Меню

Масло для редуктора башенного крана

Смазочные материалы и смазывание башенных кранов

Во всех механизмах, блочных узлах и шарнирных соединениях башенных кранов вращающиеся валы и оси опираются на подшипники качения или скольжения. Во время вращения при непосредственном «контакте» между трущимися поверхностями вала и подшипника образуются силы трения, которые приводят к повышению температуры обеих деталей и их заеданию. Чтобы уменьшить трение, а следовательно, нагрев и износ, трущиеся поверхности смазывают. Масло прилипает к деталям и, разъединяя трущиеся поверхности, заменяет сухое трение металла о металл трением внутри масляного слоя. При этом коэффициент трения снижается, улучшаются и облегчаются условия работы деталей.

Сущность гидродинамической смазки состоит в следующем. Между вращающимся валом и неподвижным подшипником образуется зазор, предусмотренный допусками на изготовление. В зазор попадает жидкий смазочный материал (масло). При вращении вала в клиновидный зазор затягивается масло, прилипшее к движущейся поверхности вала. В нижней части зазора образуется масляный клин, в котором масло находится под большим давлением, достаточным для уравновешивания нагрузки от вала. Таким образом образуется масляная подушка, которая разделяет трущиеся поверхности слоем масла и трение становится жидкостным. При этом вал как бы всплывает над поверхностью подшипника и при вращении трущиеся поверхности почти не соприкасаются. Одновременно масло, которое находится в постоянном движении, интенсивно отводит теплоту от трущихся поверхностей.

Для нормальной работы механизмов необходимо, чтобы смазочный материал своевременно поступал к трущимся поверхностям и они не работали без смазки. При работе без смазки силы трения возрастают в 10—15 раз, что приводит к повышенным нагрузкам на подшипники, форсированному износу и быстрому выходу из строя всего механизма (отказу).

Смазочный материал подбирают разработчики конструкций, исходя из особенности работы механизма и свойств смазочных материалов: вязкости (внутреннее трение), маслянистости (липкость), температуры застывания и каплепадения, водостойкости. На кранах применяют два вида смазочных материалов: жидкие — смазочные масла и мазеподобные — пластичные смазочные материалы. Как правило, все редукторы механизмов крана смазываются жидкими маслами, подшипники, расположенные на металлоконструкциях и вне редукторов — пластичными.

Читайте также:  Какую смазку лучше использовать для редуктора триммера

Смазывание подшипников на металлоконструкциях крана. Подшипники (блоков, осей, роликов и прочих вращающихся деталей) смазывают пластичным смазочным материалом, который заполняет свободное пространство в подшипнике между шариками (роликами), сепараторами и обоймами и на одну треть полости подшипниковых щитов. Камеры нельзя заполнять целиком, так как это вызовет повышенный нагрев подшипника и смазочный материал будет вытекать и разлагаться.

Смазывание электрооборудования. В крановых электродвигателях шариковые подшипники смазывают пластичным смазочным материалом не реже одного раза в два года. Предварительно снимают крышку, подшипник промывают для удаления старого материала. Подшипники контроллеров, командоконтроллеров, концевых выключателей промывают и смазывают при капитальном ремонте. Подшипники контакторов смазывают графитной смазкой при профилактических ремонтах крана, но не реже одного раза в два месяца.

Шарнирные соединения тормозных электромагнитов и конечных выключателей смазывают при периодических осмотрах; шарнирные соединения с встроенными масленками — с помощью шприца, остальные — жидким маслом. Для этого очищают шарнирное соединение от пыли и грязи и масленкой подают на него несколько капель масла, а затем вручную провертывают шарнир для равномерного распределения масла по всей поверхности.

Смазывание канатов. Канаты смазывают при их изготовлении на заводе, смазочный материал подают внутрь свиваемых прядей. В процессе эксплуатации смазочный материал постепенно выдавливается из каната, стирается, окисляется и засоряется, поэтому канат периодически смазывают для продления его срока службы.

Краны смазывают в соответствии с картой и схемой смазывания, которые приводятся в технической инструкции по обслуживанию.

Карты представляют собой таблицы, в которых указываются места смазывания, периодичность, способ смазывания и типы применяемых смазок.

Источник

Масло для редуктора башенного крана

1. Какое масло заливать в редуктор.

