Меню

Замена крыльчатки лодочного мотора вихрь 30

Меняем крыльчатку помпы охлаждения лодочного мотора

В этой статье мы рассмотрим замену крыльчатки и ремонт помпы на подвесных лодочных моторах

Это одна из значимых деталей подвесного мотора. От нее зависит «здоровье» и «долголетие» подвесного мотора, так как именно с ней связано, будет ли охлаждение достаточным для двигателя или же нет.

Крыльчатка в помпе подвесного мотора может служить от одного года, до нескольких лет, и зависит это в основном от условий эксплуатации., если вы любитель погонять по песчаным мелям, то готовьтесь к ежегодной замене этой элемента, песок свое дело сделает очень быстро, поверьте.

Крыльчатка – это практически расходный материал, такой же, как топливный или масляный фильтр. Она наиболее подвержена повреждению и износу. Крыльчатка имеет, как правило, бронзовую втулку – основание, со шпоночным соединением и резиновыми лопастями вокруг. Обычно эти лопасти то и приходят в негодность одними из первых.

Замена крыльчатки помпы лодочного мотора:

Первое что нам придется сделать – это снять редуктор и отделить его от дейдвуда открутив 4 нижних винта тягу переключения передач. Тут, думаю, ни у кого вопросов не возникнет, тут все просто. Эту процедуру мы не будем подробно описывать в нашей статье, а сосредоточимся на главном. Далее отделив дейдвуд от редуктора можно приступать к разборке самой помпы

Практически на всех моторах помпа охлаждения установлена на вертикальном валу, между дейдвудом (сапогом) и редуктором. Такое расположение обусловлено в первую очередь тем, что корпус помпы всегда находится ниже уровня погружения, что обеспечивает легкий забор воды, это наиболее подходящее место установки, хоть для этого и приходиться снимать редуктор.

Помним. что прежде чем приступить к замене крыльчатки нам понадобиться ремкомплект с крыльчаткой и обязательно прокладками для помпы.

Открутив четыре болта №1 мы сможем снять корпус помпы.

Далее снимаем крышку помпы №3, аккуратно что бы не повредить сальник №10 водяной трубки

Сняв корпус помпы №3 мы получаем доступ к самой крыльчатке №5.

Далее можно приступить к демонтажу крыльчатки помпы, снимаем осторожно, не потеряв шпонку №6 на которой установлена крыльчатка.

Далее оцениваем состояние крыльчатки №5, стакана помпы ( внутренняя часть крышки помпы №3), и пластины помпы №9

Крыльчатка должна быть без трещин, оставаться эластичной., в противном случае подлежит замене.

Стакан помпы так же должен быть без видимых следов износа, без глубоких рытвин и задиров., тоже самое касается и пластины помпы..

Сборка производится в обратном порядке.

Крыльчатку и крышку помпы нужно предварительно смазать и крышку одевать вращая крыльчатку в одну сторону, что бы лопасти равномерно и без закусывания расположились внутри корпуса помпы.

В заключении, когда будете соединять редуктор и сапог — необходимо особое внимание уделить водяной трубке, которая должна точно попасть в уплотнитель №10 и при этом не повредить его., от этого будет зависеть плотность соединения и соответственно эффективность охлаждения.

Источник

Ремонт системы охлаждения

Замена крыльчатки

Основным компонентом системы охлаждения лодочного мотора является крыльчатка и её периодически приходится менять по причине обычного износа, неправильного зимнего хранения, некачественного материала, из которого её изготовили или, как иногда бывает с малоизвестными китайскими моторами, которые заводятся в обратную сторону и заворачивают крыльчатку в обратную сторону из-за чего её лопасти ломаются, ну и бывает, что лопается стопор чашки помпы. И сегодня для вас подробный разбор процесса ремонта системы охлаждения лодочных моторов.

Для начала рекомендуем повесить мотор на импровизированный транец или что-то вертикальное, что его заменит. Без этого заниматься разборкой и ремонтом будет неудобно.

