеспечиваться как вообще без разборки корпуса, так и исключительно изнутри. Выбирая щётки для замены, обращайте внимание как на размеры, так и на профиль сечения. Иногда есть смысл временно поставить щётки, оставшиеся после предыдущей замены, но не до конца изношенные. Устанавливая их, учтите, что для щёток с разных сторон может отмечаться разница в угле и плотности притирки, не перепутайте.
Якорь двигателя имеет коллектор с тонкими ламелями, через которые происходит передача тока на обмотки. В этом месте недопустимы загрязнения, следы нагара или сильное окисление. Протрите коллектор чистой ветошью, смоченной растворителем, при необходимости несколько раз потрите мелкой наждачной бумагой. Если провода обмоток отпаялись от перегрева, соединение можно восстановить припоем ПОС-40.
Конечно, неисправности двигателя могут приводить и к полному выходу инструмента из строя, например, при обрыве или коротком замыкании обмоток. Дрель в таких случаях либо не включается вовсе, либо «мычит», стоя на месте. Определить, в статоре или роторе произошло повреждение, можно по следам оплавленного почерневшего лака, либо выполнив прозвонку цепи. И статор, и якорь с крыльчаткой доступны в качестве запасных частей для замены.
Обслуживание и ремонт редуктора
Практически при каждой разборке дрели имеет смысл заглянуть в редуктор, чтобы оценить состояние и степень износа деталей трансмиссии. У большинства бытового инструмента редуктор исключительно прост и состоит из двух плоских шестерен, выполненных из твёрдого пластика или металла. Попробуйте провернуть шестерни, заблокировав шпиндель двигателя, оцените люфт и вероятность проскока в разных точках передачи.
Профессиональный инструмент может дополнительно иметь как редуктор с переключаемой передачей, так и регулируемую предохранительную муфту. Неисправности обоих элементов полностью наглядны, они попросту перестают выполнять свои функции. К сожалению, эти детали практически неремонтопригодные, потому и предусматривается возможность их модульной замены.
Для замены шестерен понадобится съёмник стопорных колец. Не потеряйте шпонку при снятии шестерни, замену будет трудно найти. При разобранном редукторе рекомендуется полностью достать якорь, чтобы проверить плавность хода и наличие люфта в подшипниках. Шилом можно снять защитные крышки сепаратора, чтобы наглядно убедиться в его сохранности. Замена подшипников выполняется холодной напрессовкой, в качестве оправки лучше использовать медную трубку или деревянный брусок с продольным отверстием.
Завершив работу с редуктором, удалите остатки смазки и заполните камеру трансмиссии новой молибденовой пастой примерно на 2/3 объёма. Убедитесь, что в процессе ремонта внутрь дрели не попало посторонних предметов и проведите сборку в обратном порядке.
Замена патрона дрели
Наконец, наиболее тривиальная проблема: сверло проворачивается в патроне, степень зажатия стала очень низкой. И далеко не каждый имеет представление о том, как снять патрон для замены.
Начнём с наиболее сложных экземпляров: в дрелях мощностью свыше 600–800 Вт патрон может иметь клино-конусную посадку. Шпиндель выполнен втулкой, в которую вставлен хвостовик цангового патрона. Чтобы его снять, нужно найти отверстие сбоку втулки, вставить в него мощную отвёртку и поддеть конец хвостовика, выталкивая его наружу. Если отверстия нет, втулка зажимается в тисках, а по патрону наносят несильные удары молотком через деревянный брусок. При этом удары чередуются в диаметрально противоположных точках с четырёх сторон.
В дрелях невысокой мощности шпиндель имеет наружную правую резьбу на конце, на которую накручивается патрон, и отверстие в центре с левой резьбой, куда закручивается шунтирующий болт. Этот болт имеет головку под четырёхгранную или крестовую отвертку, его необходимо выкрутить. Затем, заблокировав гвоздём крыльчатку двигателя, попытаться резким, но умеренной силы движением сорвать патрон против часовой стрелки. Если резьба закипела, дрель придётся разобрать, чтобы зажать шпиндель вместе с ведомой шестерней в тисках.
Источник
Поменять подшипник на дрели
Электродрель является непременным инструментальным атрибутом как домашнего мастера, так и профессионала. Без этого инструмента сложно производить какие-то работы, связанные с производством чего-либо, а также монтажом, демонтажем и так далее.
