Замена задней полуоси: снятие и установка
Снимать полуось на автомобилях ВАЗ 2106 приходится в исключительных случаях и можно привести основные из них:
- Замена подшипника
- Установка новой полуоси (в следствие искривления во время ДТП, к примеру)
- Замена редуктора заднего моста
Сегодня я постараюсь привести порядок демонтажа и установки с видео и фото отчетом. Первым делом стоит сказать об инструменте, который нам понадобится для решения данной проблемы:
- Головки на 17 и 19 мм
- Трещоточная рукоятка и вороток
- Удлинитель
- Молоток
- Головка глубокая на 7 мм с маленькой трещоткой
- Проникающая смазка
Итак, сначала я хотел бы привести видео-инструкцию этого ремонта, а уже затем сделать подробный фото отчет проделанной работы на тот случай, если вдруг ролик будет недоступен.
Видео по замене на ВАЗ 2106
Думаю, что приведенное руководство наглядно покажет вам, как следует действовать при выполнении данной процедуры.
Если вы привыкли к текстовой информации, то ниже все будет показано более чем подробно.
Фото отчет по снятию и установке задней полуоси на автомобиле ВАЗ 2106
Итак, первым делом необходимо сорвать болты крепления заднего колеса, поднять автомобиль домкратом и окончательно открутив болты, снять колесо. После этого необходимо снять тормозной барабан, так как именно под ним находятся все гайки крепления полуоси. В результате получаем следующую картину:
Далее необходимо совместить отверстия во фланце полуоси с гайками крепления. Так как таких отверстия два, то делать это нужно два раза, разумеется потом провернуть полуось, чтобы в отверстиях были доступны третья и четвертая гайки крепления.
Желательно сначала нанести проникающую смазку, а затем уже срывать воротком:
Когда усилие уже небольшое, можно применять трещоточную рукоятку для большего удобства:
Когда все 4 откручены до конца, далее можно приступать к снятию полуоси. Для это берем колесо, переворачиваем его обратной стороной и накручиваем на два болта, достаточно просто наживить, чтобы был небольшой разбег по болтам. Наглядно это показано на фото ниже:
И резкими рывками при помощи обеих рук пытаемся сдернуть полуось со шлицов. Обычно это происходит после первого же рывка, так как большого усилия для этого не требуется:
Далее можно открутить эти болты и снять колесо, и руками окончательно снять ось:
После этого можно производить замену либо самой полуоси, либо же ее подшипника в случае необходимости (об этом как-нибудь в следующих статьях напишу). Установка проходит в обратной последовательности и не занимает много времени. Единственное, что стоит отметить, что при установке необходимо, чтобы она совпала по шлицам и небольшим ударом по ней набить. Но думаю, что из видео ролика все итак видно. Что касается цена новой полуоси на ВАЗ 2106, то она может оставлять от 100 до 1300 рублей.
Источник
Замена полуоси и ее манжеты
Замена полуоси и ее манжеты ВАЗ 2106
Вывешиваем заднюю часть автомобиля на треноги, снимаем заднее колесо и тормозной барабан. Домкратом приподнимаем разбираемый край балки заднего моста, чтобы после снятия полуоси не выливалось масло.
Параметр | Показатель |
Заводской каталожный номер | 21062402010 |
Длина, мм | 1400 |
Диаметр картера, мм | 220 |
Диаметр «чулка», мм | 100 |
Масса без колёс и масла, кг | 52 |
Вид передачи | Гипоидная |
Значение передаточного числа | 3,9 |
Необходимый объём смазки в картере, см3 | 1,3–1,5 |
Особенности устройства редуктора
Объяснять, что такое редуктор заднего моста, опытному автомобилисту вряд ли надо, и вопросы типа «почему у той железки, к которой прикручены колеса, посредине утолщение?» могут, наверное, задавать только ученики в автошколе. Между тем, в этом самом «утолщении» и находится один из важнейших агрегатов современного автомобиля. Практически все машины, чей род длится со времен СССР, снабжены подобным редуктором, основная задача которого передавать мощность, вырабатываемую двигателем, на приводные колеса.
