Ремонт редуктора пускача смд
4.1.10. Редуктор пускового двигателя П-350 дизеля СМД-62 трактора Т-150К
Вращение от пускового двигателя к дизелю передается через блок шестерен 5 (рис. 44) и одноступенчатый редуктор, который крепится к картеру маховика дизеля тремя болтами.
Редуктор состоит из корпуса 36 (рис. 49) с крышкой 4, вала 10, муфты сцепления и механизма автоматического выключения.
После запуска и прогрева пускового двигателя включают муфту сцепления редуктора поворотом рычага 37. Перемещаясь вперед, вдоль оси вала, подвижный упор 6 через упорный подшипник 7 и нажимной диск 8 прижимает ведомые диски 12 к ведущим 33. При сжатых дисках движение от шестерни 14 передается специальной втулке 34. На внутренней поверхности ее имеется четыре фасонных паза, в каждом из которых размещается по одному цилиндрическому ролику 39. Пазы втулки выполнены таким образом, что при включении муфты, когда втулка начинает вращаться, ролики перекатываются по профилю паза в направлении, противоположном вращению втулки, и заклинивают ее на валу редуктора. Вращение от пускового двигателя передается валу редуктора, а вместе с ним — шестерне включения 18 и маховику дизеля. Четыре пружины 40 с плунжерами 41, расположенными в гнездах специальной втулки, способствуют равномерному заклиниванию роликов.
После пуска дизеля число оборотов коленчатого вала быстро возрастает и вращение от дизеля начинает передаваться валу редуктора. При этом ролики специальной втулки в результате возникновения разности скоростей начинают проскальзывать по валу и перекатываться по пазу в сторону профиля с большим радиусом, освобождая втулку от заклинивания. Втулка начинает свободно вращаться на валу редуктора, и пусковой двигатель отключается от редуктора, что предохраняет его 01 «разноса» после пуска дизеля.
По мере увеличения частоты вращения коленчатого вала дизеля грузики 21 под действием центробежной силы расходятся и при достижении частоты вращения вала дизеля 10—11,3 об/с (600—680 об/мин) выходит из зацепления и освобождают держатель. Под действием пружин 27 и 28 толкатель 26 перемешает держатель 23 назад, выводя шестерню 18 из зацепления с венцом маховика, автоматически отключая вал редуктора.
Детали редуктора смазываются моторным маслом, применяемым для картерной смазки дизеля. Масло в редуктор заливается через отверстие в верхней части корпуса редуктора. Для контроля уровня масла на крышке 4 редуктора имеется отверстие, закрытое пробкой 3. Отверстие для слива масла из редуктора расположено в корпусе насоса предпусковой прокачки масла. Когда муфта сцепления редуктора выключена при работающем пусковом двигателе,
имеет место незначительное «ведение» вала редуктора за счет сил трения в масле. Поэтому во избежание поломки зубьев шестерни включения и венца маховика категорически запрещается включать шестерню при работающем пусковом двигателе.
Рис. 49. Редуктор пускового двигателя:
1—валик включения; 2—ступица; 3—пробка контрольного отверстия; 4—крышка; 5 — шарикоподшипник; 6—подвижный упор; 7—шарикоподшипник упорный; 8—диск нажимной; 9—пружина; 10—В11Л редуктора; 11—диски ведомые; 12—барабан ведущий; 13—шестерня муфты сцепления; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — втулка подшипника; 16 — втулка;
17—шестерня включения; 18—направляющая втулка; 19—грузик; 20 — ось грузика; 21 — держатель; 22 — шайба замковая; 23 — болт; 24 — шайба специальная; 25—толкатель; 26, 27 — пружины; 28 —манжета; 29—шарикоподшипник; 30—диск упорный; 31—диски ведущие; 32 — втулка специальная; 33 — шарикоподшипник упорный; 34 —корпус редуктора; 35—рычаг включения; 36—валик рычага; 37—болт; 38—ролик; 39— пружина; 40 — плунжер.
Источник
Редуктор пускового двигателя П-350 трактора Т-150 и Т-150К
Вращение от пускового двигателя П-350 к дизелю СМД-60 (СМД-62) передаётся через блок шестерён [рис. 1] и одноступенчатый редуктор [рис. 2].
Рис. 1. Установка насоса предпусковой прокачки системы смазки двигателя СМД-60 и СМД-62 трактора Т-150 и Т-150К.
