Меню

Регулировка клапанов маз 536 мотор

Регулировка клапанов ЯМЗ 536 своими руками

Основные запасные части двигателя ЯМЗ-536

  • Запчасти ЯМЗ
  • Запасные части двигателя ЯМЗ-536

Каталог наиболее востребованных запчастей для двигателей ЯМЗ-536, с описанием устройства и принципов работы.

Корпусные детали ЯМЗ-536

Корпусные запчасти служат каркасом двигателя ЯМЗ-536, вместе обеспечивают жесткость конструкции. Блок цилиндров ЯМЗ-536- базовая деталь двигателя ЯМЗ, отлит из серого чугуна, с замкнутым силовым поясом водяной рубашки, вокруг каждого из шести отверстий под гильзу цилиндра и силовых полостей в районе коренных опор коленвала.

В левой верхней части блока цилиндров имеется расточка под распределительный вал, над тоннелем распредвала двенадцать вертикальных шахт для штанг толкателя. Шесть гильз цилиндра ЯМЗ-536 из фтористого чугуна, за счет чистоты обработки (для плотного вхождения верхнего бурта) и уплотнительных колец (в нижнем посадочном поясе), дополнительно увеличивают жесткость.

Головка блока общая на все цилиндры ЯМЗ-536, со сложной полостью охлаждения (совмещается с блоком болтовыми соединениями) и впускного воздушного коллектора. В ГБЦ размещены направляющие втулки, седла, траверсы, стойки и коромысла клапанов, клапаны с пружинами.

Корпус шестерен ЯМЗ-536 находится в задней части блока цилиндров, вместе с картером маховика создает пространство под размещение шестерен приводов агрегатов и масляного насоса, так же служит для крепления ТНВД и компрессора пневмотормозов. Картер маховика ЯМЗ-536 замыкает заднюю плоскость блока цилиндров и отделяет его от маховика, имеет расточку под фланец стартера, размерность под SAE 1.

Передняя крышка блока цилиндров ЯМЗ-536 создает уплотнение носка коленвала (через манжету).

Коленчатый вал

Коленчатый вал ЯМЗ-536 кованый стальной, представляет единое целое с противовесами, шейки закалены методом ТВЧ, динамически сбалансирован. В передней части имеет выступ для крепления гасителя крутильных колебаний и фланца отбора мощности, на хвостовике выступ для установки шестерни коленвала ЯМЗ-536 и крепления маховика. Шестерня коленчатого вала приводит в действие шестерню распредвала (сборка производится по меткам на зубьях) и шестерню масляного насоса (через промежуточную шестерню). Вкладыши ЯМЗ-536, шатунные и коренные — разъемные (верхние и нижние не взаимозаменяемы), выполнены из стали с рабочим слоем (бронзовым напылением).

536.1005010 Вал коленчатый
5340.1005030 Шестерня коленчатого вала
536.1000102 Комплект вкладышей коренных
536.1000104 Комплект вкладышей шатунных
5340.1004058 Вкладыш шатунный верхний
5340.1004059 Вкладыш шатунный нижний
5340.1005170 Вкладыш коренной
5340.1005171 Вкладыш коренной

Маховик

Маховик ЯМЗ-536 изготовлен из серого чугуна, динамически сбалансирован, крепится болтовым соединением к хвостовику коленвала. Сверху на маховик напрессован зубчатый венец (обод) для вращения стартером.

536.1005118 Маховик
536.1005125 Обод маховика зубчатый

Гаситель крутильных колебаний

Гаситель крутильных колебаний ЯМЗ-536 крепится к передней части коленчатого вала, это точное изделие жидкостного типа, чувствительное к механическим повреждениям. Необходимо проверять гаситель крутильных колебаний на наличие сколов и выбоин, так как они зачастую служат причиной неисправности, что в свою очередь может привести к поломке коленвала. При сохранности срок службы гасителя приравнивается к сроку эксплуатации двигателя.

