Разборка и ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ
Разборка и ремонт вала отбора мощности трактора МТЗ
Каковы основные признаки неисправности вала отбора мощности? Например, у вас начал заедать рычаг управления валом отбора мощности, тяжелое, проблемное управление поводком муфты переключения на независимый или синхронный привод. Скорее всего неисправен механизм усиления (стакана пружины) и кулачковя муфта переключения выработала свой ресурс, попросту говоря, износилась. Чтобы выяснить окончательно, что призошло, механизм усиления демонтируют и разбирают стакан пружины как на рис. 2.8.20.
Разборку стакана производят с особой осторожностью и в определенной последовательности. Во-первых, устанавливают рычаг управления валом отбора мощности (далее по тексту ВОМ) в позицию, когда происходит совмещение технологических отверстий в рычаге 5 валика переключения и заднем мосту, и далее закручивают в них установочный болт за номером 1. На следующем шаге ослабляют контргайку 3, закручивают регулировочный болт 2 до упора в рычаг 5 валика переключения и стопорный болт 4 в стакан пружины. Дальше аккуратно придерживая стакан рукой, плавно выкручивают регулировочный болт 2. Очень важно убедиться, что стакана с корпусом четко зафиксирован. Лишь после этого снимают стакан в сборе. Затем сжимают струбциной и выкручмвают стопорный болт 4. Все, что нужно заменить — заменяют. Для обратной сборки также применяют струбцину или, если есть, пресс.
Рис. 2.8.20. Как снять стакан пружины механизма усиления в сборе трактора МТЗ:
1 — установочный болт; 2 — регулировочный болт; 3 — контргайка; 4 — стопорный болт; 5 — рычаг валика переключения
Если определилось, что вышла из строя кулачковя муфта переключения, отключают коробку передач от заднего моста, ну а далее меняют изношенные детали.
Если при отключении ВОМ хвостовик вала все еще крутится — неверно отрегулированы тормозные ленты, либо они износились.
Как настроить натяжение тормозных лент и рычаг управления ВОМ? Эту работу производят следующим образом. Сначала снимают крышку люка (рис. 2.8.21) и заворачивают до упора регулировочные болты (рис. 2.8.22). Потом закручивают установочный болт 5 (рис. 2.8.23) в рычаг 6 и корпус моста 7 и отделяют механизм сервоусиления в сборе. Следующая процедура — отделение тяги от рычага управления ВОМ. Выкручиваем болты 8 до того состояния, когда хвостовик ВОМ от усилия руки проворачивается без труда. Затем снова соединяют тягу с рычагом управления и если нужно, проворачивая вилку регулируют ее длину и устанавливают механизм сервоусиления.
Даже если после всех этих работ не получилось починить, ВОМ снимают с трактора. С этой целью выкручивают стягивающийе болты задней крышки и выпрессовывают ВОМ целиком в сборе технологическими болтами (рис. 2.8.24). После этого скидывают тормозные ленты (рис. 2.8.25) и промеряют их толщину. Ленты сменяют на исправные при толщине меньше 2,5 мм.
Рис. 2.8.21. Снятие крышки люка регулировки натяжения тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — люк;
2 — болт
Рис. 2.8.22. Регулировочные болты тормозных лент ВОМ трактора МТЗ:
1 — регулировочные болты;
2 — корпус заднего моста
Рис. 2.8.23. Схема регулировки тормозных лент, рычага управления заднего ВОМ и снятия механизма сервоусиления трактора МТЗ:
1 — стопорный болт;
2 — стакан;
3 — контргайка;
4, 8 — регулировочные болты;
5 — установочный болт;
6 — рычаг;
7 — корпус заднего моста
Рис. 2.8.24. Спрессовка BOM в сборе трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — болт;
3 — технологический болт
Рис. 2.8.25. Снятие тормозных лент трактора МТЗ:
1 — тормозные ленты;
2 — крышка
Если вы обратили внимание на гул, который возрастает с увеличением передаваемого крутящего момента и появились подтеки от смазки на задней крышке — свидетельство того, что сточились шлицы вала, износились детали планетарного редуктора, и манжеты либо порвались, либо потеряли упругость.
