Трактор Т-40
Устройство, схемы, ремонт
Коробка передач трактора Т-40 (КПП) и ее схема
На трактор Т-40 устанавливается механическая, восьмискоростная, четырехходовая коробка передач с поперечным расположением валов. Основное назначение кпп — это изменение скорости и направления движения трактора.
Устройство коробки передач Т-40
Механическая коробка передач трактора состоит из ходоуменьшителя, валов и шестерен, конической передачи с механизмом реверса, механизма переключения, главной передачи с дифференциалом и механизмом блокировки дифференциала, механизма блокировки передач.
Схема коробки передач Т-40: 1 — корпус трансмиссии; 2, 21, 26, 29, 32 — подшипники; 3 — вторичный вал; 4 — ходоуменьшитель; 5—крышка ходоуменыиителя; 6 — коническая шестерня реверса; 7 — трубопровод маслоприемника; 8, 15 — маслоприемники; 9 — рычаг переключения реверса и ходоуменьшителя; 10 — ведущая коническая шестерня; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — муфта реверса; 13 — пробка-сапун; 14 — вилка переключения реверса; 16 — ведомая коническая шестерня; 17 — кулиса; 18 — рычаг переключения передач; 19 — чехол; 20 — валик механизма переключения; 22 — первичный вал; 23 — блок шестерен заднего хода; 24— крышка корпуса трансмиссии; 25 — педаль блокировки дифференциала; 27 — вал-шестерня замедленной передачи; 25 — промежуточная шестерня замедленной передачи; 30, 31 — стаканы подшипников; 33 — шток; 34 — вилка; 35 — полуось; 36 — зубчатая муфта блокировки дифференциала; 37 — дифференциал; 38 — ведомая цилиндрическая шестерня промежуточной передачи; 39 — пробка сливного отверстия; 40 — качающаяся рамка; 41 — выключатель.
Схема переключения передач на тракторе Т-40
Реверс трактора Т-40
Коническая передача с механизмом реверса используется для передачи крутящего момента и вращения от двигателя к первичному валу, ходоуменьшителю или валу реверса. Конические шестерни оснащены круговыми зубьями и в период эксплуатации не нуждаются в регулировках до их полной выработки.
Ведущая шестерня конической передачи установлена в расточке передней части блока трансмиссии и вращается в заднем роликовым и переднем шариковым подшипниках. Ведомая шестерня коробки передач трактора Т-40 смонтирована в левой части первичного вала на двух шарикоподшипниках. Ведомая коническая шестерня реверса т-40 также установлена в левой части блока трансмиссии. На шлицах первичного вала, между ведомыми шестернями, смонтирована муфта реверса, которая способна занимать одну из трех позиций: находиться в зацеплении с валом ходоуменьшителя, с ведомой конической шестерней реверса или с ведомой конической шестерней переднего хода. Коническая передача заменяется комплектно, т..е. сразу все шестерни — ведомая и ведущая.
В первую очередь устанавливается ведущая коническая шестерня, с расстоянием от торца шестерни до оси первичного вала равным 40±0,1 мм. Во время проведения регулировки желательно увеличивать или уменьшать количество прокладок, размещаемых под стаканом подшипника.
Далее монтируют ведомую коническую шестерню таким образом, чтобы зазор в зацеплении зубьев шестерен был в диапазоне 0,25-0,6 мм. Для регулировки зазора необходимо уменьшать или увеличивать число прокладок под стаканом подшипника. Коническую шестерню реверса трактора Т-40 монтируют также, как и ведомую коническую шестерню.
Ходоуменьшитель Т-40
Для получения дополнительных пониженных скоростей используется ходоуменьшитель, позволяющий использовать трактор с сельскохозяйственным оборудованием, требующее использование замедленных скоростей движения.
Ходоуменьшитель размещается с левой стороны трактора, где установлен в расточку под стакан конической шестерни реверса. Общая конструкция ходоуменьшителя реализована в виде отдельного узла и представляет собой зубчатую передачу с внутренним и внешним зацеплением. Передаточное число ходоуменьшителя — 2,75.