Поломка дрели даже именитого бренда, в конце концов, когда-то да происходит. А одним из самых распространённых вариантов поломки этого электроинструмента является выход из строя патрона: как ключевого, так и самозажимного.
Причины замены патрона дрели
Рано или поздно любая деталь, узел или любой механизм приходят в негодность.
В современных дрелях, как, например, Макита, Интерскол, Бош и так далее крепление сверла и другого режущего инструмента, а также всевозможных насадок осуществляется устройством кулачкового типа. Кулачковый механизм представляет собой 3 или 4 кулачка, посредством их и удерживается инструмент в патроне дрели. Если устройство быстрозажимное, то механизм затягивается рукой, а если ключевое — специальным ключом.
Существуют также цанговые устройства, но они больше применимы на производстве для металлообработки. В них зажимается всевозможный инструмент, необходимый для работ.
Причины для замены:
- Биение во время вращения. Это говорит об износе кулачков или передних подшипников вала.
- Проворачивание на валу. Причиной является повреждение резьбы, если патрон резьбовой, или же износ инструментального конуса.
В обоих случаях необходима его замена.
Биение — явление вредное и небезопасное, его можно охарактеризовать следующим образом:
- Плохо держится режущий инструмент в дрели, или какая-нибудь оснастка.
- Клинят свёрла (в том случае, когда изношен конус).
- Отверстия получаются неправильной формы.
- Изнашиваются хвостовики свёрл.
Как снять патрон с электродрели
Патрон может крепиться к шпинделю следующим образом:
- Конусное крепление. Когда используется конус Морзе (конус инструментальный). В этом случае вал выполнен в виде конуса, хорошо отшлифован и для его насадки требуется минимальное усилие. Пример маркировки: В10, где В — условное обозначение конуса, а цифра 10 — диаметр хвостовика режущего инструмента. Такое крепление встречается чаще всего у шуруповёртов.
- Резьбовое крепление. Резьба же бывает метрическая и дюймовая. Если на корпусе патрона выбита маркировка М13, то здесь резьба метрическая, 13 мм. Если она дюймовая — UNF с указанием диаметра ½ дюйма.
Однако чтобы обезопасить пользователя на все 100%, производитель импортных дрелей ещё и фиксирует патрон винтом, который служит стопором и надёжно крепит его к валу.
Винт имеет левую резьбу и очень часто, когда дрель ремонтируют неопытные люди, шлиц на винте под отвёртку срывают по незнанию, полагая, что там стандартная правая резьба — поэтому откручивать нужно его по часовой стрелке.
Зная конструктивные особенности собственной дрели, снять патрон не представляется большой проблемой.
Для того чтобы сменить этот элемент необходимо подготовить следующие инструменты:
- Трубный ключ № 2.
- Молоток средних размеров. Примерно 400−500 гр.
- Гаечные ключи.
- Штангенциркуль № 1, 2 или 3.
- Отвёртку с нужной формой и сечением лезвия.
- Напильник личной или бархатный.
- Наждачную бумагу.
В этом списке указан минимальный набор инструмента. Очень возможно, что во время работ понадобиться что-нибудь дополнительно.
Соединение резьбовое
Порядок действий при демонтаже:
Откручиваем стопорный винт против часовой стрелки.
- Откручиваем патрон в том же направлении. Если на валу есть проточки — пользуемся гаечным ключом для фиксации.
- Если сверло заклинило, то следует точными и лёгкими ударами молотка постучать по кулачкам сверху вниз.
- Установка устройства осуществляется в обратном порядке.
Зафиксировав ту часть оснастки, на которой кулачки трубным (газовым) ключом № 2, нужно провернуть вал. Патрон должен легко открутиться после такого «настойчивого» вмешательства.
Соединение инструментальным конусом: демонтаж пошагово
Такой демонтаж производится с помощью молотка и выколотки из цветного металла: латунь, бронза, алюминий, медь. Впрочем, всё ещё встречаются и молотки такого типа.
Мягкий металл не принесёт оснастке повреждений в виде забоин и деформаций.
Необходимо выполнить следующие действия:
- Дрель держать рукоятью вверх.
- По тыльной стороне патрона деликатно по всей окружности обстучать молотком.
