Меню

Система охлаждения нептуна лодочного мотора

3.3.2. Система охлаждения мотора «Нептун-23»

Насос ПМ «Привет-22» на «Нептуне». Эта модернизация «Нептуна» технически довольно сложна, однако она оправдана тем, что насос «Привета-22» более надежен и меньше потребляет мощности. Особенно полезна такая переделка для владельцев «Нептунов», эксплуатирующих свои моторы в морской воде, т. к. крыльчатка «Привета» при вращении не имеет контакта с корпусом насоса, и отложения соли не так сильно влияют на производительность водопомпы.

Полость вихревого насоса на «Привете-22» выполнена литьем в дейдвудной трубе и проставке, поэтому для его установки на «Нептуне» нужно сделать корпус насоса. Верхняя 1 и нижняя 2 части корпуса (Рис. 118) изготовляются из дюралюминия.

Подгонка наружных размеров корпуса производится по месту в соответствии с размерами внутренней полости дейдвуда «Нептуна», изготовленной литьем. Необходимо также сделать новую пластину 3 вместо штатной 160.600.057 и обязательно установить в верхний корпус в гнездо диаметром 25,9 мм уплотнительную манжету (каталожный № 160.259.100).Без такой манжеты подача насоса неустойчива, и может прекратиться поступление воды для охлаждения из-за проникновения в полость насоса (по зазору между рессорой и верхней частью корпуса) отработавших газов. Крыльчатку для этого насоса можно изготовить самостоятельно или использовать штатную, расточив диаметр посадочного отверстия по размерам рессоры «Нептуна». Сборка, насоса показана на Рис. 119. При эксплуатации мотора на море полезно также защитить от попадания воды и коррозии нижнюю цапфу коленчатого вала, выступающую в полость дейдвуда. Если цапфа уже корродирована, а манжеты повреждены, ее надо проточить (Рис. 118, поз. 7) и напрессовать на нее втулку 6 из нержавеющей стали. Затем выточить защитную насадку 5 с резьбой М56Х 1,5 и закрепить ее на нижнем картере.

Отключение двигателя при перегреве. Как известно, отечественные лодочные ПМ не имеют устройства для контроля и регулирования температуры в системе охлаждения. Однако опасности перегрева можно избежать, если использовать серийно выпускаемое биметаллическое реле теплового контроля — РТГК , (Рис. 120).

Это реле, предназначенное для аварийного отключения герметичных компрессоров торговых холодильников при нагреве корпуса до температуры 90°С, имеет параметры, позволяющие устанавливать его непосредственно на блоке цилиндров ПМ. Оно надежно работает в условиях вибрации.
Чтобы установить реле на «Нептуне-23», на плоском участке в верхней части блока цилиндров над выхлопным коллектором, следует изготовить из стали или дюралюминия специальный кронштейн (Рис. 121).

Проще всего выполнить схему для аварийного отключения одного из цилиндров, например, нижнего. В этом случае низковольтный провод с трансформатора нижнего цилиндра следует отсоединить от клеммной колодки и припаять к одной из клемм реле, а вторым проводом соединить клеммную колодку и второй контакт реле (Рис. 120). В результате реле оказывается включенным последовательно с обмоткой низкого напряжения трансформатора, сеть при нагреве до 90°С разрывается. Через 1 — 2 мин. после остывания реле можно замкнуть вторично.

Если при перегреве двигателя отключаются оба цилиндра, на кронштейне вместе с реле РТГК следует закрепить конденсатор типа МБГП-0,25 напряжением 300 — 400 В. Один из его контактов необходимо последовательно соединить с контактом реле, штатные конденсаторы, размещенные на панели магнето, отсоединить от прерывателей (их можно оставить на своем месте). К освободившимся контактам прерывателей нужно подсоединить два гибких проводника: один из них подвести через отверстие в панели магнето к контакту реле, второй — к контакту конденсатора. (Рис. 122).

При работе мотора один прерыватель будет разомкнут, второй замкнут, и наоборот. Защита от перегрева предусматривает отключение сразу обоих цилиндров, а конденсатор С может работать на оба цилиндра.

Источник

Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23


Глава IV. Уход за мотором

1. Уход за двигателем лодочного мотора Нептун 23

1. Необходимо следить за чистотой наружной поверхности двигателя, так как наличие на двигателе грязи и воды может явиться причиной его остановки, а остатки горючего и масла — причиной возникновения пожара.