На маломощных ПЛМ надо открыть резиновую заглушку на “ноге”, под которой есть болт, фиксирующий тяги переключения передач. Откручивать полностью его не нужно, просто ослабьте на пару оборотов. У моторов мощностью 9,9 л.с. эта тяга находится снаружи и в этом случае винты стяжки нужно откручивать полностью.

У старых моделей лодочных моторов Tohatsu тяга передач соединяется с рычагом под блоком цилиндров, где-то в районе поддона. Фиксируется соединение пластинкой. В этом случае пластинку нужно откинуть с помощью отвертки вверх по оси.

Ослабляем хомут тяги переключения передач (для облегчения процесса можно включить заднюю передачу), откручиваем болты, которыми крепится редуктор. В зависимости от модели мотора, таких болтов может быть два или четыре.

Теперь можно вытащить “сапог” из “ноги”.

Если вы ремонтируете систему охлаждения старого лодочного мотора или (не дай бог) какой то неизвестной китайской мануфактуры, смотрите, чтобы трубка охлаждения не выдернулась вместе с сапогом и не увлекла за собой прорезиненный держатель, который в свою очередь сидит в пазу канавки охлаждения уже в блоке цилиндров. Происходит это по причине смывания смазки в районе контактов с резиновым уплотнение помпы. То место, где трубка контактирует с помпой предварительно рекомендуется обработать силиконовым спреем.

Сапог резко не дергаем, а нежно вытаскиваем, как с ноги любимой женщины.

Аккуратно снимаем “сапог”

Если вы все таки выдернули трубку охлаждения вместе с сапогом, то после ремонта самой системы охлаждения вам придется снимать блок цилиндров и вставлять держатель на свое место.

После снятия сапога нам понадобится нечто подобное (см. фото). С помощью такого приспособления нам нужно, чтобы сапог держался на антикавитационной плите и не выскальзывал. Если такой штуки у вас нет, то можно взять толстую фанеру и в ней уже сделать вырез в форме створа сапога.

Читайте также:  Тех паспорт лодочного мотора нептун

Держатель “сапога”

Перед собой мы видим помпу (водяной насос), которую держат четыре болта. Откручиваем их и поднимаем её наверх. Патрубок помпы скорее всего будет уже без смазки и чтобы вытащить его воспользуемся отверткой.

Помпа системы охлаждения ПЛМ Откручиваем болты

После снятия водяного насоса уже можно оценить состояние собственно крыльчатки. Вертикальный вал, на котором сидит крыльчатка, всегда вращается по часовой стрелке, т.о. лопасти крыльчатки будут загнуты в другую сторону.

Крыльчатка поднимается наверх по валу, зачастую вместе с корпусом помпы. Не потеряйте стопорную шпонку, которая находится между крыльчаткой и валом.

Поднимаем крышку вместе с крыльчаткой

У нашего мотора крыльчатка еще в хорошем состоянии. Лопасти все на месте, есть потертости, разрывов нет. Но раз разобрали, то меняем её.

Старая и новая крыльчатки

Перед установкой новой крыльчатки вал нужно очистить, стереть с него нагар и нанести смазку тонким слоем. Далее надеваем шпонку, на неё саму крыльчатку, так, чтобы шпонка попала в свой паз.

Некоторые китайское производители часто не заморачиваются с точным подбором крыльчатки под диаметр вала и на заводе её просто забивают на вал молотком. Вам так делать не советуем, воспользуйтесь лучше напильником или наждачкой, сберегете сальники и шестерни.

Новая крыльчатка на своем месте

После установки крыльчатки, надеваем на вал корпус помпы. Внутреннюю часть корпуса лучше предварительно немного смазать, чтобы первые обороты не повредили лопасти. Прокладки конечно лучше все поставить новые. Надевая и надавливая корпус помпы на саму крыльчатку нужно вращать рукой вал по часовой стрелке (делать это нужно на нейтральной передаче), не забывая при этом совместить патрубок системы охлаждения с уплотнение на корпусе. Такое вращение вала необходимо, чтобы лопасти крыльчатки загнулись в нужную сторону и приняли свое рабочее положение.

Если захотите проверить свою работу и работу новой системы охлаждения до установки сапога, то зажмите в шуруповерт или дрель вал, опустите редуктор под воду, чтобы отверстия водозабора были под водой и прокрутите вал (главное ПО часовой стрелке). При вращении вала из уплотнения вертикальной трубки пойдет вода.