- После того как устройство демонтировано, нужно зачистить конус мелкой наждачкой. Крупные забоины, если таковые имеются, удалить при помощи напильника.
- Новый патрон вставляется в его штатное место и фиксируется ударом деревянного молотка (киянки).
Для старых дрелей, изготовленных ещё в советский период, применим ещё один способ. В них, на валу, между корпусом инструмента и патроном есть довольно большой зазор, а на валу выполнены лыски.
Слесари, как правило, поступали следующим образом:
- Вставляли ключ в эти проточки.
- Ударом молотка по рожковому ключу демонтировали зажимной инструмент.
Способ, конечно, не самый безопасный, учитывая, что ключ может отлететь по незапланированной слесарем траектории и нанести травму. Существует ещё разновидность дрелей, где в корпусе выполнена прорезь, в которую вставляется клин для выбивания патрона. Такие дрели могут иметь два конуса: один в патроне, а другой в дрели. Эти инструменты отличаются внушительными размерами и весом.
Дрели с конусом считаются более точными в ответственном сверлении, поскольку конус Морзе изготовлен с высокой степенью точности.
Кроме того, конический патрон можно снять съёмником, поскольку в каждой такой дрели, где даже нет резьбового отверстия под стопорный винт, есть сквозное отверстие. И если воспользоваться съёмником с центральной шпилькой и упереть её в это отверстие, то закрепившись за её ответную часть тем, что имеет зацепы в виде мощных крючков также можно снять крепко прикреплённый патрон. Такими съёмниками снимают, например, подшипники.
Замена на дрели Интерскол
Дрель Интерскол очень удобна, имеет эргономичную ручку. Низкая цена тоже является частой причиной её выбора покупателями.
Замена патрона на дрели Интерскол не представляет особых проблем:
Откручивается стопорный винт. Для этого понадобится мощная отвёртка с крестовым лезвием. Перед откручиванием лучше капнуть под винт керосина или использовать смазку WD — 40. Этот метод эффективен тем, что оба упомянутых вещества отличаются высокой проникающей способностью и способны растворить засохшую смазку или ржавчину. Нужно помнить, что повредить шлиц винта достаточно легко, как и сорвать его головку. А если это всё же произошло, придётся высверливать винт либо другой дрелью, либо делать это в цеховых условиях, используя сверлильный или токарный станок. Высверливая винт, нужно постараться не повредить резьбу.
- Г-образный ключ-шестигранник, размером от 10 мм и больше зажимается в патроне короткой стороной.
- Резкий удар по длинной части ключа должен «сорвать» прикипевшую резьбу с места. Бить следует в направлении часовой стрелки. Последующее откручивание производится рукой.
Нельзя наносить удары молотком по самому патрону: можно не только его сломать, но и деформировать шпиндель. Это приведёт к тому, что понадобится разбирать всю дрель и ремонтировать её уже в специализированной мастерской.
На некоторых моделях дрели этой марки на шпинделе (оси), на которую насажен патрон, есть специальные проточки (лыски) под гаечный рожковый ключ. Это позволяет надёжно зафиксировать ось перед откручиванием.
Если проточки отсутствуют, и способ с ударами по шестигранному ключу не помог, лучше всего частично разобрать дрель, открутив все саморезы и сняв крышку корпуса инструмента.
Можно зафиксировать вал следующим образом:
- Зажать ладонью большую шестерню редуктора и крыльчатку вентилятора. Работать, конечно, лучше в прочных перчатках.
- Открутить оснастку.
Сняв старый инструмент, установку нового узла нужно производить в обратной последовательности, не забывая смазывать резьбы шпинделя и винта.
Крайне нежелательно пользоваться смазками типа «Литол», поскольку, когда наступит очередь очередной замены, будут сложности ещё большие, чем, если бы резьба не смазывалась вообще. Делать это следует графитовой смазкой или же просто машинным маслом.
Как снять быстрозажимной патрон
Этот вид оснастки придумали в компании Bosch. Такие типы устройств широко применяются во многих дрелях фирм Бош, Макита, Хитачи, а также и в шуруповёртах. Они позволяют легко и без особых усилий менять свёрла, что особенно удобно при работе с большим количеством свёрл.
Понадобятся:
- Крестовая отвёртка или прямая.