ВОМ при таком положении вещей снимают с трактора. Для его обследования заднюю крышку зажимают в тисках. Проворачивая хвостовик, обращают внимание на зубья шестерен и с помощью руки диагностируют передвижение хвостовика вала в подшипниках. Если выяснилось, что имеются сколы на зубьях, перемещения в сопряжениях отдельных деталей достаточно большие, есть заедание вала — ВОМ нужно перебрать с заменой неисправных деталей (рис. 2.8.26).
Рис. 2.8.26. Взаимное расположение деталей заднего BOM трактора МТЗ:
1 — плита; 2 — крышка ВОМ; 3 — прокладка; 4 — оси; 5 — вал заднего ВОМ; 6, 8, 15, 18 — подшипники; 7 — тормозные ленты с накладками; 9 — втулка; 10 — барабан; 11 — солнечная шестерня; 12 — водило; 13 — сателлит; 14 — ось сателлита; 16 — шестерня коромысла; 17 — стакан; 19 — стопорные кольца; 20 — вал; 21 — муфта; 22 — кожух ВОМ
Водило планетарного редуктора (рис. 2.8.27, 2.8.28) нужно менять в следующих случаях: при стачивании отверстий под оси сателлитов более 20,2 мм; выработке поверхностей под тормозную ленту до размера менее 158,0 мм.
Оси сателлитов (рис. 2.8.29) нужно менять при истирании поверхностей под игольчатые подшипники до размера менее 19,92 мм; барабан включения (рис. 2.8.30, 2.8.31) нужно менять при истирании поверхности под тормозную ленту до размера менее 159,0 мм и выработке посадочного места под наружную обойму подшипника 209 более 85,12 мм; вал планетарного редуктора нужно менять, если посадочные места стали менее 39,96 мм под подшипник 208, менее 49,97 мм под подшипник 310, менее 44,96 мм под подшипник 209.
Если обнаружено подтекание масла в районе манжет у снятого ВОМ — проводят осмотр прокладки между задним мостом и крышкой. Несоответствующие требованиям прокладки меняют.
Что делать, если просачивается масло из-под хвостовика вала? Нужно заменить манжеты. Вначале откручивают гайку хвостовика, снимают тормозные ленты. Затем спрессовывают водило в сборе с подшипником и барабан включения в сборе. Далее извлекают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки. Самые ответственные моменты пересборки и регулировки заднего моста и ВОМ указаны на рис. 2.8.32—2.8.44.
Рис. 2.8.27. Как спрессовать водило в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — крышка ВОМ;
3 — съемник
Рис. 2.8.28. Как запрессовать водило в сборе трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — съемник
Рис. 2.8.29. Снятие сателлитов и осей сателлитов трактора МТЗ:
1 — водило;
2 — сателлит;
3 — ось сателлита
Рис, 2.8.30. Спрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — трехлапчатый съемник
Рис. 2.8.31. Запрессовка барабана включения трактора МТЗ:
1 — крышка;
2 — барабан;
3 — съемник
Рис. 2.8.32. Снятие кулачковой муфты трактора МТЗ:
1 — кулачковая муфта;
2 — поводок;
3 — дифференциал;
4 — корпус заднего моста
Рис. 2.8.33. Выкручивание установочного винта подшипника вала коронной шестерни трактора МТЗ:
1 — установочный винт;
2 — вал;
3 — корпус заднего моста
Рис. 2.8.34. Снятие стопорного кольца подшипника коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — коронная шестерня
Рис. 2.8.35. Спрессовка стакана с подшипником коронной шестерни с вала трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — выколотка
Рис. 2.8.36. Извлечение стопорного кольца подшипника коронной шестерни из стакана трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — стакан
Рис. 2.8.37. Запрессовка подшипника в стакан трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — стакан;
3 — ступенчатая наставка
Рис. 2.8.38. Запрессовка стакана с подшипником коронной шестерни на вал трактора МТЗ:
1 — коронная шестерня;
2 — вал коронной шестерни;
3 — кольцевой захват
Рис. 2.8.39. Установка вала коронной шестерни в корпус заднего моста трактора МТЗ:
1 — отверстия под установочный винт;
2 — корпус заднего моста;
3 — коронная шестерня
Рис. 2.8.40. Установка регулировочных прокладок для регулировки подшипников дифференциала трактора МТЗ:
1 — регулировочные прокладки;
2 — стакан подшипника
Рис. 2.8.41. Проверка бокового зазора в зубьях шестерен главной передачи трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор
Рис. 2.8.42. Проверка осевого зазора в конических подшипниках дифференциала трактора МТЗ:
1 — ведомая шестерня главной передачи;
2 — индикатор
