Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23
Глава III. Эксплуатация мотора
1. Распаковка и расконсервация лодочного мотора Нептун 23
Для предохранения деталей от коррозии мотор поступает с завода законсервированным. Прежде чем приступить к эксплуатации мотора, его надо расконсервировать в следующем порядке:
1. Снять капот. Протереть чистой тряпкой или ветошью, смоченной в бензине, детали, покрытые снаружи защитной смазкой.
2. Отсоединить от свечей высоковольтные провода и вывернуть свечи (см. Уход за свечами зажигания).
3. Установить мотор свечными отверстиями вверх и поочередно, вращая маховик по часовой стрелке:
— установить поршни в положение нижней мертвой точки;
— через свечные отверстия залить в цилиндры по 150—200 г чистого бензина, или топливной смеси;
— выдержать каждый поршень в нижней мертвой точке 1—2 минуты.
4. Установить мотор в рабочее положение и произвести прокрутку двигателя от стартера 6—8 раз (до осушения полости цилиндров). В момент прокручивания необходимо нажать и держать в замкнутом положении кнопку останова мотора.
5. Промыть свечи бензином, просушить и поставить на место; подсоединить к ним высоковольтные провода, надеть капот.
6. Промыть топливный бак бензином.
7. Проверить количество масла в редукторе (см. Уход за системой смазки).
8. Протереть бумагой (ветошью) и промыть в бензине или керосине инструмент. Запчасти расконсервировать по мере надобности.
2. Приготовление топливной смеси для мотора Нептун-23
Первые 100 литров бензина смешать с маслом М-12ТП или МГД-14М в соотношении на 25 литров бензина 1 литр масла или с маслом МГ-8А в соотношении на 20 литров бензина 1 литр масла. Перемешивание масла и бензина необходимо производить тщательно (желательно в отдельной емкости) до заливки в бак. Если бензин и масло смешиваются прямо в баке, то сначала нужно влить половину всего количества бензина, затем все масло и хорошо перемешать смесь. Нельзя заливать в бак сначала масло, так как это приведет к засорению шланга отстойника и карбюратора.
Заливать топливо в бак следует через воронку с мелкой сеткой.
ВНИМАНИЕ! 1. Эксплуатация мотора, заправленного бензином без добавки масла, недопустима, так как приводит к отказу мотора. 2. Не используйте топливную смесь, хранящуюся более 3-х месяцев.
3. Установка мотора на судно
В связи с тем, что у судна может быть различная высота транца, необходимо подогнать транец по высоте таким образом, чтобы анти-кавитационная плита мотора была ниже днища судна на 40—80 мм (см. рис. 1). Транец судна должен быть прочным, толщина 35—55 мм. При установке мотора на судно необходимо поставить его на транец кронштейнами подвески на всю глубину пазов и надежно завернуть винты (22) (см. рис. 7) усилием руки. В процессе эксплуатации следует периодически проверять затяжку винтов. Для надежности крепления и предупреждения отворачивания винтов на ручках установочных винтов (23) (см. рис. 7) имеются отверстия, через которые необходимо скрепить ручки замком, веревкой или проволокой. Мотор должен быть установлен посередине транца судна, иначе при движении судна все время будет чувствоваться уход судна в сторону. Это будет ощущаться и на румпеле в виде постоянного давления на руку в определенном направлении. В этом случае мотор необходимо сместить в соответствующую сторону. Лучше всего мотор устанавливать вдвоем.
Мотор считается установленным на судно правильно, если во время движения с полностью открытой дроссельной заслонкой судно не зарывается носом и не поднимает его, а ось вала гребного винта параллельна зеркалу воды.
Угол наклона мотора регулируется перестановкой штыря в соответствующие отверстия на правой и левой опорах подвески. Для правильной установки угла наклона рекомендуется к нижней поверхности антикавитационной плиты приложить линейку или ровную рейку длиной 1—1,5 м и замерить зазоры между рейкой и днищем непосредственно у транца и в одном метре тэт транца. Мотор следует установить таким образом, чтобы зазор между рейкой и днищем у транца был на 9—15 мм меньше, чем в одном метре от транца (для компенсации упругих деформаций амортизаторов мотора и транца лодки). Необходимо мотор к судну закрепить страховочным тросом.
Категорически запрещается запускать мотор без погружения его в воду даже на короткое время.
1. Установите шток переключения реверса в положение «Холостой ход» (среднее положение, когда на штоке видны две кольцевые канав ки).
2. Проверьте наличие топлива в баке.