Масло следует выбирать в зависимости от температуры внешней среды и режима работы редуктора.
Для червячных редукторов типа Ч, 2Ч, 1Ч, Ч2, 2МЧ производители рекомендуют следующие масла:

Группа масел при температуре внешней среды от -40 до 0 от -10 до +25 от +15 до +50 Непрерывный 1 3.4 4 Повторно-кратковременный 1 2.3 3

Группа смазки Основные Дублирующие
ИГП-152 ТУ 38 101413-78 ГОСТ 6411-76
Цилиндровое тяжелое 52
4 ИГП-182 ТУ 38 101413-78 ГОСТ 6411-76

Также рекомендуется КС-19 ГОСТ 9243-75 от минус 10 до плюс 50, смазка «Трансол-100» ТУ 38.УССР201352-84, МС-20 ГОСТ 21743-76, а для температуры от минус 40 до 0 АСЗп-6 ТУ 38 10111-70, АСЗп-10 ТУ 38 101267-72.

Производитель червячных редукторов тип 5Ч рекомендует всесезонное трансмиссионное масло ЛУКОЙЛ Тм-5 (SAE 85W-90).

Производители червячных редукторов тип NMRV и NRV рекомендуют:

Производители цилиндрических редукторов тип 1ЦУ, ЦУ, 1Ц2У, Ц2У, 1Ц3У, Ц3У рекомендуют:

Типоразмер редуктора Обьем
зал.
масла, л
Марка масла Температура
окружающей
среды
1Ц2У-100 1,1 Индустриальное И-40А и И-50А +45…-15
1Ц2У-125 1,4 ГОСТ 20799-88
1Ц2У-160 с алюминевым кор. 2,9 Масло трансмиссионное ТАП-15В и ТАД-17 +50…-20
1Ц2У-160 с чугунным кор. 4,5 ГОСТ 23652-79 +50…-25
1Ц2У-200 9
1Ц2У-250 15

Допускается применение других масел с вязкостью не ниже 40 сСТ при температуре +50 и 5 сСТ при температуре +100.
Допускается температура масла в корпусе редуктора не более 80 градусов.
Также рекомендуется при температуре +50…-10 заливать ИРП-150, ИТП-200, при температуре +50…-5 УТП-300, а при температуре +50…-40 ТСп-10 ГОСТ 23652-79, Dentax 90 фирмы SHELL, Mobilube C 90 фирмы MOBIL.

Производители цилиндрических редукторов тип РЦД рекомендуют:
Индустриальное 50 ГОСТ 1707-51, тракторное АК-15 ГОСТ 1862-63, компрессорное М ГОСТ 1861-54.

Источник

Монтажные краны электростанций — Обслуживание монтажных кранов

Содержание материала

Управляют кранами и обслуживают их машинисты, слесари, монтеры, стропальщики и зацепщики, обученные по специальной программе и аттестованные квалифицированной комиссией. Допуск указанных лиц к обслуживанию крана должен оформляться приказом по монтажному участку или управлению. Машинисты кранов, стропальщики и зацепщики должны быть снабжены подробной инструкцией, определяющей их права, обязанности и порядок работы. В инструкцию должны быть включены сведения, отражающие возможность и условия работы при сильном ветре, тумане, снегопаде и низких температурах, а также указания по личной и общей безопасности. Осмотр кранов слесарями и электриками, ремонт кранов и подкрановых путей должны производиться в сроки, установленные графиком осмотров и планово-предупредительных ремонтов. Ответственность за исправное состояние и безопасное действие кранов должна быть возложена на механика участка, начальника цеха или прораба с занесением в паспорт крана должности, фамилии, имени, отчества и росписи ответственного лица.