Конструкция, в основном, одинакова, так как особо-то там ничего и не изменишь. Это система шестеренок и валов, соединенных в определенном порядке. Отличие состоит в передаточном числе — коэффициенте, исчисляемом в процессе деления количества зубьев ведомой (большой) шестерни на их количество у ведущей (маленькой). Считать, правда, ничего уже не надо, так как в технических характеристиках автомобиля указаны все параметры. Чем больше грузоподъемность машины, тем выше и передаточное число. Так, например, у редуктора заднего моста ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 оно составляет 3,9, у Газели — 4,55.
Если и дальше в качестве сравнения использовать вышеназванные модели автомобилей, то и тут большой разницы в строении редукторов мы вряд ли найдем. В каждом из них применяется гипоидная передача (зубья шестеренок располагаются друг к другу под определенным углом, обеспечивая лучшее сцепление, отсутствие посторонних шумов и минимальный износ металла) и межколесный дифференциал в виде планетарного редуктора (распределяет крутящий момент между колесами заднего моста). Но, если в моделях Волжского автозавода действует классическая схема, когда при изменении движения поступающий момент направляется в сторону колеса с меньшей нагрузкой, в редукторе заднего моста Газели может применяться самоблокирующийся дифференциал или электронная блокировка.
Устройство заднего моста ВАЗ 2106
Конструкция «шестёрочного» ЗМ состоит из таких основных узлов, как чулок, редуктор и полуоси. Каждый из них является неотъемлемой частью, без которой невозможно нормальное функционирование рассматриваемого механизма.
Задний мост состоит из двух основных узлов: балки и редуктора
Корпус
Корпус или чулок заднего моста представляет собой два штампованных кожуха в виде трубы, которые соединены между собой посредством сварки. С наружной стороны кожухов сваркой закреплены фланцы с проточенными посадочными местами под полуосевые подшипники и манжеты, которые препятствуют вытеканию смазки. Во фланцах есть 4 отверстия для болтов, фиксирующих тормозной щит, на котором крепится тормозной цилиндр с колодками. Также посредством этих болтов удерживается маслоотражательный элемент и пластина, которая обеспечивает фиксацию подшипника полуоси в чулке. В средней части корпуса есть уширение, которое является картером заднего редуктора. В картере есть отверстия для сапуна, а также для заливки и слива смазки. Непосредственно на чулке приварены кронштейны для крепления элементов задней подвески.
Задняя балка состоит из двух соединённых между собой пустотелых кожухов
Редуктор
Основная функция заднего редуктора — уменьшение и передача крутящего момента от карданной передачи к колёсам задней оси. Конструктивно узел выполнен из корпуса, шестерён главной пары, коробки дифференциала с роликоподшипниками. Как раз от количества зубьев на коничке и планетарке зависит передаточное число узла. На ВАЗ 2106 число зубьев ведомой шестерни 43, а ведущей 11. Передаточное число определяется так: 43/11=3,9.
В конструкцию редуктора входят главная передача и дифференциал
Полуоси
Основным назначением полуосей является передача преобразованного редуктором крутящего момента на колёса транспортного средства. С одной стороны полуось имеет шлицы, посредством которых она зацепляется с шестернями в редукторе, а с другой — расположен шариковый подшипник, обеспечивающий вращение механизма, и фланец для крепления барабана тормозов и заднего колеса.
Посредством полуоси обеспечивается крепление и вращение заднего колеса
Замена полуоси и ее манжеты на ВАЗ 2106
Для замены сальника оси вала ВАЗ 2106 необходимо снять ось вала с корпуса задней оси; Для этого мы поднимаем машину на лифте, снимаем колеса и тормозные барабаны
Откручиваем четыре гайки с головкой 17 через отверстия во фланце вала
Снимите эластичные шайбы с помощью пинцета
Закрепляем амортизатор на фланце полуоси и выбиваем полуось из балки. Вместо этого вы можете использовать снятое колесо. Установите его обратной стороной на два болта и резко вытащите ось вала
Полуось удаляется с коробкой заполнения, монтажная панель, подшипник и стопорное кольцо
Между фланцем балки и щитом тормоза установлено резиновое кольцо.
Используя скользящие клещи, снимите уплотнение вала с гнезда в балке заднего моста.