Рис. 2.8.43. Снятие стопорного кольца подшипника барабана включения трактора МТЗ:
1 — стопорное кольцо;
2 — подшипник;
3 — барабан
Рис. 2.8.44. Выпрессовка подшипника из барабана включения трактора МТЗ:
1 — подшипник;
2 — барабан;
3 — инерционный съемник
Источник
Вал отбора мощности МТЗ-82 и МТЗ-80: схема и ремонт
В сегодняшней статье мы детально рассмотрим такой механизм как вал отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82 и МТЗ-80, его схему и принцип работы, а также приведем полную инструкцию по его разборке и базовому ремонту. Почему сразу двух моделей, наверное, спросите Вы? – потому что их конструкция абсолютно идентична.
ВОМ трактора МТЗ-82 и МТЗ-80
Главное назначение данного механизма – привод активных машин, которые агрегируют с трактором. По месту расположения выделяют задний и боковой ВОМ. В моделях МТЗ 80 и МТЗ 82 используют комбинированный вал отбора мощности, поэтому он может иметь как зависимый (или синхронный), так и независимый привод.
Если привод не синхронный, то он связывается с самим маховиком двигателя, это обеспечит необходимую частоту вращения самого вала независимо от того с какой скоростью будет двигаться трактор, и будет ли включено или нет сцепление. Также сам привод может иметь следующие частоты вращения (540 и 1000 об/мин) при скорости вращения коленвала 2100 об/мин.
Что касается зависимого привода, то он связан с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механического редуктора КПП, поэтому в данном случае частота будет зависеть и составит 3,5 оборотов на метр пути.
Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.
К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.
Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.
Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.
Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.
Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.
данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.
По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.
Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.
Как видите схема довольно проста к восприятию.
Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.
В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.
Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
Одной из главный проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.
В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.
Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.
Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.
Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.
Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.
Источник
Вом мтз-82: схема, вал отбора мощности, регулировка, как включить, обороты, отрегулировать, неисправности, как снять
Возможные неисправности ВОМ МТЗ-80, 82, способы обнаружения и устранения
Заедание рычага управления валом отбора мощности (ВОМ) свидетельствует о неработоспособности механизма усиления (стакана пружины).
Затрудненное переключение поводка переключения ВОМ с независимого на синхронный привод свидетельствует об износе или смятии кулачков муфты переключения.
Для выявления причин неисправностей осматривают механизм управления ВОМ и, обнаружив поврежденную резьбу или деформацию болтов и тяг, заменяют дефектные детали.
Особо внимательно проверяют механизм усиления, включая и выключая вал отбора мощности и наблюдая за его работой. Если имеются глубокие вмятины на стакане пружины,заклинивание стакана,трещины в проушине или рычаге валика управления, стакан снимают в сборе (рис. 1).
При этом соблюдают осторожность и придерживаются строгой
последовательности:
1)переводят рычаг управления ВОМ в положение, при котором совмещаются технологические отверстия в рычаге 5 валика переключения и в заднем мосту, и заворачивают в них установочный болт 1;
2) свинчивают контргайку 3 по направлению к головке регулировочного болта 2 и после этого заворачивают болт до отказа в рычаг 5 валика переключения;
3) заворачивают до упора стопорный болт 4 в стакан пружины и, придерживая его рукой,осторожно выкручивают регулировочный болт.
При его выкручивании освобожденная крышка стакана не должна перемещаться относительно его корпуса. Убедившись в надежности фиксации стакана с корпусом, снимают стакан в сборе.