2. Эксплуатировать двигатель следует только на рекомендованной топливной смеси. Повышенное содержание масла в смеси затрудняет запуск мотора вследствие замасливания электродов свечей, ухудшает работу карбюратора, приводит к значительному нагарообразованию в двигателе, снижению его мощности. Недостаток масла в смеси приводит к интенсивному износу трущихся деталей, разрушению подшипников, перегреву двигателя и его отказу.

3. Необходимо следить за тем, чтобы двигатель работал на нормальной топливно-воздушной (рабочей) смеси. При бедной смеси обгорают электроды свечей, двигатель запускается с трудом, перегревается, теряет мощность, наблюдаются «хлопки» в карбюраторе. На богатой смеси происходит повышенное отложение нагара на деталях двигателя и свечах, мощность падает.

4. При обнаружении в двигателе нагара, его следует своевременно удалить, так как при обильном нагарообразовании двигатель перегревается, не развивает полной мощности или вообще может не запускаться.

Рекомендуется следующий способ очистки от нагара без разборки двигателя:
— разогретый мотор установить свечными отверстиями вверх;
— поставить поршни так, чтобы выхлопные и всасывающие окна обоих цилиндров были закрыты (поршни должны занять среднее положение и находиться на одном уровне);
— залить в каждый цилиндр через свечные отверстия 70—100 см3 смеси, состоящей из 2 частей ацетона, 1 части керосина и 1 части автола (масла для двигателя);
— когда вспенивание смеси прекратится, ввернуть использованные свечи и оставить мотор в таком положении на 2—3 суток;
— вывернуть свечи и слить смесь, прокрутив мотор от стартера 5—6 раз, нажав на кнопку «Стоп».
— после очистки нагара запустить мотор на своих свечах и дать ему проработать 2—3 минуты на холостом ходу. Полное удаление нагара производится при разобранном двигателе, когда сняты выхлопные патрубки, головки блока цилиндров, поршни и т. д.

Читайте также:  Сгорел мотор у мясорубки

5. Разбирать двигатель без крайней необходимости не рекомендуется.

2. Уход за системой питания лодочного мотора Нептун 23

При уходе за системой питания необходимо:

— следить за исправностью топливного бака, его герметичностью;

— предохранять бак от засорения, для чего перед заливкой топлива промывать его чистым бензином, а топливо заливать через воронку с сеткой;

— для приготовления топливной смеси применять только рекомендованные бензины и масла, не допуская попадания в смесь посторонних примесей и воды. При применении некачественного бензина и масла возможно засорение топливопроводов и жиклеров карбюратора, что нарушает нормальную работу двигателя и приводит к его остановке;

— следить за исправностью топливопроводов, немедленно устраняя течи. Через негерметичность в топливопроводах, особенно со стороны всасывания (между баком и насосом), в систему подсасывается воздух, и насос становится частично или полностью неработающим;

— следить за чистотой топливопроводов, регулярно промывая чистым бензином;

— следить за исправностью и чистотой топливного насоса; проверять целостность диафрагмы, очищать и промывать в бензине фильтр и отстойник. При постановке отстойника на место следует плотно прижимать прокладку, чтобы исключить возможность подтекания топлива;

— с помощью подкачивающей груши-помпы проверять на заполненной топливом системе работу обратных пластинчатых клапанов. Клапаны должны пропускать топливо только в одну сторону — к карбюратору;

— следить за исправностью и чистотой карбюратора. В случае обнаружения течи топлива через карбюратор следует в первую очередь осмотреть поплавковую камеру. Причиной течи может явиться загрязнение игольчатого клапана и седла, погнутость иглы или негерметичность поплавка. Опустив поплавок в воду, можно обнаружить место течи (по пузырькам).

Разобранный карбюратор промывается чистым бензином; жиклеры и каналы желательно продуть сжатым воздухом: чистка жиклера проволокой недопустима.

ВНИМАНИЕ! Во избежание загрязнения окружающей среды не допускайте попадания бензина и масла на землю или в водоем. При обнаруженной негерметичности шлангов или других соединений немедленно устраните неисправности.

3. Регулирование карбюратора лодочного мотора Нептун 23

Регулирование карбюратора вашего мотора произведено заводом-изготовителем.

