Меню

Разбор редуктора нептун 23


Warning: Undefined array key "" in /var/www/u0600379/data/www/evakuatorinfo.ru/wp-content/themes/basicpro/inc/html-blocks.php on line 143

3.3.3. Реверс и редуктор мотора «Нептун-23»

Герметизация редуктора. Сальник рессоры № 160 259100 запрессован в гнездо, имеющее в нижней части диаметр 26 мм под посадку сальника, а в верхней — 27 мм. От избыточного давления в редукторе сальник выжимается в широкую часть гнезда, и в редуктор поступает вода. Для предупреждения этого неприятного явления нужно запрессовать в расточку диаметром 27 мм цилиндрическую часть пластмассового колпачка от винной бутылки, а в него еще два сальника № 160259 100,«промежуток заполнить литолом.

Шарикоподшипник вместо игольчатого. Игольчатый подшипник 941/20, установленный на рессоре, часто корродирует и выходит из строя. Многие водномоторники заменяют его на более надежный и распространенный шариковый подшипник № 202. Для этого проставку мотора растачивают на токарном станке в следующей последовательности.

Сначала вытачивают оправку диаметром 26 мм, на которую нужно насадить проставку отверстием под роликовый подшипник. Далее необработанное отверстие растачивают под рессору со стороны редуктора до исчезновения черновины. Проставку снимают и оправку вновь протачивают, но уже под размер только что расточенного отверстия, так, чтобы обеспечить натяг 0,005 -0,015 мм. Затем снова насаживают проставку и в соответствии с Рис. 123 производят расточку под запрессовку дет. 5.

При этом корпус в верхней части проставки окажется сточенным, и дет. 5 будет центрироваться по трем ребрам. Далее размечают фланцы дет. 2 и 5 под винты крепления корпуса помпы ( они расположены на разном расстоянии от оси рессоры), выпиливают квадрат (также смещенный) в соответствии с формой нижнего фланца помпы и в обеих деталях делают паз для подвода воды в соответствии с пазом в нижней крышке помпы. В дет. 2 и 5 устанавливают более надежные сальники от «Вихря». В случае применения штатного сальника диаметр отверстия вместо размера 32АЗ точат под размер 26АЗ. Дет. 5 запрессовывают в проставку на эпоксидной смоле с алюминиевым порошком.

Читайте также:  Бортовой редуктор мксм 800 подшипники

В связи с тем, что корпус помпы оказывается расположенным выше на 12 мм, на рессоре выше существующей лыски делается новая лыскадля крыльчатки насоса. Трубка системы охлаждения также укорачивается на 12 мм, одновременно несколько опиливается корпус помпы в районе прохождения тяги реверса. Набивка полости подшипника смазкой производится после каждой навигации.

Колпачок гребного винта. Существующая конструкция крепления колпачка гребного винта на моторе «Нептун» шплинтом имеет ряд недостатков. Извлечение и постановка шплинта возможны только при помощи плоскогубцев и отвертки. Шплинт недолговечен, он деформируется и ломается. Лыски под шплинт и выступающие части шплинта ухудшают обтекаемость колпачка. Среди множества любительских конструкций крепления гребного винта ПМ есть очень удобные и надежные в эксплуатации варианты. Здесь приводится описание некоторых из них.

Колпачок с замком в виде пружины из нержавеющей стальной проволоки диаметром от 2 до 2,5 мм. Замок представляет собой кольцевую пружину с отогнутым концом, выполняющим роль штифта, удерживающего колпачок на валу. Для того, чтобы кольцо плотно с натягом охватывало колпачок, его внутренний диаметр должен быть на 1 -2 мм меньше диаметра проточки на колпачке под кольцо (Рис. 124).

Размер «а» устанавливается по диаметру проточки гребного вала. Для мотора «Нептун» d = 20 — 21 мм, а = 6 — 7 мм. Колпачок отличается от заводской конструкции отсутствием лысок под шплинт и наличием проточки для кольца. Желательно, чтобы расстояние от проточки до конца колпачка было не более внутреннего диаметра кольца. Это облегчит постановку и снятие замка.