Принцип действия ходоуменьшителя заключается в следующем. Солнечная шестерня, соединяющаяся шлицами с конической шестерней реверса, вращает сателлиты, размещенные в неподвижном водиле. Сателлиты передают вращение шестерне, которая при помощи шлицевого соединения вращает ведущий вал ходоуменьшителя. Далее, при помощи подвижной муфты, вращение передается к первичному валу кпп Т-40.
Ходоуменьшитель трактора Т-40 может работать также с тракторами тяговое усилие которых не превышает 9кН (900 кгс). Использование пятой и шестой передачи не рекомендуется, так как высока вероятность преждевременного износа шестерен данных передач. Подобные скорости можно получить на прямых передачах.
Схема ходоуменьшителя трактора Т-40: 1 — крышка с маслоподводящей трубкой; 2 — ведомая шестерня; 3 — сателлит; 4 — стакан; 5 — ось педали муфты сцепления ВОМ; 6 — маслоприемник с трубкой; 7 — коронная шестерня; 8 — первичный вал; 9 — муфта; 10 — коническая шестерня; 11 — ведущий вал; 12 — солнечная шестерня; 13 — водило; 14 — регулировочные прокладки.
Шестерни и валы коробки передач
Используются для получения конкретного ряда скоростей и изменения направления движения трактора Т-40. Первичный вал вращается в двух шарикоподшипниках, находящихся в расточке блока трансмиссии и стакане. На шлицах первичного вала смонтированы два скользящих блока: блок второй и третьей и блок ведущих шестерен пятой и шестой передач, а также две неподвижные шестерни первой и четвертой передач. На вторичном валу размещены неподвижные шестерни и две подвижные — шестерни заднего хода и четвертой передачи и шестерни замедленной и первой передач.
Требуемая передача включается путем перемещения одной из подвижных шестерен при помощи механизм переключения передач. При включении замедленной передачи или заднего хода в зацепление вводятся дополнительные шестерни, размещенные в нижней части блока трансмиссии.
Во время установки вторичного вала, его регулируют путем добавления или уменьшения количества прокладок под стаканом подшипника, расстояние от оси ВОМ при этом должно составлять 35+0,34 мм.
Механизм переключения передач трактора Т-40 состоит из валиков переключения с установленными на них вилками. Валики оснащены кольцевыми канавками, в которые входят шарики-фиксаторы. При помощи рычага переключения, валики могут перемещаться для включения передач.
Механизм блокировки коробки передач
Механизм блокировки Т-40 используется для предотвращения неполного включения и самовыключения шестерен. В его устройство входят валик блокировки и шарики-фиксаторы с пружинами. Во время нажатия на педаль сцепления — необходимое действие для включения требуемой передачи, одновременно перемещается валик блокировки до тех пор, пока его фрезерованные пазы не встанут против валиков переключения. В данном положении каждый валик переключения фиксируется только шариковым фиксатором и может быть перемещен при помощи рычага переключения. Далее педаль сцепления возвращается в первоначальное положение, при этом валик блокировки цилиндрической частью входит в кольцевую проточку валиков переключения, не позволяя им перемещаться.
В процессе эксплуатации трактора механизм блокировки Т-40 не нуждается в регулировке, за исключением тех случаев, когда производилась его разборка.
Кроме того, в коробке передач трактора также установлен механизм блокировки, предотвращающий пуск двигателя при включенной передаче.
Схема механизма блокировки коробки передач: 1 — валик переключения передач; 2 — валик блокировки; 3, 11 — рычаги блокировки; 4 — установочный винт; 5 — педаль муфты главного сцепления; 6 — тяга блокировки; 7 — гайка; 8 — вилка тяги; 9 — рычаг переключения передач; 10 — палец; 12 — кулиса; 13 — шарик; 14 — пружина.
Главная передач и дифференциал Т-40
Используются для передачи колесам трактора крутящего момента и вращения с разными угловыми скоростями при совершении поворотов.