При необходимости вы можете:

— отрегулировать карбюратор (на х/ходу прогретого двигателя), для чего винтом подъема дроссельной заслонки (расположен на крышке карбюратора справа, за рычагом пускового устройства) установить минимальную частоту вращения к/вала мотора, затем медленно вращая винт регулировки холостого хода (расположен на корпусе карбюратора слева), добиться максимальной частоты, вновь снизить частоту винтом подъема дроссельной заслонки и отрегулировать на максимальную частоту вращения к/вала мотора. Указанную операцию можно повторить 2. 3 раза. Для сведения, режим х/хода мотора составляет п=1200±100 мин-1, правильность регулировки режима х/хода проверяется путем открытия дроссельной заслонки карбюратора;

— если мотор глохнет при открытии дроссельной заслонки карбюратора, необходимо винт регулировки холостого хода завернуть на 1/4. 1/2 оборота (смесь обеднится).

— отрегулировать качество топливной смеси на эксплуатационных режимах работы мотора перемещением иглы дросселя относительно замка. Номинальное положение замка относительно иглы дросселя при заводской регулировке на моторе — нижнее (богатая смесь). При перемещении замка вверх по игле дросселя — смесь обедняется.

4. Уход за системой зажигания лодочного мотора Нептун 23

ОСМОТР И ЗАЧИСТКА КОНТАКТОВ ПРЕРЫВАТЕЛЕЙ МАГДИНО

— снять капот, стартер, кожух маховика и храповой диск;
— через окна в маховике осмотреть контакты. Рабочие поверхности контактов должны быть чистыми, сухими и плотно смыкаться при повороте маховика (во избежание повреждения крыльчатки водопомпы следует поворачивать маховик только по часовой стрелке);
— замаслившиеся контакты протереть чистой тряпочкой, надетой на плоский щуп;
— если контакты подгорели или смыкаются не всей плоскостью, то следует, сняв маховик, зачистить рабочие поверхности контактов мелкой шкуркой или надфилем. После зачистки аккуратно протереть прерыватели тряпочкой, смоченной в чистом бензине, и просушить;
— если к контактным поверхностям прикасались руками, контакты следует промыть чистым бензином, чтобы удалить с них весь жир.
Примечание. После установки храпового диска необходимо закернить винты крепления.

— проверить легкость поворота коромысел прерывателей на своих осях. В случае заедания оси следует смазать одной-двумя каплями турбинного масла «Л» ГОСТ 32-74 или маслом двигателя;

Читайте также:  Мерседес cla мотор м270 ошибка p22797a подсос воздуха

— если мотор к моменту осмотра отработал более 50 часов, то следует смочить 2—3 каплями турбинного масла «Л» (или маслом двигателя) войлочный фитиль смазочного устройства, предназначенного для смазки рабочей поверхности кулачка маховика.

ВНИМАНИЕ! Излишняя смазка фитиля вредна, так как может привести к замасливанию контактов прерывателей, размыкаемых кулачком маховика.

Закончив зачистку контактов прерывателей и смазку магдино, маховик поставить на место и закрепить.

ВНИМАНИЕ! При установке маховика смазочное устройство предохранять от возможности смятия ступицей маховика.

5. Установка и регулировка зажигания лодочного мотора Нептун 23

Рис. 5 Установка и регулировка зажигания лодочного мотора Нептун 23

Надежная работа магдино зависит прежде всего от правильной установки зажигания. При правильной (нормальной) установке зажигания угол опережения зажигания равен 29°. При таком опережении поршень не доходит до ВМТ 4,5 мм.

1. Проверка правильности установки зажигания и его регулировка производится в следующей последовательности:
— ручку румпеля поставить в положение «Полный газ»;
— совместить риску «в» на основании магдино (3) с литой меткой «г» на бобышке картера (9);
— если риски не совмещаются, то ослабив винты (6 и 8) и не нарушая положения румпеля, повернуть основание магдино до совмещения риски «в» с меткой «г». Закрепить поводок (7) винтами (6 и 8);
— прокручивая маховик по часовой стрелке, совместить с риской «в» риску «а», обозначенную на ободе маховика цифрой «1»;
— через окно (1) в маховике замерить прилагаемым к мотору щупом зазор «А» между контактами прерывателя (для верхнего цилиндра). Зазор должен быть равен 0,30—0,35 мм (щуп слегка защемляется);
— если зазор не обеспечивается в заданных пределах, то с помощью отвертки повернуть основание, предварительно ослабив винт (2). Сохраняя отрегулированный зазор «А», зафиксировать новое положение основания с помощью винта (2);
— повернуть маховик по часовой стрелке на 180°, совместить с риской «в» риску «б», обозначенную на ободе маховика цифрой «2»;
— через окно (1) замерить зазор «А» у второго прерывателя (для нижнего цилиндра). Зазор должен быть тем же (0,30—0,35 мм). Регулировку зазора производить аналогично.