При необходимости разборки зажимают его в струбцине или под прессом и выворачивают стопорный болт 4. Обнаруженные дефектные детали заменяют. Для сборки также используют струбцину или пресс.
При неисправности кулачковой муфты снимают кабину и отсоединяют коробку передач от заднего моста. Затем выполняют операции, показанные на рисунке 2, и заменяют изношенные детали.
Шумы и стуки в корпусе заднего моста, вращение вала привода ВОМ рывками свидетельствуют об износе шлицев или зубьеввала коронной шестерни, а также об износе подшипника № 210.Чтобы оценить состояние коронной шестерни и определить потребность ее в ремонте, ВОМ снимают с трактора (рис.3 – 6).
Выпрессовку ВОМ проводят с помощью технологических болтов 1 (рис.6). Затем перемещают коронную шестерню в осевом и радиальном направлениях, проверяя наличие зазоров. Если име ются поломки или значительные перемещения, вал заменяют. Для этого отсоединяют задний мост от коробки передач, снимают кулачковую муфту (рис. 2), выворачивают установочный болт 1 (рис.7) и выпрессовывают вал 2.
Чтобы спрессовать подшипник № 210 с вала и снять коронную шестерню, выполняют операции, показанные на рисунках 8, 9.
Перед запрессовкой вала с коронной шестерней в сборе в корпус заднего моста совмещают отверстие для болта и проточку в стакане подшипника. Ощутимое рукой осевое перемещение хвостовика ВОМ свидетельствует о нарушении фиксации и ослаблении затяжки гайки 4 вала ВОМ.
Чтобы это устранить, ВОМ снимают с трактора. В случае повреждения резьбы гайку свинчивают с вала (рис. 11) и, при возможности, восстанавливают резьбу механической обработкой.
Если резьба не восстанавливается без снятия вала, механизм разбирают. Для этого выполняют операции, показанные на рисунках 12, 13, снимают стопорное кольцо и выпрессовывают вал из крышки.
Следы масла на крышке ВОМ указывают на потерю эластичности или разрушение манжет вала.
Чтобы устранить эту неисправность, ВОМ снимают и осматривают прокладку между задним мостом и крышкой, при прорывах прокладку заменяют. Если масло подтекает из-под хвостовика, выполняют операции, показанные на рисунках 11–13, снимают стопорное кольцо, выпрессовывают вал из крышки и заменяют манжеты.
Заметное снижение мощности, передаваемой от трактора к сельскохозяйственной машине, продолжение вращения хвостовика при выключении ВОМ свидетельствуют о нарушении регулировки тормозных лент или о чрезмерном их износе.
При возникновении таких признаков в первую очередь регулируют тормозные ленты.
Если регулировкой устранить неисправность не удалось, ВОМ снимают с трактора. Затем снимают тормозные ленты (рис. 11) и штангенциркулем измеряют их толщину. При толщине лент менее 2,5 мм их заменяют новыми.
Значительный шум, увеличивающийся с повышением нагрузки, вращение вала ВОМ с остановками и рывками свидетельствуют о значительном износе подшипников, шлицев, сателлитов или их осей.
Техническое состояние этих деталей определяют после снятия ВОМ. Для осмотра крышку ВОМ зажимают в тисках и, прокручивая хвостовик, осматривают зубья, рукой проверяют перемещение хвостовика в подшипниках. Обнаружив сколы на зубьях, большие перемещения в сопряжениях отдельных деталей или заедание вала, вал отбора мощности разбирают (рис.11–16) и заменяют непригодные детали.
При полной или частичной разборке понижающего редуктора, коробки передач, заднего моста, замены отдельных шестерен, подшипников проводят обкатку трансмиссии, для чего поддомкрачивают ведущее колесо и специальной рукояткой проворачивают хвостовик вала отбора мощности, включая поочередно все передачи. Вал ВОМа при этом должен быть включен на синхронный привод. Все шестерни должны вращаться свободно, без заедания.
Соберите тормозную ленту, для чего установите палец винта в прорезь рычага, сделав насечки у кромок прорези. При этом палец винта должен свободно проворачиваться в прорези рычага вокруг своей оси, не выпадая из пазов.
Установите рычаг на ленту, закрепите штифтом и раскерните в трех точках с двух сторон.