1) – Шестерня промежуточная пускового двигателя;
3) – Блок шестерён привода редуктора;
6) – Шестерня привода насоса;
8) – Насос предпусковой прокачки;
11) – Пробка контрольного отверстия;
12) – Пробка заливного отверстия;
14) – Корпус обратного клапана;
19) – Регулировочный упор пружины;
20) – Отверстие для удаления воздуха из клапана;
21) – Отверстие для удаления воздуха из клапана.
Передаточное отношение редуктора пускового двигателя равно 24,1. Пусковые обороты двигателя СМД-60, СМД-62 составляют 160 об/мин. Редуктор снабжён многодисковой муфтой (8) [рис. 2], обгонной муфтой (7) и (17) и автоматом отключения бендикса (шестерни) (12).
Рис. 2. Редуктор пускового двигателя П-350 трактора Т-150 и Т-150К.
9) – Шестерня муфты сцепления;
10) – Задний подшипник вала;
12) – Бендикс (шестерня включения);
13) – Груз механизма отключения;
19) – Рычаг включения муфты редуктора;
20) – Валик управления муфтой;
21) – Контрольная пробка уровня смазки в редукторе;
22) – Валик включения муфты.
Корпус редуктора пускового двигателя П-350 прикреплён к картеру маховика основного двигателя посредством трёх болтов. На валу редуктора (вращается в паре шарикоподшипников (1) и (10)) свободно посажена шестерня (9) с бронзовой втулкой. К шестерне (9) приклёпан барабан, являющийся в дисковой муфте (8) ведущим. С барабаном ведущие диски соединены пазами, а ведомые – посредством втулки (7) обгонной муфты. Включение муфты осуществляется поворотом рычага (19). Втулка (7) снабжена пазами, в которых перекатываются четыре ролика (17). Когда вращение передаётся от пускового двигателя П-350, ролики заклинивают втулку на валу и шестерне (12) сообщается включение. Шестерня включения имеет шлицевое соединение с валом редуктора, а также входит в зацепление с венцом маховика основного двигателя.
Включение шестерни в зацепление с маховиком выполняется рычагом, размещённом на картере маховика, а выключение – посредством автомата, в состав которого входит держатель грузов (14), пара грузов (13), толкатель (15) и пара пружин (16).
Запуск двигателя СМД-60 (СМД-62) трактора Т-150 (Т-150К) осуществляется в следующем порядке: шестерня включения (12), которая свободно передвигается на шлицах вала редуктора, вводится в зацепление с венцом маховика основного двигателя рычагом, затем необходимо запустить пусковой двигатель П-350 и включить муфту редуктора с помощью рычага (19). При этом осевое усилие через упорный подшипник (3) передаётся нажимному диску (6), сжимающему ведущие и ведомые диски муфты. Движение передаётся втулке (7), которая с помощью роликов (17) заклинивается на валу и вместе с ним вращается. Вращаясь, шестерня (12) прокручивает коленвал основного двигателя.
После запуска происходит быстрый рост числа оборотов коленвала основного двигателя, а вращение от него начинает передаваться валу редуктора пускового двигателя. При этом ролики (17) за счёт разности скоростей начинают проскальзывать на валу, а также перекатываться в пазах втулки в сторону профиля с большим радиусом, тем самым освобождая от заклинивания втулку. Втулка начинает свободно вращаться на роликах (независимо от оборотов вала редуктора) и пусковой двигатель П-350 отключается, что позволяет после запуска основного двигателя предохранить пусковой двигатель от «разноса».
В процессе увеличения количества оборотов коленвала основного двигателя грузы (13) механизма отключения под воздействием центробежной силы расходятся и, выходя из зацепления, освобождают держатель (14). Под воздействием пружин (16) толкатель (15) перемещает держатель грузов с шестернёй (12) и выводит её из зацепления с венцом маховика.
Втулка (11), установленная на шестерне (12) для защиты шлиц от пыли, удерживается стопорным кольцом.
Техническое обслуживание редуктора пускового двигателя П-350 включает в себя периодическую смазку и регулировку положения рычагов включения муфты и бендикса (шестерни) с целью обеспечения «чистого» включения/выключения, которое выполняется из кабины трактора Т-150 и Т-150К.
Необходимо учитывать, что из-за присутствия в редукторе смазки, вал редуктора может «вести» при выключенной муфте. Поэтому не следует включать бендикс (шестерню) (12) при работающем пусковом двигателе. Её включение необходимо производить только перед запуском пускового двигателя.