После установки корпуса помпы, смазываем смазкой болты и равномерно, постепенно затягиваем их. Чрезмерных усилий применять не нужно, чтобы не сорвать резьбу. Перед установкой сапога на место смазываем шлицы вала и уплотнение вертикальной трубки системы охлаждения вашего лодочного мотора. Вставляя сапог на месте вам понадобиться одновременно совместить трубку охлаждения, шток переключения передач и вал. Приготовьте заранее фонарик, он вам пригодится.

Источник

Замена крыльчатки лодочного мотора вихрь 30

Репутация: 0
Зарегистрирован: 31.07.2012
Сообщения: 17
Откуда: Киев

Добавлено: 07.06.2013, 21:50 Заголовок сообщения: Вихрь 30: Крыльчатка помпы мешает вращению
Доброго времени суток всем!

Столкнулся с таким эффектом: снял редуктор с Вихря 30, пытаюсь крутить рукой торсионный вал — еле еле проворачивается как на нейтрали, так и на передаче, приходится прилагать дикие усилия. Снял крыльчатку помпы — крутится как по маслу, опять же и на нейтрали и на передаче.

Крыльчатка выглядит как новенькая, зеркало помпы без задиров, практически идеальное.

Встречался ли кто-нибудь с подобными явлениями? Уже не знаю, что и думать.

Если же это нормальное поведение движка — то на фиг такая помпа нужна? Может быть стоит придумать что-то вместо нее?
Последний абзац — это лишь крик души, а вопрос очень актуален. Лето, а лодка еще на берегу. Непорядок!

Вернуться к началу
Войс
Адмирал-командор

Репутация: 95
Зарегистрирован: 07.12.2009
Сообщения: 4107
Откуда: Ялта Украина

Добавлено: 08.06.2013, 4:57 Заголовок сообщения:
Соберите все обратно и попробуйте вращать вал опустив редуктор в вовду, вода в данном случае естественная смазка. Думаю все будет ОК! Чуть туговатое вращение должно быть.
_________________
Некоторые католики хотят быть святее чем Папа Римский.

Крым-3 Yamaha 80 EFI

Вернуться к началу
LazyVool
Зелёный Юнга

Репутация: 0
Зарегистрирован: 31.07.2012
Сообщения: 17
Откуда: Киев

Добавлено: 08.06.2013, 22:47 Заголовок сообщения:
Войс писал(а):
Чуть туговатое вращение должно быть.

Пока ничего не получается .

Вернуться к началу
Войс
Адмирал-командор

Репутация: 95
Зарегистрирован: 07.12.2009
Сообщения: 4107
Откуда: Ялта Украина

Добавлено: 09.06.2013, 3:35 Заголовок сообщения:
Померяйте крыльчатку — может какой то брак попался?
_________________
Некоторые католики хотят быть святее чем Папа Римский.

Крым-3 Yamaha 80 EFI

Вернуться к началу
Вовчик
Адмирал форума

Репутация: 24
Зарегистрирован: 25.08.2007
Сообщения: 2440
Откуда: Киевская область пгт Гостомель

Добавлено: 09.06.2013, 8:01 Заголовок сообщения:
Цитата:
приходится прилагать дикие усилия

А чем прилагали усилия. Если руками, то так и должно быть.Если помпа качает,соберите всё.И не заморачивайтесь по этому поводу.ИМХО.

П.С.Есть центробежная помпа,но насколько хорошо работает ХЗ.Я не пробовал.
_________________
Бажаючий літать

Вернуться к началу
Диаген
Капитан наставник

Репутация: 42
Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1741
Откуда: Днепропетровск

Группы

[ КЛМ »Амур» ]
[ КЛМ »Крым» ]