3. Плотно закройте бак пластмассовой крышкой. Соединительный шланг подсоедините со штуцером мотора и произведите запуск холодного мотора в следующей последовательности:
— снимите капот;
— подкачайте до упругости помпы-груши топливную смесь в карбюратор;
— откройте пусковое устройство: поднимите и поворотом на 90° зафиксируйте в поднятом положении изогнутый рычаг пускового устройства, расположенный на карбюраторе — справа наверху;
— проверните к/вал мотора ручным стартером 2. 3 раза, имитируя запуск, нажав при этом на кнопку останова мотора;
— ручку румпеля мотора установите в положение «запуск», при этом дроссельная заслонка карбюратора должна быть поднята на 4. 6 мм;
— произведите запуск мотора ручным стартером;
— после запуска мотора через 20. 30 сек. закройте пусковое устройство: с поворотом на 90° опустите изогнутый рычаг;
— прогрейте мотор в течение 3. 5 мин. на режиме х/хода. Запуск горячего двигателя можете производить без использования пускового устройства и дополнительного подкачивания топливной смеси.
Примечание. Горячим считается мотор, после останова которого прошло не более 3. 5 минут при температуре воздуха + 15.-18° С.
Переведите ручку румпеля в положение «Малый газ» и проверьте, вытекает ли вода из контрольного отверстия в головке блока цилиндров.
Если вода не вытекает, рекомендуется включить на 15—20 секунд «Задний ход». После появления воды возвратить шток в положение «Холостой ход» и продолжить прогрев мотора на «Малом газе». Если все же вода из контрольного отверстия не вытекает, необходимо немедленно остановить мотор и устранить неисправность в системе охлаждения (см. «Уход за системой охлаждения»).
Перед остановкой мотора сбросить газ, включить «Холостой ход» и, несколько повысив обороты, нажать на кнопку останова мотора.
Примечание. При необходимости аварийной остановки мотора надо ручку румпеля повернуть по часовой стрелке (вправо) до упора и нажать на кнопку. После этого шток переключения реверса перевести в положение «Холостой ход».
6. Приработка (обкатка) лодочного мотора Нептун 23
1. При эксплуатации нового лодочного мотора необходимо произвести приработку мотора (обкатку). Приработка происходит во время выработки первых пяти полных баков топлива.
Примечание. В связи с наличием в крышке карбюратора ограничительного упора мотор в период приработки не может развивать максимальные обороты (ручка румпеля остановится примерно посредине между положениями «Запуск» и «Полный газ»).
2. Во избежание перегрузки мотора до окончания приработки на судне не должно находиться более 2-х человек.
3. После выработки одного из двух последующих баков топлива и по окончании приработки осмотреть свечи и в случае необходимости провести соответствующие работы (см. «Уход за свечами зажигания»).
Помните! Правильно произведенная приработка гарантирует безотказную работу мотора в течение длительного срока службы.
4. После окончания приработки необходимо:
— проверить затяжку всех болтов, винтов, гаек, включая гайку крепления маховика, и при необходимости подтянуть их;
— заменить смазку в редукторе гребного винта;
— снять крышку карбюратора и сломать упор ограничения максимальных оборотов;
— проверить и при необходимости отрегулировать обороты холостого хода;
— отрегулировать и прочистить контакты прерывателей.
7. Эксплуатация лодочного мотора Нептун 23 на воде
1. Перед началом движения вперед рекомендуется нажать на качалку (19) (см. рис. 7). Тем самым механизм замка подвески ставится на предохранитель, и при наезде на подводное препятствие мотор легко откинется, так как ему не придется преодолевать усилие затяжки пружин механизма замка.
Примечание. После того, как мотор откинется, надо немедленно сбросить газ и снова поставить мотор на предохранитель, нажав на качалку.
2. Установить минимальные устойчивые обороты «Холостого хода».
ВНИМАНИЕ! Работа двигателя на высоких оборотах в положении «Холостой ход» недопустима. Переключать реверс можно только на минимальных устойчивых оборотах двигателя во избежание поломки шестерен редуктора.
3. Включить «Передний ход», вытянув шток переключения реверса до положения, когда на нем будут видны три кольцевые канавки, и увеличить обороты плавным вращением ручки румпеля в сторону «Полный газ». «Задний ход» включается движением штока до упора назад до положения, когда на штоке будет видна лишь одна из трех кольцевых канавок. При включении «Заднего хода» следует придержать мотор от случайного откидывания. На «Заднем ходу» ручку румпеля нельзя поворачивать дальше положения «Запуск», так как в противном случае встречная волна может залить судно через транец. При переключении реверса с «Переднего хода» на «Задний ход» (или наоборот) рекомендуется:
— сбросить обороты до минимально устойчивых и, дав выдержку в несколько секунд, перевести шток в положение «Холостой ход»;
— выдержав положение «Холостой ход» в течение нескольких секунд, включить «Задний ход». Несоблюдение данной рекомендации может затруднить переключение реверса.