Смазка крановых механизмов

Режим смазки оказывает решающее влияние на работоспособность и долговечность деталей крановых механизмов. Смазка уменьшает трение, предохраняет от коррозии и попадания на скользящие поверхности абразивных пылевидных частиц, уплотняет зазоры, отводит тепло от трущихся частей и т. д. Узлы кранов нужно смазывать систематически в строгом соответствии с заводскими инструкциями и картами смазки. Если последние отсутствуют, то инструкция и карты должны быть составлены организацией, пользующейся краном.
В камеры подшипников качения при сборке закладывают консистентную смазку — смазку УС-2 (ГОСТ 1033—51) или универсальную смазку УСс2 (ГОСТ 4366—64). Промывают подшипники качения и закладывают новую смазку во время профилактического ремонта крана. Подшипники скольжения смазывают через колпачковые масленки смазкой УС-2, а при низких температурах (ниже —10° С) — пресс-солидолом (УС-1) (ГОСТ 1033—51). Колпачки масленок должны поджиматься 1—2 раза за каждую смену (в зависимости от интенсивности работы механизма на 1—2 оборота). В тех случаях, когда консистентная смазка подводится к рабочим поверхностям через каналы значительной длины (например, к блокам в оголовке башни башенного крана), смазку следует подавать под давлением, пользуясь нагнетателями.
Для смазки зубчатых зацеплений, расположенных в закрытых корпусах (редукторы), применяют цилиндровое масло 11 (ГОСТ 1841 —51) или машинное. Т. Открытые зубчатые передачи можно смазывать графитной смазкой УСсА (ГОСТ 3333—55), накладывая смазку непосредственно на зубья.
Уровень масла в редукторах нужно проверять ежедневно маслоизмерительными иглами (указателями уровня), имеющимися на всех редукторах. В случае понижения уровня масло добавляют. Масло в редукторах козловых и мостовых кранов меняют 1 раз в 3 мес., а в редукторах лебедок подъема и поворота башенных кранов — 1 раз в 2 мес.
В процессе эксплуатации на канаты наносят только поверхностную смазку, защищающую их от коррозии и износа поверхностных проволок. Для смазки канатов следует применять индустриальную канатную смазку
Таблица 28

смазки механизмов монтажных кранов

Блоки полиспастов и отводные блоки

Смазка УСс2 (ГОСТ 4366—64) или солидол УС-2 (ГОСТ 1033—51)

Оси шарнирных опор, траверс и т. п.

Индустриальное 45 (ГОСТ 8675—62), цилиндровое масло (ГОСТ 1841—51) или машинное масло Т

механизмов мостовых и козловых

кранов Червячные редукторы механизма передвижения крана

Червячная пара и роликоподшипники

Машинное масло Т или цилиндровое 38 (ГОСТ 64 U—52)

Автоматические противоугольные захваты:

Червячная пара и подшипники

Внутренние и наружные зубья

Смазка УСс1 (ГОСТ 4366—64) или трансмиссионное автотракторное масло (ГОСТ 542—50)

Канатная смазка (ГОСТ 5570—69)

Для кранов, работающих в условиях низких температур, при

выборе смазывающих материалов и режимов смазки следует пользоваться рекомендациями

(ГОСТ 5570—69). При отсутствии этой смазки ее можно заменить канатной мазью, изготовленной из 68% масляного 1удрона, 10% битума, 10% канифоли, 7% технического вазелина, 3% графита и 2% озокерита (горного воска).
В табл. 28 приведены данные, характеризующие режимы смазки основных узлов монтажных кранов.

Уход за электрооборудованием

Уход за электрической частью крана заключается прежде всего в систематическом наблюдении за контактными элементами аппаратов управления, электродвигателей, концевых выключателей, за исправным состоянием тормозных электромагнитов, сопротивлений и пульта управления. Для своевременного устранения неисправностей оборудование должно подвергаться частым осмотрам, очистке от пыли и грязи.
Контроллеры следует осматривать ежедневно, проверяя затяжку всех винтов, крепящих сегменты, болтов, гаек и контргаек, а также прижимных шайб. Вертикальный вал контроллера должен свободно поворачиваться и надежно фиксироваться храповиком. При осмотре контроллера необходимо проверить правильность движения и поворота вала с шайбами и роликов с контактами, следить за чистотой поверхности контактов и не допускать к работе изношенные кулачки (предельный износ 2,5 мм). Сила нажатия кулачков на ролики должна быть в пределах 2,8—2,2 кгс. Токоведущие части контроллера следует смазывать вазелином или солидолом 2 раза в неделю тонким слоем. Контактные поверхности смазывать нельзя.
Контакты контроллеров и их шарнирные соединения осматривают не реже 1 раза в неделю. Трущиеся опорные части контроллера (подпятники и подшипники) следует смазывать не реже 2 раз в месяц. Перед смазкой контроллер должен быть очищен от грязи тряпкой, слегка смоченной в керосине *, и от пыли — продувкой сжатым воздухом. Неисправности контакторов находят и устраняют при разборке. При этом проверяют сохранность короткозамкнутого медного витка, уложенного в сердечник, и точность центровки сердечника относительно катушки.
Чистоту контактных колец, правильное расположение щеток и достаточность их прилегания к поверхности контактных колец у всех электродвигателей следует проверять ежедневно перед началом работы.
*Поверхности изоляторов следует протирать только сухой тряпкой.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы не было искрения на кольцах и щетках электродвигателей. По мере износа щетки следует заменять, используя запасной комплект. 1—2 раза в месяц необходимо проверять сопротивление изоляции обмоток электродвигателей. В случае пониженного против нормы сопротивления (0,5 Мом) электродвигатель следует просушить. Нагрев подшипников электродвигателей при работе не должен превышать 80° С.
Также каждый день следует осматривать и все концевые выключатели. Для предотвращения преждевременного износа концевые выключатели следует периодически очищать от пыли и грязи, проверять работоспособность пружин, шарнирные соединения смазывать техническим вазелином или тавотом. Контакты нужно протирать тряпкой, смоченной в бензине, или мелкой наждачной бумагой. Сопротивления нужно осматривать не реже 1 раза в неделю. В процессе работы следует регулярно очищать сопротивления от пыли, проверять плотность соединения между собой элементов, сохранность секций, чистоту и плотность контактов, к которым подсоединены провода внешней цепи.
Осматривая электропроводку, следует особо тщательно проверять плотность присоединений к аппаратам и контактам оборудования, не допуская искрений и нагрева контактов. При замене плавких элементов предохранителей нужно устанавливать только калиброванные предохранители, рассчитанные на соответствующую силу тока.
Об обнаруженных при осмотре дефектах электроаппаратуры машинист крана должен немедленно поставить в известность ремонтную бригаду.
В табл. 29 приведены наиболее часто возникающие при эксплуатации неисправности электрооборудования, их возможные причины и способы устранения.
Таблица 29
Основные неисправности кранового электрооборудования