В летнее время смазка редуктора пускового двигателя осуществляется дизельным маслом, а в зимнее — смесью (1:1) дизельного масла и дизельного топлива.
При ТО-2 проверяется уровень смазки, а при ТО-3 – смазка заменяется на свежую. Для слива смазки используется отверстие, расположенное в корпусе насоса предпусковой прокачки масла, которое закрывается пробкой (7) [рис. 1]. Редуктор пускового двигателя П-350 следует промыть дизельным топливом, перед тем как заливать в него чистое масло. Заливка масла производится через отверстие, закрытое пробкой (12), до уровня контрольного отверстия (11).
На двигателях 1971-1972 г.в. устанавливался редуктор, чьё контрольное отверстие находилось на корпусе, а объём заливаемого масла составлял 300 см 3 . С целью улучшения смазывания (с 1973 г) на редукторах увеличен объём заливаемого масла до 500 см 3 . Увеличение объёма смазки привело к переносу контрольного отверстия на крышку. На двигателях 1971-1972 г.в. рекомендуемый объём заливаемого масла составляет 500 см 3 .
Через 480 мото/ч (через одно ТО-2) необходимо проверять наличие смазки в полости расположения блока шестерён и доливать её до положенного уровня. Заливное отверстие находится на картере пускового двигателя П-350, а контрольное отверстие уровня расположено на картере маховика.
Через 480 мото/ч производится проверка и подрегулировка положения рычагов включения муфты редуктора и бендикса (шестерни). Съём и установка редуктора осуществляются при включенном положении бендикса (шестерни).
Источник
Снятие редуктора пускового двигателя СМД-60
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
Здравствуйте, может кто знает, как можно снять редуктор пускового двигателя СМД-60 на тракторе Т-150 не снимая двигатель.
Снять можно. Снимается левая подушка двигателя и поддомкрачиваем. Дальше не помню уже 17 лет как прошло с того момента.
если под редуктором пускового двигателя подразумевается железяка с муфтой сцепления на одном конце и бендиксом на другом
то открутив три болта на лапе двигателя и три в опоре подушки (отмечены красным) и приотдав болты помеченные зеленым
можно ломиком провернуть подушку лапы даигателя так, что передний конец отойдет на 2-3 сантиметра от блока и позволит вытащить снятый редуктор.
можно вообще все болты из лапы выкрутить, оставив только один задний в опоре.
после установки обратно, ломиком или слегка постукивая кувалдой провернуть опору на место и закрутить.
я снимаю на много проще,откручиваю крышку которая на пяти болтиках,откручиваю гайку на валу и в разобраном виде все снимаю.и также собираю.
Источник
Устройство и принцип действия редуктора пускового двигателя СМД-60
Передача вращения к дизелю СМД-60 от пускового двигателя осуществляется посредством блока шестерен и одноступенчатого редуктора 350.12.010.00 (рисунок 1). Редуктор оснащен многодисковой муфтой (поз. 8), обгонной муфтой (поз. 7, 17) и автоматом отключения шестерни (поз. 12).
Корпус редуктора (поз. 4) прикреплен тремя болтами к картеру маховика. На валу редуктора пускового двигателя Т-150, вращающегося в двух шариковых подшипниках (поз. 1, 10), свободно посажена шестерня (поз. 9), имеющая бронзовую втулку, к которой приклепан барабан, ведущий в дисковой муфте (поз. 8). Ведущие диски через пазы соединяются с барабаном, ведомые диски – с втулкой (поз. 7) обгонной муфты.
Муфта включается поворотом рычага (поз. 19). Втулка (поз. 7) выполнена с пазами, в которых перекатываются ролики (поз. 17). Когда происходит передача вращения от пускового двигателя, втулка заклинивается роликами на валу и сообщается движение шестерне включения (поз. 12). Шестерня включения через шлицы соединена с валом редуктора, входя в зацепление с маховиком дизеля.
Зацепление шестерни с венцом маховика осуществляется рычагом, который расположен на картере маховика. Разобщение зацепления происходит при помощи автомата, состоящего из держателя грузов (поз. 14), двух грузов (поз. 13), толкателя (поз. 15) и двух пружин (поз. 16).