4. Перемещение ручки румпеля, как на увеличение, так и на уменьшение оборотов производить медленно и плавно.
5. Непрерывно работать на максимальных оборотах (на режиме «Полный газ») рекомендуется не более 30 минут, после чего следует несколько сбросить газ, перейдя на 3—5 мин. на средние обороты.
ВНИМАНИЕ! При срезе штифта (рис. 4) немедленно сбросить газ и остановить мотор. Если же не удалось быстро остановить мотор и двигатель проработал некоторое время на разносных оборотах, необходимо проверить затяжку гайки маховика.
Рис. 4 Нижняя часть дейдвуда лодочного мотора Нептун 23
6. Во время эксплуатации мотора необходимо следить за истечением воды из контрольного отверстия в головке блока цилиндров, не допуская работы мотора без циркуляции охлаждающей воды.
7. Не допускать работу мотора в водоемах глубиной менее 0,8 метра.
8. Ни в коем случае не проворачивать двигатель за гребной винт. Проворачивать двигатель от руки следует от стартера или за маховик и только в направлении вращения по часовой стрелке, предварительно нажав на кнопку останова.
9. Категорически запрещается работа двигателя мотора с отсоединенной одной свечой или трансформатором, а также проворачивание маховика на пусковых оборотах с отключенными трансформаторами, одной или обеими свечами во избежание пробоя конденсатора или обмотки трансформатора.
10. При кратковременных стоянках следует, нажав на качалку механизма замка, откинуть мотор внутрь судна и зафиксировать его в таком положении посредством защелки вертлюга.
11. В случае эксплуатации мотора в морской воде необходимо выполнить следующее:
— перед началом работы все окрашенные поверхности смазать защитным восковым покрытием, а все доступные металлические части (включая вал гребного винта) покрыть смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74. После окончания работы необходимо:
— поместить мотор в емкость с пресной водой и медленно прокрутить от стартера 10—15 раз, нажимая во время прокрутки на кнопку останова мотора.
Если есть возможность, то запустить мотор в пресной воде и дать ему проработать 2—3 минуты;
— обмыть наружную поверхность мотора пресной водой;
— отсоединить нижнюю часть дейдвуда от верхней;
— снять корпус водопомпы и проставку водопомпы;
— перевернув нижнюю часть дейдвуда, слить оставшуюся воду. Сборку мотора производить в обратной последовательности.
12. Необходимо следить за целостностью покрытия внешней поверхности мотора. Места повреждения следует закрашивать водоотталкивающей эмалью.
13. После длительного перерыва в работе или хранения двигателя в неблагоприятных условиях необходимо зачистить и промыть контакты прерывателей магдино с целью облегчения запуска двигателя.
8. Снятие лодочного мотора Нептун 23 с судна
Снятие мотора с судна производится в следующем порядке:
— отсоединить шланг подачи топлива от мотора;
— топливный бак закрыть собственной крышкой;
— отвернуть два винта крепления мотора к транцу судна;
— поднять мотор вверх, снять мотор с транцевой доски, вынуть его из воды и держать в вертикальном положении, пока вода не вытечет из системы охлаждения, после чего наклонить его в сторону отверстия на корпусе привода гребного винта для слива остатков воды. Затем прокрутить мотор от стартера 2—3 раза, нажав при этом на кнопку останова мотора.
Запрещается переносить мотор или класть его так, чтобы верхняя часть дейдвуда была выше двигателя из-за возможного попадания остатков воды в цилиндр и в магдино.
9. Управление и правила пользования судном
1. Управление скоростью движения судна осуществляется путем изменения режима работы мотора. Для увеличения скорости движения судна ручку румпеля необходимо перемещать в сторону положения «Полный газ», а для уменьшения скорости — в сторону «Малого газа».
2. Повороты судна выполнять только на «Малом газе», во избежание опрокидывания.
Маневрирование (изменение направления движения судна) осуществлять плавным поворотом румпеля.
При встречной волне от проходящих судов снижать скорость и направлять судно носом поперек волне.
3. Во избежание проворота втулки гребного винта запрещается резко давать полный газ мотору при начале движения.