Главная передача состоит из двух цилиндрических прямозубых шестерен. Дифференциал трактора Т-40 — простой, двухсателлитный с коническими шестернями, находящиеся в ступице дифференциала. Во время прямолинейного движения трактора, когда ведущие колеса имеют одинаковое сопротивление, левая и правая ведомые шестерни дифференциала вращаются с одинаковой угловой скоростью. В случае изменения сопротивления или при повороте трактора, одна из ведомых шестерен ускоряет вращаение, а другая — замедляет. В процессе эксплуатации регулировка шестерен дифференциала не требуется.
Механизм блокировки дифференциала
Используется для передачи одинаковой частоты вращения правой и левой полуосям, во время преодолевания трактором различных препятствий.
Регулировка механизма блокировки дифференциала осуществляется только при нарушении регулировочных параметров в следующем виде:
1. открутите гайку, вкручивая регулировочный болт в педаль снизу;
2. выжмите педаль блокировки до отказа;
3. открутите регулировочный болт до упора головки в крышку коробки;
4. отпустите педаль блокировки и открутите болт еще на один оборот. В данном положении надежно закрепите регулировочный болт гайкой.
Надежный и долгий срок службы механизма блокировки напрямую зависят от его правильного применения во время эксплуатации трактора:
1. используйте механизм блокировки дифференциала только во время преодоления препятствий при буксовании одного из ведущего колеса. Для этого выжмите сцепление, нажмите на педаль блокировки и плавно отпустите сцепление.
2. не совершайте разворотов на тракторе при включенном механизме блокировки.
Запрещается включать механизм блокировки дифференциала при включенном сцеплении.
Схема механизма блокировки дифференциала: 1 — педаль блокировки дифференциала; 2 — болт; 3 — гайка; 4 — рычаг штока; 5 — шток; 6 — направляющая штока; 7 — пружина блокировки; 8 — ось качания вилки; 9 — шестерня дифференциала; 10 — вилка блокировки; 11 — муфта; 12 — полуось.
Конечная передача трактора Т-40
Конечная передача задних колес используется для снижения частоты вращения и увеличения крутящего момента, передаваемого на полуоси ведущих колес. Все конечные передачи состоят из двух цилиндрических шестерен с прямым зубом. Ведущая шестерня смонтирована в расточках блока и вращается в двух роликоподшипниках. Ведомая шестерня установлена на полуоси колеса и вращается в роликовом и шариковом подшипниках.
При помощи фланца конечная передача приклеплена к рукаву тормоза и может монтироваться в двух положениях, что требуется для изменения агротехнического просвета.
Двигатель Т-40
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Силовая передача
Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40
Система питания
Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.
Электрооборудование
Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.
Гидравлика
Гидросистема: неисправности и ремонт.
Трактор Т-40 — устройство, эксплуатация и ремонт
Источник
Коническая передача коробки передач трактора Т-40 и Т-40А
Вал главной муфты служит для вращения первичного вала коробки передач трактора Т-40 и Т-40А через конические шестерни с зерольным (круговым) зубом и механизм реверса.
Конструкция узла конических шестерён, а также механизма реверса представлена на [рис. 1].
Рис. 1. Коническая передача с механизмом реверса тракторов Т-40 и Т-40А (передаточное число – 1,21).
2) – Ведомая коническая шестерня реверса;
3) – Первичный вал коробки передач;
8) – Ведущая коническая шестерня;
11) – Регулировочные прокладки;
19) – Ведомая коническая шестерня;
23) – Вторичный вал коробки передач.
Ведущая коническая шестерня (8) конической передачи коробки передач трактора Т-40 и Т-40А вращается в роликовом (9) и шариковом (12) подшипниках. Последний установлен в стакане (13) (в расточке корпуса) и фиксируется по наружному кольцу буртом стакана, а также специальной гайкой (18). Посредством дистанционной втулки (10) внутренние кольца подшипников прижимаются к торцу ведущей конической шестерни гайкой (14), которая стопорится шайбой (15). Следовательно, шарикоподшипник (12) зажат по внутреннему и наружному кольцам и ограничивает перемещение (осевое) ведущей конической шестерни.