Соберите заднюю крышку, устанавливая детали в последовательности, обратной разборке.
При этом штифты осей должны быть запрессованы в крышку заподлицо с поверхностью бобышки, зазоры между торцами деталей, устанавливаемых на оси, должны быть равномерными, рычаг ленты тормоза должен свободно, без заеданий проворачиваться на оси под действием тормозной ленты. Подшипник 310 должен быть надежно застопорен кольцом.
Соберите водило (рис. 17), для чего смажьте солидолом внутренние поверхности сателлитов, установите в каждый распорную втулку 3, ролики 4, установите собранные сателлиты в водило, вставив в них оси 5, и закрепите их штифтами 6 заподлицо с торцом водила. Сателлиты устанавливайте закругленной стороной зубьев в сторону штифтов. Вращение их на осях должно быть свободным, без заеданий.
Запрессуйте вал заднего ВОМ в
подшипник задней крышки до упора в бурт и вставьте две уплотнительные манжеты.
Напрессуйте на вал заднего ВОМ солнечную шестерню в сборе с подшипниками и барабаном, установите распорную втулку водила в сборе, напрессуйте подшипник, закрепите детали гайкой, раскернив ее в двух местах.
Вал заднего ВОМ должен вращаться в подшипниках свободно, без заеданий; солнечная шестерня при остановленном водиле должна вращаться легко, без заеданий; при остановленной солнечной шестерне водило с валом ВОМ должно вращаться легко, без заеданий.
Установите и закрепите основание в сборе.
Установите прокладку и собранную заднюю крышку на шпильки, введя подшипник вала ВОМ в выточку вала коронной шестерни, зубья сателлитов в зацепление с зубьями коронной шестерни, а ось тормозной ленты и ось рычагов в отверстия корпуса заднего моста. Закрепите крышку, установите кожух в сборе на шпильки и закрепите его.
Зафиксируйте рычаг валика управления ВОМ в нейтральном положении технологическим болтом, ввернутым в отверстия рычага и корпуса.
Прикрепите левый и правый раскосы к передним тягам.
Пропустите регулировочные винты через отверстия валика управления и вверните их в пальцы рычагов тормозов до отказа, затем отпустите каждый винт на 2½ —3 оборота. При затрудненном вращении ВОМ отверните винты еще на ½ оборота. Выверните технологический болт.
Газета «Автодвор» за январь 2012
офф. сайт http://avtodvor.com.ua
Регулировка механизма управления задним ВОМ
Рубрика — Вал отбора мощности
Техническое обслуживание заднего ВОМ заключается в своевременном регулировании механизма управления.
Необходимость регулировки может быть обусловлена:
- а) упиранием рычага управления ВОМ в нижнюю кромку кабины, из-за чего может возникнуть аварийное буксование ВОМ.
- б) увеличенным ходом рычага управления ВОМ.
- в) возросшими усилиями при переводе рычага управления из положения «ВКЛ.» в положение «ВЫКЛ.».
- 1 — рычаг управления
- 2 — регулировочная вилка
- 3 — контргайка
- 4 — тяга
- 5 — стакан пружины
- 6, 7 — монтажные болт и гайка
- 8 — пружина
- 9 — крышка стакана
- 10 — контргайка
- 11 — упорный болт
- 12 — установочный болт (только для регулировки)
- 13 — рычаг валика управления
- 14 — валик управления
- 15 — регулировочные винты
Регулировку управления задним ВОМ производите в следующей последовательности:
- Отпустите контргайку 10 (рис. выше) и заворачивайте упорный болт 11 до тех пор, пока возникнет возможность для стопорения крышки стакана 9 со стаканом пружины 5; заверните стопорный болт 6 до отказа.
- Выверните полностью из рычага 13 упорный болт 11 вместе с контргайкой 10, затем пружину в сборе (состоит из деталей 5-9) опустите вниз.
- Отсоедините тягу 4 от рычага управления 1.
- Совместите отверстие на рычаге 13 с резьбовым отверстием на корпусе заднего моста и зафиксируйте это положение рычага, завернув установочный болт 12 размером М10X60 мм.