Добавлено: 09.06.2013, 8:56 Заголовок сообщения:
Отбор мощности от помпы — это реалия. Принято считать, что на «Нептун 23», «Вихрь 25» и «Вихрь 30» — это потеря 2 лошадок. На «Нуптуне» владельцы срезают лопасти через одну. С учетом того, что «Нептун 23» — холодный мотор, то особо вреда это не наносит. Охлаждения хватает с избытком. На «Вихре» так делать нельзя. И так перегрета башка постоянно. Правда живет такая помпа (а-ля «Нептун») много меньше стандартного варианта. Еще выбрасывают заднюю передачу. Считается, что эти манипуляции добавляют мотору пару лошадок. Еще толстые прокладки ставят, винты и редукторы полируют и т.д.
То, что Вы описали по своему «Вихрь 30» — это его НОРМАЛЬНОЕ поведение. Смочиться водой — будет легче.
В общем, собирайте и ходите спокойно.
_________________
Финвал 500+Yamaha>70 4Т
Амур+1,5л+ПОК60
Крым+Evinrude 35 2Т
Флагман 350 НДНД+Evinrude 15 2Т
Thunder 270ТМ (ГАМНО)+Evinrude 4 2Т(2шт)
Johnson 4 2T
Evinrude 2 2Т
_____________________________________
Когда-нибудь я обязательно стану умным.
Вернуться к началу
Войс
Адмирал-командор

Репутация: 95
Зарегистрирован: 07.12.2009
Сообщения: 4107
Откуда: Ялта Украина

Добавлено: 09.06.2013, 13:06 Заголовок сообщения:
2 Диаген На свои глазья видал Вихрь 30 без крыльчатки и задней передачи, на водозаборах стоят уловители из нержа, счастливый «оунер» сего девайса говорит что в ходу струя всегда холодная. Но по моему это БРЕД полный, мотор холодный, и все вытекающие последствия. ИМХО А о Нептунах слышу от Вас впервые. Но Ваши «седины» не позволяют усомнится в правдивости информации. А почему крыльчатка служит меньше? Ведь по идее коэффициэнт трения каждой ламели в частности не меняется.

2 ТС Даже на иномарках помпа вызывает необходимость приложения сил при вращении за приводной вал, на Вихрю-хрю-хрюше это нормуль, не заморачивайтесь, сухого вращения не любит ни один ПЛМ.
_________________
Некоторые католики хотят быть святее чем Папа Римский.

Крым-3 Yamaha 80 EFI

Вернуться к началу
Niyazovitsh
Капитан наставник

Репутация: 41
Зарегистрирован: 05.04.2011
Сообщения: 1473

Добавлено: 09.06.2013, 19:38 Заголовок сообщения:
В н-23:
— проверить стакан на геометрию
— выставить геометрию в стакане
— зеркало помпы должно быть зеркалом и прилегать к стакану без перекоса
— найти совеЦкую крыльчаку
— проверить крыльчатку на геометрию, убрать лишнее, аккуратно
— на мокрую должна без приложения особых усилий крутится, на сухую с небольшим усилием
— ездить долго и счастливо =)

Вихрь, имхо, аналогично.

Вернуться к началу
Диаген
Капитан наставник

Репутация: 42
Зарегистрирован: 21.11.2008
Сообщения: 1741
Откуда: Днепропетровск

Группы

[ КЛМ »Амур» ]
[ КЛМ »Крым» ]

Добавлено: 10.06.2013, 11:29 Заголовок сообщения:
Войс писал(а):
А почему крыльчатка служит меньше? Ведь по идее коэффициэнт трения каждой ламели в частности не меняется.

Качество современных РТИ на «Нептун 23»- гавно!
Старые, которые пролежали по 20-30 лет, очень гут!
При срезе «лишних» лопастей, всегда есть места, где РТИ повреждается. Ведь нельзя соавнить с литьем то, что срезаешь сапожным ножом. Микроподрывы резины ведут к разрушению. Не фатально, но фатк!
Саня. Тупо практика. Хотя я ее до последнего сохранял. И сейчас бы продолжал. Ибо «Крыму» особо задняя не нужна, лодка легкая, все правилкой можно сделать. А лопасти тоже сезон-два отхаживает. По ощущения, понятно — субьективным, мотор чуть резвее.