- Шестигранный г-образный ключ.
- Молоток.
- Нужно выкрутить винт-стопор. Винты бывают под разные отвёртки.
- Шестигранный ключ зажать в патроне короткой стороной.
- Дрель или шуруповёрт нужно положить на край стола (верстака), так, чтобы устройство не лежало на столе.
- Ударом молотка по не зажатому краю шестигранника наносим резкий удар. Направление — против часовой стрелки.
Пошаговая инструкция разбора
Иногда возникает необходимость его разборки по следующим причинам:
- Сильное засорение.
- Заклинило патрон.
- Износ кулачков.
Практика показывает, что самый простой и распространённый способ разборки осуществим при помощи перфоратора.
Пошаговая инструкция:
- Снимаем пыльник с перфоратора.
- Вставляем небольшой переходник.
- Кулачки перфоратора задвигаем внутрь, разжимая патрон до максимума.
- Между патроном и стеной закладываем какой-нибудь амортизационный материал, кусок структурированного полистирола, например, или резины.
- Прижимаем перфоратор вместе с разбираемым патроном и амортизатором к стене.
- Включаем перфоратор, поставив его в режим удара.
- Через несколько секунд детали патрона будут раскручены, то есть патрон разобран.
- Теперь следует вынуть кулачки и произвести визуальный осмотр.
Если дрелью пользовались для сверловки стен, то высока вероятность присутствия внутри оснастки пыли, цемента, мелких частиц кирпича и так далее. Необходимо извлечь весь мусор, если понадобится, промыть детали керосином. Потом, протерев детали, смазать их консистентной смазкой.
Важно — не менять кулачки местами. Для того чтобы этого избежать следует использовать маркировку, подписав каждый из них, а также и посадочные места.
Далее необходимо сделать следующее:
- Выдвигаем кулачки вперёд.
- Устанавливаем гайку (состоит из двух сухарей), с помощью которой ключом можно раскручивать и закручивать патрон на место.
- Кулачки прячем внутрь устройства путём его откручивания.
- Обойму патрона устанавливаем на место.
- Запрессовываем обойму. Это можно сделать различными способами, например, с помощью токарного станка. В этом случае передняя часть оснастки зажимается в патрон станка, а задняя поджимается задней бабкой. Более простой «домашний» метод заключается в следующем: берётся массивная металлическая плита, на которую ставится разбираемая оснастка. На верхнюю его часть кладётся толстая шайба из цветного металла. Нанося лёгкие удары молотком по шайбе, запрессовываем обойму на место.
Узел пригоден к дальнейшей эксплуатации.
Любой электроинструмент, состоящий из электромеханических узлов, как бы бережно к нему ни относились, со временем приходит в негодность. В большей мере это связано с механическими узлами, нуждающимися в периодической смазке.
Провести профилактику или выполнить ремонт дрели самостоятельно не так уж сложно, если знакомо устройство инструмента и понятен принцип его работы.
Принцип работы и основные узлы
Своим появлением дрель обязана востребованностью при подземном бурении для замены ручного труда на автоматизированный. В 1870 году американским изобретателем Саймоном Инджерсоллом была представлена прародительница ударной дрели. В своей работе инструмент использовал паровой привод и бур. Появление электродвигателей в конце XIX столетия позволило усовершенствовать инструмент. Так, в 1889 году инженер Артур Джеймс Арнот предложил использовать электродвигатель совместно со сверлом, и уже в 1895 году появился инструмент, свободно удерживающийся при работе в руках.
В начале 1917 года Артур Арнот, работающий на компанию BLACK&DECKER, подключив к дрели кнопку и добавив пистолетную рукоятку, сделал устройство одним из самых популярных электроинструментов в мире. С тех пор конструкция электродрели не претерпевала кардинальных изменений.
Классическая дрель работает только в режиме сверления, но с развитием технологии изготовления современные устройства стали комплектоваться режимом удара. При подключении к сети 220 вольт редукторная дрель, преобразовывая электрическую энергию в механическую, заставляет патрон, присоединённый к механизму устройства, совершать вращательное движение. Число оборотов патрона управляется с помощью реостата, вмонтированного в кнопку включения, а направление вращения устанавливается реверсом. Сверло, зажимаемое в патрон, из-за своей формы и под действием большой скорости оборотов легко выполняет отверстие в твёрдом или мягком материале.