536.1005534 Фланец отбора мощности

536.1005070 Гаситель крутильных колебаний

Шатунно-поршневая группа

Поршень ЯМЗ-534 цельнолитой, наружная поверхность выполнена соосно с центральной камерой сгорания, с тремя посадочными проточками под поршневые кольца и «неризистовой» вставкой из жаропрочного чугуна (под верхнее компрессионное кольцо). Имеет два масляных канала, в зоне подводящего на юбке выточка под форсунку. Поршневые кольца ЯМЗ-534 чугунные, верхнее (первое) и второе — компрессионные (сечение и покрытие отличаются), третье – маслосъемное с витым расширителем.

Поршневой палец ЯМЗ-534 плавающего типа со стопорными кольцами (ограничивают осевое смещение), устанавливается в поршень. Изготовлен из стали с цементированием, пустотелый. Шатун ЯМЗ-534 из стали, нижняя головка разъемная, сечение двутавровое, у верхней головки усиление. Крышки нижней головки не взаимозаменяемы и изготавливаются под конкретный шатун, бронзовая втулка поршневого пальца — запрессованная с дальнейшей доработкой. По массе шатуны разбиты на три группы: А, В и С, на один двигатель допускается установка только одной группы шатунов.

Читайте также:  Как раздушить лодочный мотор ямаха 40 двухтактный

Форсунка охлаждения поршня ЯМЗ-534 конструктивно проста: корпус с припаянными трубкой подачи масла и кронштейном.

53443.1004012-10 Поршень в сборе (5340.1004013)
5340.1004013-10 Поршень с кольцами, пальцем и стопорами РА 10598-412 (53443.1004013)
53443.1004012-10 Поршень в сборе (5340.1004013)
5340.1004020 Палец поршневой
5340.1004022 кольцо стопорное
5340.1004045-002 Шатун в сборе (класс С)
5340.1004002 Комплект компрессионных колец (3 шт., для двигателей с 09.2013г)
5340.1004118-10 Форсунка охлаждения поршня

Шестеренный привод агрегатов

Шестеренный привод служит для работы всех агрегатов ЯМЗ-536, расположенных в задней части двигателя. Шестерня коленчатого вала приводит в действие шестерню распредвала (сборка этой пары производится по меткам на зубьях) и шестерню масляного насоса (через промежуточную шестерню). Шестерня распределительного вала приводит в действие шестерню ТНВД и воздушного компрессора (через промежуточную шестерню). Шестеренчатый привод закрывается картером маховика, устанавливаемым на корпус шестерен.

Ременный привод агрегатов

Ременный привод служит для работы агрегатов ЯМЗ-536, расположенных в передней части двигателя.

Механизм газораспределения

В соответствии с тактами работы двигателя и порядком работы цилиндров, газораспределительный механизм впускает воздух в камеру сгорания и удаляет отработанные газы. Расположение механизма верхнее, четыре клапана на цилиндр (по два впускных и выпускных), с нижним расположением распредвала. Вал распределительный ЯМЗ-536 стальной, с закалкой кулачков на высокую твердость. Расположен в левой верхней части блока цилиндров в специальной расточке.

Шестерня распределительного вала ЯМЗ-536 расположена в шестеренном приводе агрегатов, приводится в действие от шестерни коленвала, приводит в действие шестерню ТНВД и воздушного компрессора (через промежуточную шестерню). Толкатели ЯМЗ-536 поступательно движущиеся — роликовые, выполнены из подшипниковой стали и закалены на высокую прочность. Штанги толкателей ЯМЗ-536 унифицированы для впускных и выпускных клапанов, изготовлены из закаленной стали.

Коромысла из стали, штампованные с бронзовой втулкой, коромысла впускных клапанов короче выпускных. Впускные клапаны диаметром 36 мм, термообработанные из жаропрочной легированной стали, целиковые. Впускные клапаны диаметром 34 мм, термообработанные, тарелки и отрезок стержня из жаропрочной стали, стержень из легированной, сварные. Клапаны устанавливаются в универсальных втулках, служащих направляющими, уплотняются манжетами.