При включении контроллеров электродвигатели не работают

Электродвигатели
Выключен ток на монтажной площадке, повреждены токоприемники или кабель, сгорели предохранители

Проверить наличие тока на площадке, распределительном пункте, рубильнике крана. Проверить сохранность предохранителей

Один из электродвигателей не работает

Поврежден контроллер, ослаблены зажимы на щитке электродвигателя, нет контакта щеток с кольцами, оборвано сопротивление, сгорела обмотка электродвигателя

Проверить исправность контроллера, подтянуть зажимы на щитке, проверить надежность контакта щеток с контактными кольцами. Установить исправность сопротивлений

Электродвигатель вращается только в одну сторону (не обеспечен реверс)

Сгорел предохранитель, обрыв в одной из фаз, не включился конечный выключатель

Проверить обмотку при помощи контрольной лампы. Проверить сохранность предохранителей и конечные выключатели. Проверить контакты и токоведущие части цепи данного электродвигателя

Равномерный перегрев всего электродвигателя

Перегрузка за счет увеличения продолжительности включения. Работа при пониженном напряжении

Уменьшить интенсивность работы. Уменьшить нагрузку на время понижения напряжения

Местный перегрев стали статора

Местное замыкание между отдельными листами стали

Удалить заусенцы или устранить другие причины, вызывающие замыкание. Отремонтированное место обработать изоляционным лаком

Местный перегрев обмотки статора

Неправильное включение фаз в звезду или треугольник, замыкание на корпус в двух местах обмотки одной из фаз

Проверить ток по отдельным фазам и устранить «перевернутую» фазу. Определить посредством контрольной лам. пы место повреждения и устранить его

Электродвигатель не развивает полной мощности

Контроллер не выводит полностью сопротивление в цепи ротора, падение напряжения в питающей цепи, колодки тормоза полностью не отходят

Проверить контроллер, величину напряжения, состояние тормоза и обеспечить нормальный отход его колодок

Электродвигатель под нагрузкой не развивает полной частоты вращения

Плохой контакт в щеточном аппарате или в цепи ротора

Осмотреть и отрегулировать щеточный аппарат. Проверить соединительные провода, роторные пальцы контроллеров или контакторов управления, а также пусковое сопротивление

Искрение щеток и обгорание контактных колец

Загрязнение колец и щеток, щетки зажаты в обойме, биение колец, щетки перекошены и плохо прошлифованы

Очистить кольца и щетки. Устранить неисправности в установке щеток. Проверить износ подшипников ротора. При необходимости обточить и отшлифовать кольца

Вибрация электродвигателя при вращении

Валы электродвигателя и редуктора несоосны

Проверить установку электродвигателя

Вибрация электродвигателя в период, когда он находится под током

Изкос подшипников, биение или деформация ротора

Проверить установку электродвигателя и состояние ротора на станке

Ненормальный шум при работе электродвигателя
При включении контроллера сгорают плавкие предохранители

Неправильное соединение в обмотках электродвигателя. Слабая запрессовка стали статора. Износ подшипников
Аппараты управления и защиты