Для осуществления удара в приспособлении используются возвратно-поступательные движения, возникающие из-за работы мотора. На оси расположения патрона устанавливается храповик, представляющий зубчатое кольцо, а на корпусе выполняются зубцы, создающие упор. Когда ударная дрель переключается в режим «сверление с ударом», храповик зацепляется за упор, а затем с него соскальзывает. Вал совершает удары в вертикальном направлении.
Перед началом проведения ремонта дрели своими руками необходимо определить, какая её часть нуждается в восстановлении.
Основными частями сверлильного инструмента являются:
- конденсатор;
кнопка запуска и остановки двигателя;
- устройство контроля оборотов;
- реверсный переключатель;
- подшипники;
- электродвигатель;
- устройство охлаждения двигателя;
- редуктор;
- возвратная пружина;
- зажимной патрон;
- корпусные элементы.
Таким образом, узлы электродрели разделяются на электрические и механические модули. При этом следует учитывать, что ударный узел обладает невысокой производительностью и при частом использовании такого режима в работе быстро изнашивается.
Износ ударного узла не только негативно сказывается на работе по долблению, но и увеличивает нагрузку на электродвигатель, заставляя его перегреваться.
Электродвигатель устройства
Двигатель является основным элементом устройства, приводящим в действие редуктор инструмента. Состоит он из статора и ротора, при этом ротор является подвижной частью, а статор, соответственно, нет. В конструкцию ротора входит якорь с коллектором. Якорь — это элемент двигателя, собранный из стальных пластин. На них наматываются обмотки из проводящего электрический ток материала — меди. Коллектор представляет собой цилиндр. Изготавливается он из диэлектрика и проводящих ток пластин, к этим пластинам и подключаются обмотки якоря.
За счёт магнитного потока, создаваемого вокруг якоря обмотками статора, происходит его вращение, что приводит к возникновению момента кручения. Магнитный поток, возникающий под действием постоянного тока, направлен всегда только в одну сторону.
одача питания на обмотки происходит посредством щёток, изготовленных из графита. Щётки располагаются таким образом, что обеспечивают постоянный электрический контакт с якорем.
Износ щёток не должен превышать 70−80 процентов, если это значение выше, то контакт ухудшается, в результате чего в этом месте возникает искрение. Перед заменой щёток следует обратить внимание на щёткодержатель и при необходимости его очистить. Таким образом, основными частями электродвигателя являются:
Проверка обмоток проще всего осуществляется мультиметром. Для этого одним контактным проводом измерительного прибора касаются щёткодержателя, а вторым дотрагиваются до контактов вилки включения в 220 вольт. Если тестер показывает бесконечное сопротивление, то это означает перегорание обмотки. Рабочее сопротивление обмотки статора находится в диапазоне 30−60 Ом. Например, у популярной электродрели Интерскол ДУ-13/580 ЭР сопротивление составляет 40 Ом. При замене статора придётся разобрать двигатель. Для этого выкручиваются четыре винта и корпус разбирается на две половинки. В результате освобождается доступ к остальным частям двигателя.
Якорь соединяется с редуктором. Часто, визуально осмотрев его, можно сделать вывод о его целостности. На якоре не должны присутствовать царапины и почернения. При замене якоря важно правильно установить подшипник с резиновой прокладкой. Простым тестером возможно измерить якорь только на предмет обрыва обмотки, а вот для проверки на межвитковое замыкание понадобится специализированный прибор. Измерение производится в режиме проверки сопротивления между обмотками якоря на ламелях. Величина сопротивления между всеми ламелями должна быть одинакова.
Регулятор оборотов
Обороты электроинструмента управляются симисторным регулятором, располагающимся в кнопке включения устройства на специальной прокладке, изготавливаемой из текстолита. При нажатии кнопки на управляющий вывод симистора подаётся переменное напряжение. Симистор открывается и ток поступает в нагрузку. При изменении полярности на входе полупроводниковый прибор закрывается. Затем всё повторяется по циклу.
В результате сигнал на выходе симистора будет иметь форму импульсов. Чем больше уровень сигнала подаётся на полупроводник, тем большее время он открыт, а значит, и длина импульса на его выходе больше. Степень открывания симистора регулируется переменным сопротивлением, ограничивающим величину сигнала, подающегося на полупроводник.