ВНИМАНИЕ! Проверку и регулировку зазора «А» для обоих прерывателей производить через окно (1) маховика. При этом риски «а» («б»), «в» и «г» должны быть совмещены между собой.

2. При необходимости изменения нормального опережения зажигания следует сместить основание магдино (3) относительно поводка (7) в пределах пазов под винты крепления поводка.

Ослабив винты (6 и 8) и сместив основание влево, получим позднее зажигание (угол опережения зажигания уменьшится). Сместив основание магдино относительно поводка вправо, получим раннее зажигание (угол опережения зажигания увеличивается).

После установки раннего или позднего зажигания зазор «А» контролировать при совмещении риски «а» («б») только с риской «в».

Соблюдайте осторожность при регламентных работах, монтаже и демонтаже магдино МН-1 и трансформаторов ТЛМ на двигателе!

6. Уход за свечами зажигания лодочного мотора Нептун 23

1. Проверка правильности установки зажигания и его регулировка производится в следующей последовательности:

— ручку румпеля поставить в положение «Полный газ»;

— совместить риску «в» на основании магдино (3) с литой меткой «г» на бобышке картера (9);

— если риски не совмещаются, то ослабив винты (6 и 8) и не нарушая положения румпеля, повернуть основание магдино до совмещения риски «в» с меткой «г». Закрепить поводок (7) винтами (6 и 8);

— прокручивая маховик по часовой стрелке, совместить с риской «в» риску «а», обозначенную на ободе маховика цифрой «1»;

— через окно (1) в маховике замерить прилагаемым к мотору щупом зазор «А» между контактами прерывателя (для верхнего цилиндра). Зазор должен быть равен 0,30—0,35 мм (щуп слегка защемляется);

— если зазор не обеспечивается в заданных пределах, то с помощью отвертки повернуть основание, предварительно ослабив винт (2). Сохраняя отрегулированный зазор «А», зафиксировать новое положение основания с помощью винта (2);

— повернуть маховик по часовой стрелке на 180°, совместить с риской «в» риску «б», обозначенную на ободе маховика цифрой «2»;

— через окно (1) замерить зазор «А» у второго прерывателя (для нижнего цилиндра). Зазор должен быть тем же (0,30—0,35 мм). Регулировку зазора производить аналогично.

ВНИМАНИЕ! Проверку и регулировку зазора «А» для обоих прерывателей производить через окно (1) маховика. При этом риски «а» («б»), «в» и «г» должны быть совмещены между собой.

2. При необходимости изменения нормального опережения зажигания следует сместить основание магдино (3) относительно поводка (7) в пределах пазов под винты крепления поводка.

Ослабив винты (6 и 8) и сместив основание влево, получим позднее зажигание (угол опережения зажигания уменьшится). Сместив основание магдино относительно поводка вправо, получим раннее зажигание (угол опережения зажигания увеличивается).

Читайте также:  Угловой редуктор для фрезы мотор сич

После установки раннего или позднего зажигания зазор «А» контролировать при совмещении риски «а» («б») только с риской «в».

Соблюдайте осторожность при регламентных работах, монтаже и демонтаже магдино МН-1 и трансформаторов ТЛМ на двигателе!

7. Уход за системой охлаждения лодочного мотора Нептун 23

1. Охлаждение двигателя производится забортной водой. Поэтому при работе мотора на мелководье и в засоренных водоемах возможно попадание в систему охлаждения песка, ила, грязи и мусора, что может привести к преждевременному отказу резиновой крыльчатки водопомпы. Чтобы избежать этого не рекомендуется эксплуатировать мотор в водоемах мельче 0,8 м, а после работы в засоренных водоемах или при установке мотора на хранение следует промывать систему охлаждения чистой водой.

2. Нельзя запускать мотор без воды даже на короткое время, так как это приведет к быстрому износу крыльчатки водопомпы.