Прокладки (11), устанавливаемые под фланец стакана (13), служат для регулирования зазора в зацеплении ведущей конической шестерни с ведомой конической шестерней (19).
Ведущая коническая шестерня находится в постоянном зацеплении с шестернями (2) и (19).
Ведомая коническая шестерня (19) конической передачи коробки передач трактора Т-40 и Т-40А вращается по часовой стрелке. Шестерня, расположенная на хвостовике первичного вала (3) коробки передач, устанавливается на шарикоподшипниках (20).
Данные подшипники напрессованы на хвостовик первичного вала (до упора во внутреннее кольцо шарикоподшипника (22)). Бурт вала ограничивает осевое перемещение этого подшипника. Шайба (21) устанавливается между шарикоподшипниками (20) и (22).
Ведомая коническая шестерня (2) (шестерня реверса) конической передачи коробки передач трактора Т-40 и Т-40А вращается в двух шарикоподшипниках. Подшипник (6) устанавливается в расточке прилива корпуса трансмиссии, а подшипник (5) – в стакане (1). Подшипник (5) фиксируется по наружному и внутреннему кольцу посредством стопорных колец, за счёт чего ограничивается осевое перемещение шестерни.
Прокладки, устанавливаемые под фланец стакана (1), служат для регулирования зазора в зацеплении конических шестерён (2) и (8), после чего стакан притягивается болтами (4) к боковой стенке корпуса. Вращение конической шестерни (2) происходит против часовой стрелки.
Полый хвостовик шестерни (2) имеет шлицы, предназначенные для передачи вращательного момента на вал-шестерню ходоуменьшителя. Для установки ходоуменьшителя используется расточка на месте стакана (1). В процессе установки ходоуменьшителя шестерня (2) с подшипниками вынимается из стакана (1) и устанавливается в стакан ходоуменьшителя.
В торцах ведомых конических шестерён конической передачи коробки передач трактора Т-40 и Т-40А выполнены шлицевые отверстия. Между ними на эвольвентных шлицах хвостовика первичного вала располагается муфта (7) реверса, перемещение которой возможно в осевом направлении.
При вводе муфты (7) в шлицевое отверстие конической шестерни (19) передача вращения от двигателя на первичный вал идёт от шестерни (19) через муфту реверса.
Вращение первичного вала осуществляется по часовой стрелке, при этом ведомая коническая шестерня (2) вращается вхолостую. Данное включение муфты соответствует движению трактора вперёд.
При вводе муфты реверса в шлицевое отверстие конической шестерни (2) вращение от двигателя к первичному валу передаётся от этой шестерни через муфту реверса. Вращение первичного вала осуществляется против часовой стрелки. Ведомая коническая шестерня (19) вращается вхолостую. Трактор движется назад. Дальнейшее перемещение муфты реверса в сторону шестерни (2) приводит к включению ходоуменьшителя. При этом муфта реверса входит внутренними шлицами в зацепление с ведущим валом ходоуменьшителя.
Муфта реверса управляется рычагом (9) [рис. 2] посредством валика и вилки (14) переключения, которая входит в проточку муфты реверса. Рычаг фиксируется в трёх положениях, которые соответствуют движению трактора вперёд, назад, а также с включённым ходоуменьшителем.
Кликните левой кнопкой мыши для увеличения
5) – Крышка ходоуменьшителя;
6) – Ведомая коническая шестерня реверса;
8) – Трубопровод маслоприёмника;
10) – Вал главной муфты сцепления;
11) – Ведущая коническая шестерня;
13) – Пробка-сапун заливного отверстия;
14) – Вилка переключения реверса;
18) – Рычаг переключения передач;
23) – Блок шестерён заднего хода;
24) – Крышка корпуса трансмиссии;
25) – Педаль блокировки дифференциала;
27) – Вал-шестерня замедленной передачи;
28) – Промежуточная шестерня замедленной передачи;
Источник