Короткое замыкание между сегментами контроллера, оголились перемычки, пальцы касаются корпуса контроллера

Проверить схему соединения обмоток. Осмотреть статор и отремонтировать его. Сменить подшипники
Очистить сегменты от пыли и нагара. Изолировать перемычки. Устранить перекос стойки и пальцев

Штурвалы контроллера не вращаются или не устанавливаются во все положения

Пальцы упираются в сегменты. Неисправность фиксирующего механизма. Под кулачковую шайбу попал посторонний предмет

Снять кожух контроллера и устранить повреждение

Перегрев, обгорание и искрение контактных элементов аппаратов управления

Загрязнение контактных поверхностей и недостаточно плотное их соприкосновение, тяжелый режим работы аппаратов

Осмотреть и очистить контакты, обеспечив их надежное соприкосновение. Снять перегрузки

Самопроизвольное отключение контактора при работе крана

Недостаточен контакт в блок-контактах

Осмотреть контакты и обеспечить их плотное соприкосновение

Перегрев катушек линейного контактора, реле или тормозных магнитов

Падение напряжения в сети ниже допускаемого, перегрузка катушки, подвижная часть магнитопровода не доходит до неподвижной, перекос сердечника, затянута пружина

Установить фактическое напряжение в сети. Проверить ход якоря и зазоры. Устранить перекос сердечника. Отрегулировать натяжение пружины

Перегрузка электромагнита, загрязнение рабочих поверхностей магнитопровода, замыкание фазы на корпус магнита

Отрегулировать натяжение пружины. Удалить грязь. Устранить замыкание

Конечные выключатели не работает

Оборвана вспомогательная цепь, нарушен контакт между кулачками и сегментами выключателя, замыкание в цепи, повреждение рычагов или выключающих линеек

При помощи контрольной лампы установить место обрыва и устранить его. Устаноновить контакт между кулачками и сегментами. Устранить повреждения и обеспечить правильную установку рычажной системы или выключающих линеек

Замыкание части элементов сопротивлений, недостаточный контакт на зажимах роторной цепи контроллера

Осмотреть сопротивления и устранить замыкание. Снять кожух контроллеров н проверить контакт на зажимах