С легкими ударами молотка по голове конца жмем новый сальник в чулках задней оси автомобиля ВАЗ 2106. При деформации оси вала, большого радиального и осевого зазора в подшипнике, сдвиг стопорного кольца, износ Слоты, ось вала необходимо заменить на новую сборку. Не рекомендуется заменить ВАЗ 2106 подшипник и стопорное кольцо независимо друг от друга. Установка моста на ВАЗ 2106 осуществляется в порядке, обратном снятию. Перед установкой смазать рабочие поверхности сальника смазкой Литол-24.
Ремонтные работы по замене полуоси на ВАЗ 2106 следует проводить в тех случаях, когда во время вождения автомобиля возникает повышенный шум от задних колес, который будет ощущаться не только при движении автомобиля по прямой линии, но и при повороте. Обычно с повышенным шумом увеличивается как в осевом, так и в радиальном направлении.
Для замены полуоси задней оси автомобиля ВАЗ вам понадобится гаечный ключ, снимите колесо и головку с расширением до «17». Если все есть, вы можете начать ремонт, но для этого:
- Снимите четыре крепежных болта, снимите колесо с машины, а затем снимите тормозной барабан.
- Теперь вам нужно повернуть фланец до такой степени, чтобы большие отверстия на нем совпали с двумя гайками тормозного клапана, открутите гайки, а затем поверните фланец на следующих двух гайках и открутите их. Снимите пружинные шайбы, открутив гайки.
- Возьмите тормозной барабан в свои руки и закрепите его наружной концевой частью к фланцу двумя болтами, затяните болты вручную.
- Крепко держите тормозной барабан и резко вытащите половину вала, не откручивайте два болта и не отсоединяйте тормозной барабан от фланца.
На этом завершается снятие полуоси задней оси ВАЗ 2106, заменяют старую ось новой сборкой с подшипником и устанавливают в порядке, обратном снятию.
Чтобы заменить полуось заднего моста на ВАЗ 2106, вам потребуется: гаечный ключ, головка «17» и удлинитель. 1. Снимите колесо и тормозной барабан (см. Раздел 8 «Тормозная система», подраздел «Снятие и установка тормозного барабана»).
2. Поверните полуось фланца, пока отверстия большого диаметра в нем не совпадают с двумя (из четырех) гайками для крепления тормозного щитка. Откручиваем гайки и снимаем пружинные шайбы.
3. Поверните фланец полуоси на 90 °, пока отверстия большого диаметра в нем не совпадают с двумя другими гайками тормозного щитка, выкрутите их и снимите пружинные шайбы.
4. Закрепите тормозной барабан двумя колесными болтами внешней торцевой поверхностью к фланцу оси. Затянуть болты вручную.
Примечание Болты не должны вращаться примерно на 5 мм, чтобы барабан мог ускоряться как инерционная масса. Будьте осторожны, чтобы не повредить тормозной барабан. Вытянуть (не полностью) ось вала из балки задней оси 5. Резким рывком вытащить (не полностью) ось вала из балки задней оси.
Хорошие СОВЕТЫ Удобнее снимать ось вала с помощью специального съемника удара.
6. Отвинтите два колесных болта и выньте тормозной барабан из фланца полуоси.
7. Снимите ось с балки заднего моста.
Внимание! Если вы не собираетесь менять сальник, будьте осторожны, чтобы не повредить его рабочую кромку.
READ Не Работает Уровень Топлива Ваз 2114
8. Установите на автомобиль ВАЗ 2106 новый комплект полуосей с подшипниками в обратном порядке перед снятием.
Как проявляются неисправности моста
Задний мост ВАЗовской «шестёрки» наделён своими характерными неполадками, которые проявляются тем или иным образом.
Чрезмерный шум со стороны задних колёс
Причин появления большого шума со стороны колёс задней оси может быть не так много:
- ослабло крепление колеса. В этом случае необходимо проверить и подтянуть крепёж;
- поломка полуосевого подшипника. Подшипник полуоси со временем изнашивается, в результате чего появляется характерный шум. Полуось требуется осмотреть и заменить неисправный элемент.