Каждый клапан снабжен одной пружиной из легированной стали диаметром 3.9 мм. Траверсы закаленные стальные, идентичные для впускных и выпускных клапанов.

536.1006010 Вал распределительный с шестерней
5340.1006032 Подшипник распределительного вала в сборе
5340.1006034 Втулка распределительного вала
536.1006214 Шестерня распределительного вала
5340.1006236 Фланец упорный распределительного вала
5340.1007010 Клапан впускной
5340.1007012 Клапан выпускной
5340.1007020 Пружина клапана
5340.1007032 Втулка направляющая клапанов
536.1007090 Ось с коромыслами и стойками
5340.1007174 Штанга толкателя
5340.1007180 Толкатель
5340.1007212 Траверса

Система смазки

Картер масляный ЯМЗ-536 стальной штампованный, мокрого типа. Движение смазочных материалов от заборника, осуществляет масляный насос ЯМЗ-536, последовательно прогоняя их через жидкостно-масляный теплообменник и фильтр. После очистки масло попадает в главную магистраль, находящуюся в блоке цилиндров и далее передается к смазываемым поверхностям. Для поддержания постоянного давления в системе применяется дифференциальный клапан.

536.1009010 Картер масляный
536.1011014 Масляный насос
5340.1011048-01 Клапан редукционный в сборе
536.1011398 Маслозаборник
5340.1012012 Корпус масляного фильтра
5340.1012075-02 Фильтр сменный

Система охлаждения

Система охлаждения жидкостного типа, состоящая из циркуляционного водяного насоса, пластинчатого жидкостно-масляного теплообменника и термостатов (совмещены в единый сервисный модуль), теплообменник рециркуляции отработавших газов и вентилятор. Охлаждающая жидкость до достижения 82С проходит по малому кругу, от 83 до 98 градусов происходит постепенное открытие клапана, далее циркуляция происходит по большому кругу. Сервисный модуль спроектирован для сокращения числа соединений и патрубков, прикрепляется через прокладку к блоку двигателя. Водяной радиатор и охладитель надувочного воздуха типа «воздух-воздух» смонтированы на автомобиле.

Читайте также:  Схема мотора ситроен с4
5340.1013600-10 Модуль сервисный (в сборе с водяным насосом, теплопередающим элементом)
536.1307010-20 Водяной насос
536.1013650-01 Элемент теплопередающий
536.1303100-10 Труба распределительная
Термостат ТР107-05 82гр.

Вентилятор и привод вентилятора

Привод вентилятора ЯМЗ-534 устанавливается в лобовой части блока цилиндров, выше оси вращения коленвала, приводится ременной передачей, вентилятор комплектуется вязкостной муфтой Borg Warner.

536.1308010 Муфта с вентилятором
536.1308011 Привод вентилятора
5343.1308025-10 Шкив привода вентилятора
5340.1308110 Натяжитель ремня

Система питания топливом

Топливная система аккумуляторного типа – Common Rail, с электронным блоком управления (ЭБУ) подачей топлива производства Bosch. Схема работы системы стандартна: горючее из бака проходит по магистрали до фильтра грубой очистки топлива (отстойник), через него и охладитель ЭБУ забирается топливным насосом высокого давления ЯМЗ-536 (ТНВД), и под давлением выбрасывается в рампу, из которой распределяется по индивидуальным форсункам. Работой форсунок управляет ЭБУ – руководствуясь показателями датчиков, посредством электронного импульса, определяет оптимальную длительность впрыска топлива в каждый цилиндр (точно дозирует количество).