  1. Абрамович И. И. и Лукиянов М. И. Исследование механизмов передвижения козловых кранов в условиях эксплуатации. Труды ВНИИПТМАШа, 1965. Вып. 4 (57).
  2. Александров М. П. Подъемно-транспортные машины. Изд. 2-е. М., Высшая школа, 1963.
  3. Беляев Л. М. и Французов Д. Л. Монтаж кранов и перегружателей. М., Машгиз, 1958.
  4. Б е н е н с о н И. И. Исследование пространственных конструкций козловых кранов гидротехнических сооружений. Труды ВНИИПТМАШа, 1964. Вып. 4 (46).
  5. Блоки и полиспасты монтажные грузоподъемностью от 1,25 до 50 тс. Нормали машиностроения МН2778—61 —МН2786—61. М., Издательство стандартов, 1964.
  6. Богинский К. С., Зотов Ф. С. и Николаевский Г. М. Мостовые и металлургические краны. М., «.Машиностроение», !970.
  7. Богуславский П. В. Развитие конструктивных форм крановых посте отечественного производства. Труды ВНИИПТМАШа, 1964, Вып. 2 (44).
  8. В а й и с о и А. А. Строительные краны. М., «Машиностроение», 1969.
  9. Г о х б е р г М. М. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин. Изд. 2-е, Л., «Машиностроение», 1969.
  10. Ж у к о в А. К- Монтаж электрической части подъемных кранов, М., Машгиз,1959.
  11. Ковальский Б. С. К расчету крановых металлоконструкций. Пути технического развития крановых металлоконструкций. Труды ВНИИПТМАШа, М., 1966.
  12. Коган и. Я- Строительные башенные краны Изд. 2-е, М., «Машиностроение»,1964.
  13. Крановые металлоконструкции (исследование, проектирование, нормы расчета). Под ред. Г. М. Николаевского и Е. М. Концевого. Труды ВНИИПТМАШа, 1969.
  14. Л а н г А. Г., М а з о в е р И. С. иМайзель В. С. Портальные краны. Л., Машгиз, 1962.
  15. Л и ф ш и ц А. А. и Кучер М. Г. О применении гусеничных и башенных кранов большой грузоподъемности при монтаже строительных конструкций.—«Механизация строительства», 1968, № 11.
  16. Мачерет И. Г. Козловые краны и их применение. М., «Машиностроение»,1965.
  17. Мелик-Г айказов В. И. и др. Гидропровод тяжелых грузоподъемных машин и самоходных агрегатов. М., «Машиностроение», 1968.
  18. Металлические конструкции. Правила изготовления, монтажа и приемки. Строительные нормы и правила. СНиП Ш—В. 5—62. М., Госстройиздат, 1963.
  19. Монтаж подъемно-транспортных машин. Краткое справочное пособие. Изд. 2-е, М., Машгиз, 1963.
  20. Монтаж стальных и сборных железобетонных конструкций. Справочник по специальным работам. Под ред. Б. А. Хохлова. Изд. 3-е. Проектный институт Промстальконструкция, М., Стройиздат, 1970.
  21. Монтаж технологического оборудования. Справочник по специальным работам. Под*ред- М. П. Демата. М., Стройиздат, 1970.
  22. Надежность подъемно-траиспортных машин. Под ред. А. X. Комашенко. Труды ВНИИПТМАШа, 1970. Вып. 1 (96).
  23. Парницкий А. Б., Шабашов А. П. и Лысаков А. Г. Мостовые краны общего назначения. Изд. 4-е, М., «Машиностроение», 1971.
  24. Погрузочно-разгрузочные машины (каталог-справочник). Труды НИИИФОРМТЯЖМАШ. Ч. I. М., 1969.
  25. Подъемно-транспортное оборудование. Правила производства и приемки монтажных работ. Строительные нормы и правила СНиП Ш—Г. 10. I—69. М., Стройиздат, 1970.
  26. Полонск ий Г. А. Монтаж механического оборудования Саратовской ГЭС. Сб. «Энергетическое строительство», «Энергия», 1968, № 8 (86).
  27. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Госгортехнадзор СССР. М., «Недра», 1970.
  28. Прошин А. С. Из опыта механизации строительства тепловых электростанций. «Механизация строительства», 1958, № 11.
  29. Прошин А. С. Пути дальнейшего развития механизации строительства тепловых электростанций. «Механизация строительства», 1959, № 5-
  30. Прошин А. С. Специальные краны для монтажа тепловых электростанций. М.—Л., Госэнергоиздат, 1962.
  31. Прошина Н. А. Повышение надежности и долговечности опорно-поворотных устройств грузоподъемных машин. «Известия высших учебных заведений. Машиностроение», Издание МВТУ им. Баумана, 1970, № 8.
  32. Пути технического развития крановых металлоконструкций. Сборник докладов по обмену опытом на научно-техническом совещании по крановым металлоконструкциям. Труды ВНИИПТМАШа, 1966.
  33. Расчеты крановых механизмов и их деталей. Изд. 3-е. Труды ВНИИПТМАШа. М., «Машиностроение», 1971.
  34. С а м о й л о в и ч П. А. и СкоморовскийР.В.Т ехническая эксплуатация и монтаж портовых подъемно-транспортных машин. М., «Транспорт», 1968.
  35. Сапожников Ф. В., Кранцфельд Я. Л. и Цененко И. К. Особенности строительства Славянской ГРЭС. Сб. «Энергетическое строительство», «Энергия», 1968, № 7.
  36. Сигал Я. Е. и Смородинский И. М. Новые зарубежные башенные краны для строительства зданий повышенной этажности. М., ЦНИИТЭстроймаш, 1969.
  37. Справочник по кранам. Под ред. А. И. Дукельского. Т. I, М.—Л., Машгиз, 1961.
  38. Справочник по кранам. Под ред. А. И. Дукельского. Т. II, М.—Л., Машгиз, 1962.
  39. Справочник по кранам. Под ред. А. И. Дукельского. Т. Ill, М.—Л., Маштиз, 1963.
  40. Степочкин Л. М. Перекосы козловых кранов для строительства ГРЭС. Труды НИИИНФОРМТЯЖМАШа. Сб. 6—68—42, 1968.
  41. Стальные конструкции. Нормы проектирования. Строительные нормы и правила СНиП П—В. 3—62. М., Госстр’ойиздат, 1963.
  42. Строительство в сейсмических районах. Строительные нормы и правила СНиП П—А. 12—62. М., Госстройиздат, 1963.
  43. X р и с а н о в М. И. и Крылов А. С. Монтаж и наладка подъемно-транспортных машин. М., Машгиз, 1961.
  44. Эксплуатация подъемных сооружений (сборник официальных материалов). Киев, «Техшка», 1970.

Источник