«Вихрь». 30-ки страдают перегревом башки. Клин — не редкое явление. Правда, тут же. чуть остыв — чаще всего «расклин» Ну очень специфический мотор! Бррр.
_________________
Финвал 500+Yamaha>70 4Т
Амур+1,5л+ПОК60
Крым+Evinrude 35 2Т
Флагман 350 НДНД+Evinrude 15 2Т
Thunder 270ТМ (ГАМНО)+Evinrude 4 2Т(2шт)
Johnson 4 2T
Evinrude 2 2Т
_____________________________________
Когда-нибудь я обязательно стану умным.

Вернуться к началу
Guron
Железный Лейтенант

Репутация: 5
Зарегистрирован: 05.12.2009
Сообщения: 222
Откуда: г. Черкассы

Добавлено: 10.06.2013, 14:05 Заголовок сообщения:
когда у меня был вихрь 30 , я поменял помпу на центробежного типа
( то вообще без усилий от руки , 90 гривен тогда стояла , сейчас двести по моему ) , эфекта как в Мотор сичи не было , вода шла всегда .
Со временем пришлось загильзовать посадосное место ( родное — полиамид , вытерся шпоночный паз ) , в остальном не нарадовался , пока не отдал товарищю
Вернуться к началу
LazyVool
Зелёный Юнга

Репутация: 0
Зарегистрирован: 31.07.2012
Сообщения: 17
Откуда: Киев

Добавлено: 12.06.2013, 22:26 Заголовок сообщения:
Спасибо всем, кто откликнулся. К сожалению несколько дней не мог читать, а следовательно и отвечать. Теперь же куча информации породила еще большую кучу вопросов с моей стороны.

Guron писал(а):
когда у меня был вихрь 30 , я поменял помпу на центробежного типа
( то вообще без усилий от руки , 90 гривен тогда стояла , сейчас двести по моему ) , эфекта как в Мотор сичи не было , вода шла всегда .
Со временем пришлось загильзовать посадосное место ( родное — полиамид , вытерся шпоночный паз ) , в остальном не нарадовался , пока не отдал товарищю

На мой взгляд, насос центробежного типа — это совершенно нормальное решение, удивляюсь почему конструкторы отдали предпочтение крыльчатке коловратного типа.

Но
1. Где же сейчас достать такую центробежную помпу? Это же должна быть помпа специально под Вихрь, чтобы садилась в посадочное место и одевалась на вал.
2. Наверное, штатный отвод воды от помпы надо будет переделывать? Или переходник какой-то существует?

По правде говоря, сердце кровью обливается при мысли о том, на что энергия уходит. По сути, если при использовании крыльчатки коловратного типа уходят лишние две лошадки, это значит, что воду качает мотор типа Салют. .
Мало того, что бензин недешев, мы этим еще дополнительно воду и воздух над водой загрязняем.

Кстати, что это за «эфект как в Мотор сичи»? Никогда не слышал о таком.

Добавлено спустя 6 минут 19 секунд:

Niyazovitsh писал(а):
В н-23:
— проверить стакан на геометрию
— выставить геометрию в стакане
— зеркало помпы должно быть зеркалом и прилегать к стакану без перекоса
— найти совеЦкую крыльчаку
— проверить крыльчатку на геометрию, убрать лишнее, аккуратно
— на мокрую должна без приложения особых усилий крутится, на сухую с небольшим усилием
— ездить долго и счастливо =)

Опять же вопросы и вопросы .

— проверить стакан на геометрию
А где брать размеры?
— выставить геометрию в стакане
А как ее выставлять? на токарном станке?
— зеркало помпы должно быть зеркалом и прилегать к стакану без перекоса
С этим вроде бы все в порядке.
— найти совеЦкую крыльчаку
— проверить крыльчатку на геометрию, убрать лишнее, аккуратно
Опять же, может быть надо размеры проверить? Иначе, как я узнаю, что лишнее
— на мокрую должна без приложения особых усилий крутится, на сухую с небольшим усилием
Вот с этим проблема. Крутится с БОЛЬШИМ усилием
— ездить долго и счастливо =)
Хотелось бы, однако уже середина июня, а я все еще винты в крышке редуктора высверливаю. 5 сверл угробил. Из чего винты, не знаю, наверное из легированной стали. Ну а чтобы выкрутить, тут даже вопросов нет. Шлицы сорвал за секунду, а вот высверлить — по винту в час.
Но это крик души, к помпе отношения не имеет.