5340.1111008 ТНВД с шестерней
5340.1111010 ТНВД без шестерни
5340.1111656 Шестерня ТНВД
5340.1112010 Форсунка электроуправляемая BOSCH
5340.1112150 Штуцер боковой
536.1112303 Рампа
536.1112401-12 Трубка высокого давления первого цилиндра
536.1112402-12 Трубка высокого давления второго цилиндра
536.1112403-12 Трубка высокого давления третьего цилиндра
536.1112404-12 Трубка высокого давления четвертого цилиндра
536.1112405-12 Трубка высокого давления пятого цилиндра
536.1112406-12 Трубка высокого давления шестого цилиндра
536.1112407 Трубка ТНВД
536.1117010-20 Фильтр тонкой очистки топлива в сборе
536.1117012 Корпус ФТОТ
536.1117075-01 Фильтр сменный топливный (WDK 962/1)
536.1117075 Фильтр сменный топливный (WDK 940/1)
5340.1117302 Подогреватель топлива

Турбонаддув

Турбонаддув предназначен для увеличения мощностных показателей двигателя. Повышая давление, тем самым увеличиваем количество кислорода в цилиндре и способствуем сжиганию большего количества топлива. Максимально повысить плотность воздуха, за счет извлечения тепла из потока, позволяет охладитель наддувочного воздуха (интеркулер), устанавливаемый на автомобиле. Турбокомпрессор (ТКР) ЯМЗ-536 имеет радиальную центростремительную турбину и центробежный компрессор.

536.1118010 Турбокомпрессор
53602.1115020-20 Патрубок впускной
5340.3770015 Подогреватель предпусковой
536.1115283 Патрубок задний

Система рециркуляции отработавших газов

Система рециркуляции отработавших газов ЯМЗ-536 призвана снизить вред природе от сжигаемого топлива (за счет уменьшения окислов азота), путем подачи части отработавших газов обратно в камеру сгорания. Для эффективной работы системы газы должны быть охлаждены.

536.1213010 Радиатор отработавших газов
5340.1213015-11 Заслонка отработавших газов
5340.1213017 Клапан управления заслонкой РОГ
5340.1213024 Компенсатор
536.1213026 Трубка рециркуляции
5340.1213032 Патрубок отводящий

Электрооборудование

Система электрооборудования однопроводная, постоянного тока с номинальным напряжением 24В. Отрицательный полюс источника тока соединяется с корпусом. Стартер служит для запуска двигателя, генератор для обеспечения питания систем техники и поддержания заряда аккумуляторной батареи.

536.3708010 Стартер
5343.3701010 Генератор

Купить запчасти ЯМЗ-536

Купить запасные части двигателя ЯМЗ-536, можно отправив нам письмо или оставив заявку на сайте.

Советы по регулировке клапанов МАЗ

Впускной и обратный клапан МАЗ – составные элементы газораспределительного механизма.

Детали с помощью кулачков перемещаются в направляющих втулках через роликовые толкатели. Высота подъема клапанов МАЗ составляет 13,5 мм.

Особенности механизмов

Впускной клапан изготавливают из стали, подверженной закалке.

Диаметр тарелки составляет 61 мм. Угол рабочей фаски — 121 градус (+30). Диаметр стержня равен 12-0,055 мм. Торец закален на глубину до трех миллиметров.

Обратный клапан МАЗ также изготовлен из закаленной стали. Диаметр тарелки составляет 48 мм.

Угол рабочей фаски — 91(+30) градус. Диаметр стержня равен 12-0,095 мм.

К торцу приварен наконечник из закаленной стали. Стержни клапанов графитированы.

Читайте также:  Мотор работает а фреза не крутится

Направляющие втулки необходимо пропитать веретенным маслом после механической обработки. У каждого клапана МАЗ есть две пружины, изготовленные из специальной проволоки.

Наличие деталей позволяет обеспечить высокую резонансную характеристику привода. У наружной и внутренней пружин навивка противоположная.

Нижние концы элементов опираются на шайбы, а верхние на тарелки. Детали изготавливаются из стали. Тарелки крепятся на стержне двумя клапанными сухарями, зажатыми через дополнительную втулку.