3. При ремонте и регулировках не допускать прокручивания маховика против часовой стрелки, так как это приведет к заворачиванию лопастей крыльчатки и ее отказу.

4. Необходимо следить за исправностью, чистотой и герметичностью уплотнений трубки подвода воды к блоку, герметичностью стыка корпуса водопомпы с дейдвудом.

5. Перед каждой поездкой и во время движения необходимо внимательно следить за истечением воды из контрольного отверстия. Если отверстие засорилось, прочистить его немедленно.

Примечание. При замене крыльчатки выступание или утопание новой крыльчатки в корпусе должно быть в пределах 0,2 мм.


8. Уход за системой смазки лодочного мотора Нептун 23

1. Смазку мотора необходимо производить согласно Карте смазки мотора.

КАРТА СМАЗКИ ЛОДОЧНОГО МОТОРА НЕПТУН 23

Примечание. При эксплуатации мотора в морской воде смазку производить в два раза чаще.

2. Во время работы лодочного мотора корпус реверс-редуктора находится под водой, при нарушении его герметичности возможна утечка масла и попадание воды внутрь. Чтобы убедиться, что при работе мотора в редуктор не проникла вода, необходимо установить мотор вертикально, дать маслу отстояться и вывернуть пробку из отверстия (2) (рис. 4). При этом сначала вытечет вода, если она попала в привод, или изменившее свой цвет от воды (осветленное) масло. Устранив не герметичность редуктора, следует сменить смазку.

Замену смазки в редукторе производить в следующей последовательности:
— установить мотор вертикально;
— вывернуть пробки из отверстий (1 и 2) и слить старую смазку.

После слива отработанного масла рекомендуется промыть полость реверс-редуктора промывочным маслом. Для этого следует завернуть пробку (2) и залить через отверстие (1) промывочное масло в объеме 150 см3, завернуть пробку.

Запустить двигатель, отработать на «Малом газе» 2—3 минуты, сделав при этом несколько переключений на передний и задний ход.

Затем слить промывочное масло и залить свежую смазку в объеме 150 см3.

3. Смазку магдино производить с учетом указаний, изложенных в разделе «Уход за системой зажигания».

9. Регламентные работы с лодочным мотором Нептун 23

1. Проверить наличие смазки в полости реверс-редуктора.
2. Осматривать наружные болты, винты и гайки, при необходимости подтягивать их.
3. Осматривать и при необходимости очищать и промывать свечи зажигания, регулировать зазор между электродами свечи (см. «Уход за свечами зажигания»).
4. Проверить и при необходимости отрегулировать обороты холостого хода.

Через каждые 40—50 часов работы мотора

1. Выполнять работы, проводимые через каждые 20—25 часов работы мотора.

2. Проверять затяжку гайки крепления маховика.

Примечание. Для затяжки гайки крепления маховика и ее проверки желательно применять тарированный ключ. Момент затяжки должен быть в пределах 7—8 кгм. Допускается затяжку гайки маховика производить легкими ударами молотка по рукоятке ключа.

3. Осматривать и при необходимости очищать и промывать контакты прерывателей магдино, регулировать зазор между контактами прерывателей, производить смазку магдино (см. «Уход за системой зажигания» и «Установка и регулировка зажигания»).

4. Менять смазку в редукторе гребного винта (см. «Уход за системой смазки»).

5. Проверить легкость вращения ролика стартера.

Через каждые 80—100 часов работы мотора

1. Выполнять работы, проводимые через 40—50 часов работы мотора.

2. Смазывать наружные трущиеся поверхности, подшипник рессоры, фланец магдино (см. «Карта смазки мотора»).

3. Проверять затяжку гаек крепления реверс-редуктора в проставке и гаек крепления головки блока (рис. 6)

Рис. 6 Затяжка гаек крепления реверс-редуктора в проставке и гаек крепления головки блока лодочного мотора Нептун 23

4. Очищать и промывать отстойник и фильтр топливного насоса, поплавковую камеру карбюратора, топливный бак, топливопроводы.

5. Проверять затяжку винтов крепления оси вертлюга к поддону переднему. При необходимости затянуть.

6. Очищать от нагара цилиндры, головку блока, поршни, поршневые кольца, выхлопные патрубки (см. «Уход за двигателем»). Полное удаление нагара рекомендуется производить после 200 часов наработки мотора.

10. Возможные неисправности лодочного мотора Нептун 23, причины и способы устранения

Источник