Постоянный шум заднего моста во время движения
Несвойственные для нормальной работы ЗМ звуки в большинстве случаев указывают на появление неполадок. К основным причинам неисправностей относятся:
- деформация чулка. Если корпус деформирован, можно попытаться восстановить его, но лучше заменить на исправный;
- изгиб полуосей и чрезмерное биение. В этом случае деталь подлежит замене;
- повышенный износ на шлицах. Требуется осмотр шестерён и шлицев полуосей, а после замена повреждённых элементов;
- неправильно отрегулирован редуктор, износ или поломка шестерён либо подшипников. Необходима полная разборка, деффектовка и ремонт механизма;
При повреждении роликов подшипника могут появляться посторонние шумы в работе заднего моста
Шум при разгоне машины
Появлению шумов при разгоне транспортного средства могут сопутствовать такие причины:
- изношенные или неверно отрегулированные подшипники дифференциала. Требуется демонтаж, осмотр и ремонт редуктора;
- неправильно выставлено зацепление между зубьями конической и планетарной шестерён. Проблема решается правильной регулировкой;
- износ полуосевых подшипников. Необходимо снятие неисправной полуоси и замена подшипника;
- мало смазки. Проблема устраняется таким же образом, как и при постоянных шумах.
Отсутствие смазки в редукторе приводит к повышенной выработке и заклиниванию механизма
Шум при ускорении и торможении мотором
Если шум со стороны ЗМ присутствует при разгоне и замедлении мотором, то причина возможна в следующем:
- чрезмерный износ либо повреждение подшипников хвостовика. Требуется разборка и диагностика редуктора;
- неправильная установка зацепления зубьев конической и планетарной шестерён. Устраняется путём проверки целостности деталей и установки правильного зазора.
Видео: выявление причины шумов в заднем мосту
Шумы на поворотах
Посторонние шумы могут проявляться не только при прямолинейном движении, но и при прохождении поворотов. Этому могут сопутствовать такие причины:
- затруднённое прокручивание сателлитов на оси. Требуется разборка, проверка исправности и замена элементов, состояние которых не позволяет использовать их и дальше;
- подклинивание полуосевых шестерён. Если шестерни и поверхности, с которыми они соприкасаются, имеют незначительные повреждения, то их зачищают наждачкой. В ином случае вышедшие из строя элементы необходимо заменить;
- неправильная установка зацепления шестерён дифференциала. Требуется диагностика и правильная регулировка зазора;
- поломка полуосевых подшипников. Неисправные элементы необходимо заменить.
Стук в начале движения
Если «шестёрочный» редуктор заднего моста (РЗМ) издаёт стук, как только авто начинает движение, то это может указывать на следующее:
- чрезмерный зазор между фланцем и коничкой. Требуется осмотр шлицевого соединения и замена изношенных деталей;
- увеличенный зазор между хвостовиком и планетаркой. Устраняется путём выставления зазора;
- повышенный износ места посадки под ось сателлитов. При такой поломке коробка подлежит замене;
- опустился крепёж штанг задней подвески. Требуется проверка и при необходимости подтяжка болтов.
Течь масла
Смазка из ЗМ может вытекать по следующим причинам:
- износ манжеты конической шестерни. При появлении течи со стороны хвостовика, сальник необходимо заменить;
- повреждение полуосевого сальника. Если на тормозных щитках появились следы смазки, то это свидетельствует об износе уплотнения полуоси, что требует его замены;
- ослабло крепление редуктора к чулку ЗМ либо повредилась прокладка. В такой ситуации необходимо подтянуть крепёж либо заменить уплотнитель.