Замок можно поставить руками без применения инструмента. После постановки колпачка на вал отогнутый конец замка вставляется в отверстие как шплинт, кольцо поворачивается как показано на рисунке до вхождения в проточку. Для отделения замка необходимо отверткой или гвоздем вывести конец пружинного кольца из канавки, повернуть кольцо через конец колпачка и извлечь замок, придерживая колпачок рукой.
Колпачок со стопорной пружиной несколько иной конструкции (Рис. 125) вытачивается из бронзы, латуни или дюраля Д16Т. Съем винта, замена шпонок и установка колпачка производятся одной рукой за считанные секунды.

Для оттягивания плоской части стопора вверх можно пользоваться узкой отверткой или. гвоздем. Если на торце гребного вала по диаметру 16 мм снять фаску, то поставить колпачок можно легким ударом руки.
Съемники шпонки. Замена гребного винта или установка новой шпонки — это, пожалуй, наиболее частая операция при эксплуатации ПМ. Среди инструментов, прилагаемых к мотору для этой операции пригодны лишь бородок и молоток. Даже в благоприятных условиях (на берегу) пользоваться ими неудобно: пружинят гребной вал и подвеска мотора. На плаву же это сделать практически невозможно, приходится или причаливать к берегу, или снимать мотор с транца. Для облегчения выдавливания целой или обрезков срезанной шпонки наиболее простым приспособлением является съемник А. Булыгина (Рис. 126).

При изготовлении корпуса 1 сначала в прямоугольной заготовке выполняется отверстие диаметром 25,5 мм, затем отверстие под резьбу М8, в котором нарезается резьба по всей длине. После этого фрезеруется паз шириной 6,2 мм, и производится обработка по наружному контуру.

Все детали изготавливаются из стали 45, причем детали 1 и 2 желательно закалить. При демонтаже гребного винта съемник надевается на выступающий конец ступицы винта так, чтобы концы шпонки вошли в паз на корпусе 1 съемника до упора. Вращением винта 2 шпонка выжимается примерно на половину длины, после чего они удаляются свободно. В качестве воротка применяется бородок, входящий в комплект инструмента. Для удаления срезанной шпонки из гребного вала используется дополнительный вкладыш 3, который вставляется в корпус 1 .Существует более простая в изготовлении конструкция съемника гребного винта, состоящая всего из двух деталей: отжимного болта и полого стакана с двумя диаметрально просверленными отверстиями диаметром 5,2 мм (Рис. 127).

Требуются еще штифты диаметром 5 мм. Сняв колпачок-обтекатель, на конец гребного вала нужно надеть стакан, совместить отверстия в стакане с отверстием под предохранительный штифт в ступице винта, вставить штифты и завинтить отжимной болт. Головку болта нужно выполнить под один из штатных гаечных, ключей комплекта и просверлить в ней отверстие для возможности использования вместо гаечного ключа штатной выколотки как воротка. Длина болта выбрана из расчета перемещения гребного винта по всей длине его посадки на вал. Обычно бывает достаточно сделать несколько оборотов болта, после чего винт легко снимается рукой.

Для выпрессовки только обрезков срезанной шпонки предназначен съемник, предложенный В. Белкиным (Рис. 128) и состоящий из корпуса 1 и выжимного винта 2. Для того, чтобы можно было установить конец винта напротив шпонки, в боковой стенке корпуса прорезано отверстие. Приспособление может быть сделано из любой стали, но винт лучше всего изготовить из стали У8А. Так как пользоваться устройством приходится иногда на плаву, все детали желательно кадмировать.

Разрезная шпонка. В случае замены винта с не срезанной, а только немного смятой шпонкой очень полезно слегка доработать втулку гребного винта, чтобы облегчить эту весьма непростую операцию. Сущность доработки заключается в том, что круглые отверстия диаметром 6 мм во втулке винта под шпонку делаются овальными (длинная ось овала около 9 мм), и применяется не цельная шпонка, а сделанная из двух отрезков длиной по 15 мм, которые удерживаются от выпадения штатным колпачком-При необходимости замены винта половинки шпонки могут быть легко вынуты из гребного вала плоскогубцами, вводимыми в овальное отверстие втулки.

Ножи на ступице винта. При эксплуатации мотолодки на водоемах, заросших водорослями, слишком много времени и энергии уходит на остановки и очистку гребного винта от намотавшихся на него водяных растений. Причем наибольшую сложность представляет очистка зазора между корпусом редуктора и ступицей винта. Избежать лишней работы можно, поставив на гребной винт нож из нержавеющей стали толщиной около 1,5 мм (Рис. 129).