4. При подходе к берегу, причалу или на мелководье необходимо уменьшить обороты двигателя или остановить мотор. После остановки мотор поднять из воды.
5. Эксплуатация мотора «Нептун-23» разрешается на судах, прошедших технический осмотр. Для обеспечения безопасности плавания каждое моторное судно должно быть оборудовано и снабжено необходимыми материалами и инвентарем (весла, флаг-отмашка, спасательные средства и т.д.).
6. Груз и пассажиры должны размещаться на судне равномерно.
10. Применение гребных винтов для лодочного мотора Нептун 23
Мотор, поступающий в продажу, укомплектован гребным винтом 160600900, красного цвета, диаметр 230 мм, шаг 280 мм — рекомендуется применять при обычной загрузке судна.
В розничную торговлю, как запасные части, поступают дополнительно еще два вида винтов:
— гребной винт 160602700 (грузовой), белого цвета, диаметр 260 мм, шаг 220 мм, который необходимо применять только на тяжелых мотолодках или обычных, но с большой нагрузкой, а также при буксировке. Применение белого винта в иных условиях недопустимо из-за возможной поломки мотора вследствие значительного увеличения числа оборотов двигателя сверх максимально допустимых;
— гребной винт 160602600 (скоростной), синего цвета, диаметр 240 мм, шаг 300 мм — рекомендуется применять на легких мотолодках, с экипажем не более 2-х человек. Применение данного винта на тяжелых мотолодках или лодках с большой нагрузкой нецелесообразно, так как двигатель не будет развивать максимальных оборотов.
Во время эксплуатации мотора необходимо следить за состоянием лопастей гребного винта. При незначительных забоинах на рабочих кромках — их необходимо плавно зачистить. При более грубых вмятинах или погнутостях — гребной винт рекомендуется заменить.
Примечание. Шаг гребного винта указан на одном из ребер ступицы.
11. Хранение и консервация лодочного мотора Нептун 23
Перед остановкой мотора, в случае длительного хранения, рекомендуется мотор прогреть на оборотах, несколько выше средних, в течение 3—4 минут.
Убедиться в отсутствии воды в редукторе.
На мотор при хранении его на судне должен быть надет чехол из плотного брезента или клеенки. Рекомендуется хранить мотор в закрытом помещении.
Хранить его можно в горизонтальном положении, класть на доски или фанеру, но лучше сделать П-образную стойку из досок. Для длительного хранения, например, на зиму, производится консервация мотора следующим образом:
1. Поставить мотор в рабочее положение.
2. Снять электропровода со свечей.
3. Отсоединить шланг подачи топлива от мотора.
4. Слить топливо из бака и из карбюратора. Промыть бак чистым бензином.
5. Слить воду из системы охлаждения, для чего прокрутить двигатель от стартера 3—4 раза, нажимая при этом на кнопку останова мотора.
6. Протереть наружную поверхность мотора насухо, а затем масля ной тряпкой.
7. Снять гребной винт.
8. Слить смазку из редуктора и промыть редуктор промывочным маслом.
9. Заполнить редуктор винта свежей смазкой, покрыть вал гребного винта тонким слоем смазки, поставить на место гребной винт.
10. Смазать шестерни передачи механизма блокировки зажигания густой консистентной смазкой.
11. Вывернуть свечи зажигания и установить мотор свечными отверстиями вверх. Установить поочередно поршни в положение нижней мертвой точки и через свечные отверстия залить в каждый цилиндр по 75 см3 чистого обезвоженного масла, после чего плавно провернуть мотор от стартера 3—4 раза. Поставить мотор в нормальное положение и провернуть от стартера еще 2—3 раза, нажав на кнопку «Стоп».
12. Очистить свечи зажигания от нагара, смазать резьбу смазкой и поставить их на место.
13. Законсервированный мотор хранить в рабочем положении в сухом помещении, не содержащем кислот и щелочей. Консервация обеспечивает хранение мотора в течение зимнего сезона, т. е. 6—8 месяцев.
14. Консервацию редуктора и вала гребного винта производить трансмиссионным маслом ТАД-17И ГОСТ 23652-79, маслом МС-20 ГОСТ 21743-76.
Внутренние поверхности мотора (поверхность гильз цилиндров, подшипников качения) консервировать одним из моторных масел. Перед консервацией масло должно быть обезвожено нагревом до температуры 100° С—110°С с выдержкой до прекращения выделения пены и потрескивания. В качестве консистентной смазки применять солидол УС-1 или УС-2 ГОСТ 1033-79 или смазку ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.
Источник