Механизм опирается на плоскую поверхность тарелки. Трение достаточно мало. Поэтому клапан МАЗ может свободно проворачиваться при работе.

Коромысла установлены на отдельные оси. Изготовлены из кованой стали. На конце коромысла обработана цилиндрическая площадка с закаленной поверхностью.

Через отшлифованный участок передаются усилия на торец МАЗ клапана при работе двигателя. Смазка подается через штанги и специальные масляные каналы.

В приводе клапанов используются подшипники качения. Это позволяет обеспечить надежную работу механизма ГРМ.

Как отрегулировать клапан на МАЗ?

Регулировка клапанов МАЗ обеспечит нормальную работу газораспределительного механизма. Поэтому перед началом проверки установите транспортное средство на ровной площадке.

Обязательно поставьте автомобиль на ручник.

Проверка клапанов или регулировка осуществляется регулированием теплового зазора, предназначенного для герметичной посадки на седло.

При замере на остывшем двигателе эта величина должна составлять 0,25-0,3 мм. Допускается увеличение зазора до 0,4 мм. Чтобы повысить точность регулировки клапанов МАЗ, повторную проверку проводят при прижатых коромыслах впускных и выпускных клапанов.

Все действия необходимо выполнять в точной последовательности:

  1. Отворачивает барашки крепления головок цилиндров;
  2. Снимаем крышки;
  3. Проверяем момент затяжки болтов коромысел (120-150 Н*м);
  4. При помощи ключа проворачиваем коленчатый вал МАЗ по направлению часовой стрелки и наблюдаем за движением впускного клапана;
  5. Продолжаем вращение. Поворачивает вал на 1/3 оборота;
  6. С помощью щупа проверяем зазор между носком коромысла и торцом клапана.
  7. Выполняем регулировку клапанов МАЗ, используя контргайку и отвертку.

После проверки необходимо запустить двигатель, чтобы проверить и прослушать работу мотора. Затем поставьте на место снятые крышки цилиндров и аккуратно закрепите их.

Рекомендуется также проверить состояние прокладок.

В месте прилегания крышек не должно быть масляных подтеков. Регулировка клапанов на МАЗе выполняется не раньше чем через час после полной остановки двигателя автомобиля.

Увеличение теплового зазора приводит к ухудшению наполнения цилиндров свежим воздухом, а также к недостаточной очистке от отработавших газов.

Поэтому существенно падает мощность двигателя МАЗ.

Возрастают ударные нагрузки. Как следствие увеличивается износ деталей ГРМ. Повышается расход топлива. Появляются стуки в механизме привода клапанов МАЗ.

Уменьшение зазоров может привести к перегреву и прогоранию механизмов.

Неплотное прилегание клапанов к седлам нарушит газодинамический процесс, что приведет к снижению технических показателей двигателя.

Замена клапанов МАЗ

Если на впускных и отработанных клапанах МАЗ обнаружены трещины, обломы, следы деформации или прогар, детали необходимо заменить.

Также обновлению подлежат механизмы при значительном уменьшении диаметра стержня.

Втулка клапана МАЗ нуждается в замене при ослаблении ее в отверстии головки цилиндров и при значительном износе. Если нарушена герметичность клапанов, установите новые пружины.

Снимите крышку головки цилиндров. Поршень поставьте в положение, соответствующее верхней мертвой точке.

Демонтируйте ось крепления коромысла, отвернув болты. Используя специальное приспособление, высвободите пружину и замените. После установке проверьте зазор клапанного механизма.

Коромысла подлежат замене при появлении трещин и обломов.

Если износились отверстия под ось, достаточно установить новую втулку. Обязательно проверьте посадку детали в коромысле легкими ударами выколотки из меди.

Новую втулку утопите в коромысле на глубину 1 мм с двух сторон.

Не забывайте следить за клапанами МАЗ. Кроме этого, регулярно проводите их регулировку.

Подписывайтесь на наши каналы в соц сетях , , в контакте, .

Источник