Кроме этого, скорость вращения патрона в электродрели зависит от силы нажатия кнопки запуска. Реализуется это подключением кнопки с регулятором оборотов. Дрели в зависимости от своего вида могут иметь разную схему подсоединения выключателя, но его устройство одинаково. В корпусе кнопки размещаются контактная группа и подпружиненные пластины (резисторы). Эти пластины выполнены в виде скользящих контактов.
При нажатии кнопки они приводятся в движение и возвращаются в исходное состояние под действием пружины. Ограничение нажатия осуществляется с помощью регулировочного винта с маховиком. Определяя длину скольжения контактных пластин по резисторам, он тем самым устанавливает наибольшие обороты устройства. Если маховик убрать из конструкции, выкрутить его, то при нажатии на кнопку произойдёт просто замыкание контактов и электродвигатель начнёт работать на максимальных оборотах.
Подключение схемы электродрели с реверсом и регулятором оборотов различны, так как это независимые друг от друга узлы. Электросхема подключения, например, используемая в электродрелях Интерскол, выглядит следующим образом: шнур питания, состоящий из двух проводов, одним проводом подключается к регулятору оборотов. Контактный провод, выходящий из него, соединяется с началом первой обмотки статора. В случае отсутствия реверса конец первой обмотки подсоединяется к щётке якоря, при этом вторая щётка якоря замыкается на начало второй обмотки статора. Второй провод шнура подводится напрямую к обмотке статора.
Работа реверса обеспечивается изменением подключения обмоток статора. В результате изменяется направление магнитного поля и, соответственно, вращение двигателя. Для этого первая щётка соединяется с началом второй обмотки статора, а вторая — с концом первой. Довольно часто на блоке реверса изображается схема подключения обмоток.
Для избегания возникновения искрения при переключении и фильтрации от помех используется конденсатор, включающийся параллельно проводам шнура питания.
Разборка электродрели
Для того чтобы найти неисправность и отремонтировать устройство, часто приходится разбирать инструмент. Так как все устройства внешне похожи, то их разборку можно представить в следующем виде:
По периметру устройства выкручиваются винты, для этого понадобится воспользоваться крестовой отвёрткой.
- Выкрутив шурупы, половинки корпуса разъединяют.
- Из пазов аккуратно извлекаются кнопка включения и реверс.
- С одной половины извлекается редуктор. Для того чтобы его вынуть, понадобится провернуть его в посадочном месте.
- Сборка происходит в обратном порядке. При ней необходимо следить, чтобы все снятые элементы и провода располагались в специально выполненных для них углублениях.
Чтобы провести смазку механических частей, потребуется разобрать редуктор. Для этого снимается защитный кожух, после чего выкручиваются шурупы и удаляется верхняя крышка. В качестве смазки используют вязкие материалы, такие как Агринол. Следует отметить, что ремонт электроинструмента своими руками при повреждении редуктора практически невозможен, так как отдельно замену изношенным шестерёнкам трудно приобрести.
При ремонте часто приходится сталкиваться с необходимостью разбора патрона. Он представляет собой быстрозажимную конструкцию. Закрепляется c помощью резьбового соединения или конусом Морзе. При первом способе понадобится с помощью шестигранного ключа открутить крепление, а затем, установив ключ в патрон, плотно его зажать. Сам патрон откручивается вращением ключа. Извлечение крепления с применением конуса Морзе происходит аккуратными ударами в торец патрона.
Типовые поломки инструмента
Зная устройство электродрели, несложно определить причину того, почему не работает та или иная его функция. Следует отметить, что избежать поломок электроинструмента можно, если периодически проводить профилактические работы, связанные с заменой смазки механических частей.
После окончания работ по сверлению необходимо убирать пыль с инструмента, особенно с его вентиляционных отверстий. Характер неисправностей разделяют на электрическую или механическую природу возникновения.
Электрические повреждения
Такого вида поломки происходят из-за превышения допустимой нагрузки на аппарат и нарушений в его эксплуатации. Проявляются они в отказе инструмента включаться, в неисправности реверса или регуляторе оборотов. Чаще всего для восстановления работоспособности понадобится разобрать кнопку запуска и прочистить все места, связанные с электрическим контактом.