Режущие кромки лезвий затачиваются по направлению вращения винта, нож крепится к торцу ступицы винтами с потайными головками. Лезвия должны прилегать к корпусу редуктора с минимальным зазором. Если при проворачивании гребного винта выясняется, что ножи задевают за корпус (чаще всего за литьевые наплывы), то эти наплывы следует спилить. На скорость лодки установка ножей практически не влияет, а при попадании водорослей на винт нож рубит их, не давая наматываться на гребной вал.

Как отполировать гребной винт. Хорошо известно, что полированный винт дает ощутимую экономию топлива и дополнительный упор. У окрашенного винта лопасти имеют значительную шероховатость поверхностей, что вызывает большие потери на трение и падение КПД винта. В опытовом бассейне ЦАГИ при сравнительных испытаниях окрашенных и полированных винтов было показано увеличение упора полированного винта на 8 кгс, что эквивалентно увеличению мощности мотора на 10% (винты испытывали с «Нептуном-23»).

Лучше всего полировать винты при помощи быстровращающихся мягких кругов из фетра, войлока и сукна или двигающихся между двумя шкивами лент. На поверхность таких кругов или лент наносятся мелкозернистые абразивные материалы или полировальные пасты. Чаще всего используются пасты ГОИ, которые выпускаются трех сортов: грубая, средняя и тонкая.

Грубая паста имеет светло-зеленый цвет, она позволяет снять слой металла толщиной в несколько десятых миллиметра. Применяется для удаления следов обработки режущим инструментом. Средняя паста зеленого цвета используется для снятия слоя металла, измеряемого сотыми долями миллиметра. После обработки поверхности на ней исчезают даже штрихи. Тонкая паста имеет черный цвет с зеленоватым оттенком. Она служит для окончательной обработки, в результате которой поверхность приобретает зеркальный блеск. Пастам ГОИ, кроме деления на группы, присваиваются номера, обозначающие средний размер зерен абразива в мкм: грубая паста — № 50, 40, 35,30, 25, 20; средняя — № 15, 10; тонкая — № 7,4, 1.
Для обработки гребных винтов достаточно использовать грубую и среднюю пасты. Тонкую пасту применяют только гонщики для винтов скутеров и скоростных мотолодок.

При полировке применяются смазывающие материалы, которые ее ускоряют, сохраняют остроту зерен, а также охлаждают обрабатываемые поверхности. Это керосин, бензин, легкие минеральные масла, содовая вода. Для быстрой обработки стальных поверхностей в керосин добавляют 2,5% олеиновой кислоты и 7% канифоли. Если нет пасты ГОИ, то ее можно заменить масляной краской «окись хрома», которая разводится керосином.

Крупные царапины или раковины, которые невозможно снять полированием надо заварить, запаять или выровнять смесью эпоксидки с металлическим порошком, затем опилить и обработать на наждаке. Старую краску удаляют различными смывками или 20 -30 % растворами щелочей. Они размягчают краску через 10 — 25 мин, после чего поверхность нужно тщательно промыть. Для полировки винтов из латуни, бронзы, алюминиевых сплавов, никелированных поверхностей применяется известковая паста: венская известь — 71,8%; церезин — 1,5; стеариновая кислота — 2,3; солидол — 1,5; скипидар — 22,9. Воскообразные и жидкие компоненты смешивают и разогревают в водяной бане. Затем в горячую массу замешивают сухие составляющие.

Источник

3.2.2. Редуктор мотора «Нептун-23»

Другим видом серьезного ремонта является замена изношенных деталей редуктора. Износ в зубчатом зацеплении и подшипников приводит к тому, что зазор в зацеплении увеличивается до 0,4 мм и более, что совершенно недопустимо.

Прежде чем производить разборку редуктора, целесообразно оценить состояние верхнего игольчатого подшипника. Для этого редуктор отсоединяется от дейдвуда, снимается помпа, к корпусу редуктора прикрепляется индикатор, ножка которого упирается в рессору в районе крыльчатки. Покачивая за рессору, можно определить радиальный зазор; его величина не должна превышать 0,08 мм.