Вернуться к началу
Guron
Железный Лейтенант

Репутация: 5
Зарегистрирован: 05.12.2009
Сообщения: 222
Откуда: г. Черкассы

Добавлено: 13.06.2013, 5:03 Заголовок сообщения:
помпу такую — в мотоциклетно -лодочном магазине — сделана специально под вихрь , становится на штатное место ни чего переделывать не надо ( не знаю как насчет 2-х лош сил мощи , но чють добавляет ( в смысле меньше отнимает )) заводится конечно полегче , если нормально загерметизирован редуктор и залито гипоидное масло , то вообще
цетробежного типа нормальное решение —- в Мот сичи например не очень — в Вихре работает , в Привете штатно стоит ( правда с клапаном специальным )
Но загильзовать нужно сразу , что б через пару сезонов не разбирать
если такое есть в Черкассах , то в Киеве и подавно
по штатной резиновой крыльчатке
то эксцентричное ее положение относительно корпуса помпы по моему не более ( от не помню или не менее ) 2-х мм по радиусу и превышение рамера по высоте не более 0.2 мм — меряйте
обычно меряйте диаметр крыльчатки — смотрите насколько превышает диаметр корпуса помпы
шатаете вал шестерню , освых и радиальных люфтов ( от руки ) чювствоваться недолжно ( если есть меняйте подшипник , сальники , не мешало б проверить весь редуктор , смотрите насколько изношены места соприкосновения сальников с валами , подшипниками — ставьте новые валы ( или втульте разными способами ) так конечно если не спец то в редуктор лудше не лезть шестерни менять парами высталять зазоры через краску , смотреть пятна контакта , если так не делать , то лотерея — может получиться , может нет . )
а так конечно — буржуйский мотор посвежее надо . мож и не сильно мощный —- медленнее будете ездить , но г- я будет меньше и будете отдыхать а не т —
ца с мотором
от себя — только не Мотор сич ( лудше вихрь — пргнозируеме ) , нептун 23 из ранних выпусков — более менее из советских
Вернуться к началу
goldman
Пассажир

Репутация: 0
Зарегистрирован: 03.06.2014
Сообщения: 4
Откуда: Кахахстан

Добавлено: 03.06.2014, 16:15 Заголовок сообщения: ремонт помпы
Доброго времени суток?
Народ, подскажите что за хрень, гонял на вихре 30 по осени ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=RQrICpOBZt8 под конец покатух движка стала глючить, неумеренная работа, как то перебоями. Основная проблема возникла с охлаждением:
— Из контрольки стала плохо бежать вода. Когда приехал в гараж, опустил движку в бочку, завел, из контрольки по мере нагревания двигателя потихоньку брызгал кипяток а в конце вообще пошел пар вместе с кипятком, обороты не влияют на напор. Разобрал помпу, на первый взгляд все в норме, крыльчатка эластичная, почти не деформирована. Диаметр крыльчатки больше внутреннего диаметра корпуса помпы на 2,5 мм.
— У вала шестерни редуктора люфт в бока (когда пытаешься качать в стороны) примерно 1 мм, вверх вниз примерно 2-3 мм.
— При сливе масла из редуктора отчетливо видны мелкие частицы металлической крошки.
Исходя из вышеперечисленного подскажите проблему.
Заранее благодарю.
_________________
Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю животных.
Вернуться к началу
vodorez
Бывалый Матрос

Репутация: 3
Зарегистрирован: 25.02.2012
Сообщения: 48
Откуда: Россия, Крым, Севастополь, берег моря.

Добавлено: 03.06.2014, 19:11 Заголовок сообщения:
. возможно провернуло втулку крыльчатки. такое бывало часто.
_________________
Хороших людей много, но плохие лучше организованы.
Протей 480, Суза 140. Крым-М, Я40,
Вернуться к началу
kashalott
Капитан морских пучин

Репутация: 20
Зарегистрирован: 24.03.2011
Сообщения: 937

Источник