Появление запаха гари свидетельствует о возникновении перегрузки в работе электродвигателя. В таком случае вначале проверяется состояние щёток и обмоток, изучаются места подключения провода питания на отсутствие подгорания. Подгорание связано с попаданием пыли, в результате чего увеличивается переходное сопротивление, что ведёт к нагреву. Электрического рода неисправности легко вычисляются с помощью мультиметра и визуального осмотра.
Механические поломки
Механические неисправности выявляются сложнее. Такого рода поломки обычно сопровождаются возникновением посторонних звуков, и устранить их без разборки инструмента не получится. В случае плохого фиксирования сверла в патроне понадобится его заменить, так как износ зубчатого соединения самостоятельно восстановить невозможно.
Возникновение клина при работе связывается с повреждением редуктора или подшипника. Если разобрать устройство, то повреждённый узел будет виден сразу. Износ шестерёнок или шлицов будет говорить о необходимости их замены. Подшипники проверяются путём покачивания их на валу. Если движение не плавное или слышны посторонние звуки, то подшипник заменяется. После того как получится найти неисправный узел и починить его, перед тем, как собрать устройство обратно, необходимо провести очистку редуктора от старой смазки и нанести новую. Тогда устройство сможет прослужить ещё не один год.
Электродрель в домашней мастерской занимает особое место. Поэтому поломка инструмента – это достаточно большая неприятность. Несмотря на сложность конструкции, произвести самостоятельный ремонт вполне возможно.
Типовая конструкция дрели
2. клавиша с блоком включения – может быть оборудована
переключателем реверса (регулятором скорости);
3. регулятор скорости вращения вала (или переключатель реверса);
4. корпус редуктора – выполняет несущие функции для вращающихся
5. шестерни и механизм редуктора;
6. подшипники вала патрона и якоря двигателя;
8. щеточный узел электродвигателя;
9. патрон с механизмом удержания сверла или фрезы.
Дрель никогда не ломается вся целиком: выходит из строя один из элементов. Разобравшись в конструкции и взаимосвязи узлов электроинструмента, легче будет локализовать неисправность.
Алгоритм поиска и устранения поломок электрической части
Ремонт дрели выполняется по принципу «от простого к сложному». Не следует сразу разбирать инструмент до винтика, и оценивать состояние всех узлов одновременно.
- Дрель не включается. Начинаем со шнура питания (как минимум, перед этим следует проверить напряжение в розетке и удлинителе). Разобрав корпус, находим контакты кабеля, и «прозваниваем» их с помощью мультиметра.
Важно! Не проверяйте питающий провод при поданном напряжении! При обрыве токоведущих жил можно получить удар током, или организовать короткое замыкание.
Подключаемся к разъему сетевой вилки и противоположной клемме шнура. Затем несколько раз изгибаем кабель по всей длине. Пропадающий контакт или его полное отсутствие говорит о наличии обрыва внутри изоляции. Если перелом токоведущей жилы находится близко к краю, кабель обрезается и подсоединяется заново. Просто он будет немного короче. Если разрыв в середине длины – провод лучше заменить. Сращивание будет небезопасным.
- Шнур исправен – проверяем выключатель. Подключаем мультиметр к выводам, и нажимаем клавишу. Через контакты проходит большой ток, возникает искрение (особенно при попадании пыли в корпус). Контакты могут банально окислиться. Аккуратно разбираем корпус выключателя, и зачищаем контактные группы мелкой наждачной бумагой.
При поломке металлических частей, лучше приобрести новый блок.
- Если в цепи между выключателем и электродвигателем присутствует дополнительная контактная группа (например, переключатель реверса или регулятор скорости), диагностируем и этот узел.
- Далее проверяем соединительные провода от выключателя к щеткам двигателя. Если они в порядке – проводим диагностику щеточного узла.
Пружины должны уверенно прижимать щетки к ламелям якоря, сами угольные элементы проверяем на степень износа. При необходимости меняем: запасные части есть в комплекте поставки, или покупаются в специализированных магазинах. Контактные ламели якоря могут быть окислены или засорены. Их можно аккуратно почистить мелкой наждачной бумагой.