При вытекании масла ускоряется процесс износа шестерён
Замена
Перед проведением работ, следует тщательно закрепить автомобиль на месте. В частности, необходимо установить под передние колеса противооткатные упоры. Это позволит избежать самопроизвольного страгивания машины, и снизит риск ее падения с домкрата. Также на всякий случай нужно отключить электропитание. Работа производится в следующем порядке:
- Поддомкратив автомобиль со стороны поврежденного подшипника, подставляют под него дополнительную опору. Можно использовать для этого сложенные стопкой колеса. Также отдельно приподнимается на домкрате мост. В итоге сторона, которая должна перебираться, будет смотреть немного вверх. Это позволит избежать утечки трансмиссионного масла;
- Снимаем колесо;
- Снимаем тормозной барабан. Для этого, необходимо облить проникающей смазкой щель между опорным диском и самим барабаном. После чего следует нанести несколько несильных ударов через брусок по детали. По заверению производителя барабан должен легко сняться. На практике, приходится сбивать его, нанося удары по его задней кромке. При этом обязательно используйте брусок. Барабан выполнен из чугуна, поэтому не рекомендуется бить молотком по нему;
- Снимаем все детали тормозного механизма;
- Откручиваются винты, крепящие полуось. Для этого вам понадобиться головка ”17”. Учтите, что винты часто прикипают, поэтому желательно смочить их жидким ключом, и немного подождать;
- Для извлечения полуоси имеется специальный съемник, но наши автолюбители часто пользуются другим способом. Для снятия полуоси на нее ставится колесо, но закручивается всего 2 или 3 колесные шпильки. Важно, что они не закручиваются полностью. За счет образовавшегося люфта, наносятся удары по полуоси, и она без особых сложностей выскакивает наружу. После снятия осмотрите деталь. На ней не должно быть деформаций и повреждений;
- Демонтаж подшипника начинается со стопорного кольца. Производится это действие с помощью молотка и зубила. Кольцо просто срубается. Если у вас имеется болгарка, то можете упростить задачу, и просто срезать стопорное кольцо. Только не разрежьте заодно и полуось;
- Также поступают и с самим подшипником;
- Перед установкой нового подшипника на место, следует его смазать. Производитель сильно экономит на смазке, поэтому набейте запчасть литолом, или другой подходящей смазкой;
- Для запрессовки подшипника используется труба с таким же диаметром. Нанося удары по трубе, установите деталь на посадочное место;
- Перед установкой стопорного кольца его следует нагреть паяльной лампой. В таком случае встанет он на место без особых проблем;
- Остальные детали устанавливаются в обратном порядке. Производитель рекомендует при сборке затянуть винты крепления полуоси с определенным моментом силы.
Масло в задний мост
На ВАЗ 2106 трение внутренних элементов заднего моста снижается посредством трансмиссионного масла класса GL5 вязкостью 85W-90. Объём вещества составляет 1,3 л. Подобных масел сегодня существует немало, но для «Жигулей» можно использовать менее дорогое, например, ТАД-17.
Менять смазку в заднем мосту рекомендуется через каждые 50 тыс. км. пробега.
В задний мост ВАЗ 2106 можно заливать масло ТАД-17
Проверка уровня и доливка масла
Для проверки уровня смазки и доливки потребуется ключ на 17 и специальный шприц. Процедура состоит из таких шагов:
- Автомобиль устанавливаем на ровную площадку.
- Отворачиваем маслозаливную пробку и оцениваем пальцем уровень масла: он должен быть на уровне нижней кромки заливного отверстия.
Проверить уровень масла в ЗМ можно пальцем, открутив заливное отверстие
Если требуется, производим доливку при помощи специального шприца до необходимого объёма, после чего заворачиваем пробку и вытираем подтёки ветошью.
Для заливки масла следует использовать специальный шприц
Если масло требуется заменить, то попросту сливаем его в подходящую тару, давая хорошо стечь, а после заливаем новое в нужном объёме.
Задний мост ВАЗовской «шестёрки» является довольно надёжным узлом и не требует к себе много внимания. Необходимость ремонта если и возникает, то нечасто. Наиболее распространённые проблемы — течь сальников полуоси или хвостовика. Их замена проста и не вызывает вопросов. Более сложная процедура — замена подшипников полуоси или ремонт редуктора. Однако эти механизмы также можно отремонтировать в гаражных условиях, внимательно ознакомившись и следуя пошаговым инструкциям.
Диагностика
Следует отметить, что проблему довольно просто выявить. Прежде всего, при движении начинается усиленный вой, исходящий от задней оси. Если вы не обращаете внимание на этот момент, то через некоторое время могут начаться скрежет и потрескивание. По мере увеличения скорости звук значительно увеличивается.
Есть довольно сильная обратная реакция. Вы можете определить это, протаранив и покачав колесо. Рекомендуется проверить оба колеса. Ведь определить на слух 1 колесо воет или 2, очень проблематично. В некоторых случаях шарики могут выпасть из подшипника. Наиболее серьезной проблемой может быть заклинивание колеса. Это происходит, когда подшипник полностью разрушен. Если это произойдет во время вождения, может произойти авария. Внимательно следите за состоянием подшипников в полуосях.
Источник
➤