Для запуска двигателя шестерню включения (поз. 12), которая свободно передвигается на шлицах вала, вводят рычагом в зацепление с маховиком дизеля. После этого производят запуск пускового двигателя и включают рычагом (поз. 19) муфту редуктора (РПД Т-150). При этом происходит передача осевого усилия через упорный подшипник (поз. 3) на нажимной диск (поз. 6), который, в свою очередь, сжимает ведомые и ведущие диски муфты. Далее движение передается втулке (поз. 7), которая через ролики (поз. 17) заклинивается на валу, начиная вращаться вместе с ним. Шестерня (поз. 12) своим вращением прокручивает коленвал дизеля. После пуска число оборотов коленвала быстро возрастет, и начнется передача вращения от него к валу редуктора.
Рис. 1 — Редуктор пускового двигателя (РПД) Т-150, СМД-60 (350.12.010.00)
1 – передний подшипник; 2 – вал редуктора; 3 – упорный подшипник; 4 – корпус редуктора; 5 – упорный подшипник; 6 – диск нажимной; 7 – втулка обгонной муфты; 8 – муфта включения; 9 – шестерня муфты сцепления; 10 – задний подшипник вала; 11 – защитная втулка; 12 – шестерня включения (бендикс); 13 – груз механизма отключения; 14 – держатель грузов; 15 – толкатель; 16 – возвратные пружины; 17 – ролик обгонной муфты; 18 – подвижный упор; 19 – рычаг включения муфты редуктора; 20 – валик управления муфтой; 21 – контрольная пробка уровня смазки в редукторе; 22 – валик включения муфты.
Источник
Устройство и принцип действия редуктора пускового двигателя СМД-14, СМД-18
Передача вращения от пускового агрегата к дизелю СМД-14, СМД-18 осуществляется посредством одноступенчатого редуктора РПД-1.000М (рисунок 1), который устанавливается на картере маховика дизельного двигателя. Редуктор включает в себя корпус (поз. 26) с крышкой (поз. 3), вал (поз. 23), муфту сцепления и механизм автоматического выключения. Вращение вала редуктора происходит в двух шарикоподшипниках (поз. 10, 35), которые установлены в корпусе и в крышке редуктора соответственно.
Муфта сцепления, смонтированная на валу (поз. 23), включает в себя ведущий барабан (поз. 24), специальную втулку (поз. 29), ведомые (поз. 6) и ведущие (поз. 27) диски, упорный диск (поз. 7). Шестерня (поз. 9) муфты сцепления вращается свободно на валу редуктора, постоянно находясь в зацеплении с шестерней пускового агрегата.
К шестерне редуктора пускового двигателя — РПД СМД-14, СМД-18 (поз. 9) прикреплен ведущий барабан, который своими поводками входит в пазы ведущих дисков. Диски ведомые шлицевыми выступами заходят в пазы специальной втулки (поз. 29). Ступица (поз. 5) и упорный диск соединены болтами со специальной втулкой. Подвижный упор (поз. 4) с запрессованным внутрь упорным подшипником (поз. 33) входит в зацепление с валиком (поз. 34) включения.
На шлицевом конце вала смонтирована шестерня (поз. 14) и механизм автоматического выключения, состоящий из держателя (поз. 19), прикрепленного к фланцу шестерни (поз. 14) болтами (поз. 20). На осях (поз. 18) в прорезях держателя установлены два груза (поз. 17). Во внутренней полости вала вставлены две пружины (поз. 13, 22) с толкателем (поз. 21), проходящим через отверстие специального болта (поз. 16), который ввернут в вал редуктора.
Рис.1 – Редуктор пускового двигателя (РПД) СМД-14, СМД-18 (РПД-1.000М)
1 – крышка подшипника; 2 – упор неподвижный; 3 – крышка корпуса редуктора; 4 – упор подвижный; 5 – ступица; 6 – диски ведомые; 7 – диск упорный; 8 – ролик; 9 – шестерня муфты сцепления редуктора; 10 – шариковый подшипник; 11 – манжета; 12 – втулка манжеты; 13 – пружина толкателя; 14 – шестерня пусковая; 15 – шайба специальная; 16 – болт специальный; 17 – груз; 18 – ось груза; 19 – держатель; 20 – болт; 21 – толкатель; 22 – пружина толкателя; 23 – вал редуктора; 24 – барабан ведущий; 25 – пробка контрольного отверстия; 26 – корпус редуктора; 27 – диски ведущие; 28 – пробка сливного отверстия; 29 – втулка специальная; 30 – диск нажимной; 31 – валик рычага с червячной шестерней; 32, 33 – шариковые подшипники; 34 – валик включения с червячной шестерней; 35 – шариковый подшипник; 36 – наружный рычаг включения редуктора; 37 – крышка валика рычага; 38 – кольцо уплотнительное.
Источник