- Более сложная поломка – выход из строя обмоток якоря или статора. С помощью мультиметра проверяется короткое замыкание между корпусом узла и контактами обмоток. Затем производится замер сопротивления. Значение должно быть одинаковым на каждой обмотке, разброс показаний не более 5%. Неисправные обмотки необходимо перемотать.
- Это можно сделать самостоятельно, или в ремонтной мастерской (в любом случае, получится дешевле, чем покупка нового двигателя).
Механические неисправности электродрели
Такие поломки проявляют себя достаточно явно. Посторонние шумы, скрежет, заклинивание вала и пр.
- Двигатель вращается медленно, обмотки сильно греются. Или при нормальном вращении слышен характерный гул (скрежет). Вероятнее всего – изношены или засорены подшипники ротора. Разобрав корпус дрели, аккуратно достаем ротор. Он извлекается вместе с подшипниками. Покрутив внешнюю обойму, вы сразу определите неисправность. Если подшипники вращаются туго – их необходимо промыть проникающей жидкостью (WD-40 или обычный керосин)
Важно! Следите, чтобы никакие жидкости не попали в обмотку якоря! Иначе может раствориться изолирующий лак, и произойдет межвитковое замыкание.
Затем между обоймами закладывается консистентная смазка для высоко оборотистых узлов. Подойдет «литол» или графитовая смазка для автомобильных подшипников.
Если между обоймами подшипников есть люфт – узлы надо менять.
Демонтаж производится специальным съемником или с помощью рожкового ключа.
При отсутствии шариков, обязательно найдите их в корпусе. Выпавшие предметы могут попасть между деталями двигателя или редуктора, и вывести из строя весь узел.
- Аналогичным образом диагностируются и ремонтируются подшипники вала патрона. Только демонтировать их без съемника не получится.
- Если установочное место внешней обоймы подшипника (постель) разношено (такое случается при заклинивании подшипника), потребуется изготовить вкладыши из тонкой жести. Иначе при вращении вала возникнут биения.
- Двигатель вращается в штатном режиме, из корпуса редуктора доносится шум, скрежет. Вал крутится неравномерно. Износ или разрушение шестерен редуктора.
Разбираем корпус и осматриваем шестерни.
Желательно отмыть узел от старой смазки, и прокрутить вал на 360°, контролируя зацепление шестерней. Если выявлен люфт или чрезмерный износ зубьев – придется менять механическую часть.
Возможно, в корпусе редуктора просто скопилось большое количество пыли. Вместе со смазкой, образуется абразивная паста. В таком случае, после промывки узла просто заложите новую консистентную смазку.
Совет: Смазку следует периодически менять, не дожидаясь поломки.
Особенно, если вы часто сверлите каменные стены.
- Сломан патрон. Для кулачковых устройств (под ключ) это большая редкость, конструкция надежная и простая. Узел подвергается воздействию пыли, поэтому внутренний механизм может банально заклинить. Чаще всего мелкими абразивными частицами забиваются направляющие захватов.
Если патрон плохо закручивается, его достаточно продуть сжатым воздухом и обработать проникающей смазкой.
Внимание: Кулачковые патроны внутри не смазывают!
Разбирать деталь без специального инструмента достаточно сложно. Если внутри механически сломался какой-то компонент, все равно придется менять узел целиком.
А вот быстрозажимные патроны напротив, легко разбираются и ремонтируются.
Они не такие надежные, и плохо переносят нагрузку. Чтобы разобрать такой патрон, достаточно снять пару стопорных шайб. Вы легко обнаружите сломанную или изношенную деталь, которую несложно будет заменить.
Как снять патрон?
Существует два типа крепления: конус Морзе, и резьбовое. В первом случае нужно нанести несколько ударов небольшим молотком по тыльной части патрона. После чего он легко снимется.
Для откручивания резьбового крепления, вал удерживается гаечным ключом (на валу есть специальные лыски).
Не существует неисправностей, которые нельзя исправить своими руками. Если отдельный узел не подлежит восстановлению – меняется только он, покупать новую дрель незачем.
Для профилактики поломок следует придерживаться простых правил:
- После пыльной работы продувайте вентиляционные отверстия и внутреннюю полость патрона. Держите инструмент в чистоте.
- Не перегревайте двигатель – при продолжительном использовании надо делать перерывы.
- Периодически обновляйте смазку на деталях вращения.
Источник