После разборки редуктора нужно измерить радиальный зазор в роликовом и шариковых подшипниках, причем в качестве оправок можно использовать шестерни, на которых вращаются эти подшипники, а также неизношенный валик гребного винта. Зажимая оправку в тисках с мягкими губками, надо подвести ножку индикатора к наружному кольцу подшипника и, покачивая его, определить величину радиального зазора. Если зазор в шариковых подшипниках превысит 0,03 — 0,04 мм, а в роликовом — 0,05 мм, такие подшипники необходимо заменить. Износ посадочных мест под подшипники составляет не более 0,03 мм. Необходимо оценить состояние беговых дорожек подшипников, самих шариков и роликов (в том числе верхнего упорного подшипника), а также состояние рабочей поверхности зубьев. При обнаружении следов усталостного выкрашивания или коррозии деталь забраковывается.

Повышенный износ рабочей поверхности кулачков и шестерен приводит к самопроизвольному выключению передач. Кулачки можно подправить на заточном станке, оснащенном делительной головкой (угол поднутрения 5°). При толщине снимаемого металла, превышающей 0,4 мм, снимается весь цементированный слой, а работоспособность узла резко снижается. На «Нептунах», эксплуатируемых с легкими мотолодками, на которых задним ходом почти не пользуются, достаточно перевернуть храповик, выбив и вновь запрессовав штифт (на моторах выпуска 1977 г. штифт вставлялся свободно и удерживался стопорным кольцом), и поменять местами шестерни переднего и заднего хода. Повышенный износ бронзовых втулок, запрессованных в шестерни, приводит к усилению вибрации, и увеличивается вероятность попадания воды в редуктор, при этом из-за нарушения зацепления в шестерне заднего хода ускоряется износ шестерен. Замер радиального зазора во втулках производится по методике, изложенной ранее. Зазор в зацеплении шестерен можно определить следующим образом. В собранном редукторе (Рис. 108), но без корпуса подшипника и валика гребного винта, к рессоре прикрепляется струбцина (ручные тисочки), а индикатор крепится к корпусу редуктора таким образом, чтобы ножка была перпендикулярна струбцинке и касалась ее на расстоянии l = 50 — 100 мм от оси рессоры.

Далее следует застопорить малую шестерню и, покачивая рессору, определить люфт вшлицевом соединении (L). После этого надо застопорить шестерни переднего хода и определить суммарный люфт (Ls). Тогда, учитывая, что радиус малой шестерни составляет 20 мм, зазор в зацеплении определится как Lh=[20(Ls-L)]/l.

Зазор необходимо определить в четырех — шести положениях шестерен, его величина должна находиться в пределах 0,15 — 0,25 мм. Для проверки зазора в зацеплении с шестерней заднего хода между ней и подшипником № 303 устанавливается дополнительное кольцо толщиной Н = 0,8 j 1,5 мм. После этого узел в сборе вводится в зацепление до упора. Далее щупом измеряется зазор между буртиком корпуса подшипника и корпусом редуктора (Ln) (лучше в двух местах). Зазор в зацеплении вычисляется по формуле:

Однако наличие нормальных зазоров еще не гарантирует оптимального зацепления шестерен. Окончательная проверка производится по пятну контакта, как это описано выше для мотора
«Вихрь». Регулировка зацепления производится изменением толщины регулировочных прокладок, расположенных для малой шестерни между упорным подшипником и проставкой, для шестерни переднего хода — между подшипником № 3056205 и корпусом редуктора, для шестерни заднего хода — между шестерней и подшипником № 303. Следует помнить, что установка дополнительных тонких прокладок не рекомендуется во избежание поломок. При ремонте сальники желательно заменить, а места контакта на валах доработать в соответствии с вышеприведенными рекомендациями.

В любительских условиях качество сборки редуктора, также как и двигателя, как правило, хуже, чем в заводских. В некоторых случаях, особенно при малых зазорах или неправильном распределении пятна контакта, в процессе приработки контактные напряжения на отдельных участках рабочей части зуба будут значительно превышать расчетные. Вероятность появления задиров здесь можно несколько уменьшить применением масла для гипоидных передач. После 30-50 часов работы можно переходить на смазку редуктора штатным маслом.

Источник