- Обеспечьте свободный доступ к крышке 15 (см. рис. здесь) заднего моста и снимите ее.
- Заверните регулировочные винты 15 (рис. выше) до отказа; завертывайте их поочередно, прилагая момент 8-10 Н*м (0,8-1 кгс*м), затем отверните каждый винт на 3 оборота.
- Выверните установочный болт 12.
- Поверните вверх пружину в сборе и заверните упорный болт 11 в рычаг 13, направляя его конусную часть в углубление на торце крышки 9, до появления возможности легкого вращения монтажного болта 6.
- Выверните болт 6 настолько, чтобы обеспечить свободное перемещение стакана пружины 5 по отношению к крышке стакана 9.
- Надежно зафиксируйте болт 11 в рычаге 13, а болт 6 — в крышке стакана 9, затяните контргайку 10.
- Сворачивая или наворачивая вилку 2 на тягу 4, удлините или укоротите последнюю так, чтобы запас на регулировку «К», то есть расстояние от вилки тяги до нижней кромки кабины в положении рычага управления «ВКЛ.», составлял 45-50 мм.
- Окончательно соедините тягу 4 с рычагом 1 и установите на место снятые детали.
Предупреждение: сжатие пружины в сборе осуществлено усилием не менее 200 кгс (2000 Н). Для исключения травмирования при снятии или установке пружины производите надежную фиксацию крышки стакана относительно стакана пружины, для чего заворачивайте болт 6 в гайку 7 до упора в пружину или стопорите стакан с крышкой специальной струбциной.
Вом трактора мтз: конструкция и регулировка
Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.
Задний ВОМ
Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:
- Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
- Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.
Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.
Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.
Состав ВОМ
Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.
Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.
Планетарный редуктор
Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита.
С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности.
Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.
Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.
Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.
Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.
Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.
Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.
Эксплуатация
Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:
- при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
- зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
- независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.
Неисправности и регулировки ВОМ
Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:
- рычаг включения-выключения упирается в пол;
- ход рычага излишне большой;
- включение и выключение ВОМ требует больших усилий;
необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.
Внешние регулировки
- Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
- С вала снимается плита и ограждение.
- Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности.
В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.
Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.
После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:
- Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
- Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
- Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
- Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
- Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
- Вынимается фиксирующий стержень.
Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:
- Снимается крышка люка.
- До упора заворачиваются регулировочные болты.
- Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
- Снимается полностью механизм сервоусиления.
- От рычага управления отсоединяется тяга.
- Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
- Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
- Тяга присоединяется к рычагу.
- Механизм сервоусиления устанавливается на место.
Демонтаж ВОМ
При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.
- Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
- Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
- С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
- Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.
Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.
Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками
Регулировка ВОМ МТЗ-80 проводится не только в специализированных мастерских, но и своими руками. Это намного удешевляет процесс, особенно если вы имеете соответствующе навыки и разбираетесь в особенностях технического оснащения узла. Рассмотрим особенности этой процедуры.
Первый этап
Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).
- Эксцентриковая ось устанавливается в исходную позицию таким образом, чтобы лыска «В» располагалась в вертикальном положении с правой стороны. Ее необходимо зафиксировать стопором 17 и болтом 16.
- Далее отсоединяют тягу 4.
- Выкручивают болт 9, освобождая при этом пружину 6. В целях безопасности при выворачивании болта 9 следите за тем, чтобы стакан 7 постоянно контактировал с посадочным местом до момента полного разжимания пружины.
- Снимают крышку люка на заднем мосту, получив доступ к винтам 13.
- Закрепите рычаг 11 в нейтральном положении при помощи болта М10*60 либо стержень 10, диаметром 8 мм. Его вставляют в гнездо на рычаге и соответствующее отверстие на заднем корпусе.
Дальнейшая регулировка ВОМ МТЗ-80
Далее операция проводится следующим образом:
- Демонтируется стопорная пластина 26, вкручиваются винты 21 с усилием 10 кгс, после чего каждый элемент отвинчивается на пару оборотов.
- Болтовой стержень 10 удаляется, освобождая рычаг 11 в исходной позиции для коррекции.
- Болт 9 необходимо закрутить посредством направления его носовой части в углубленную часть стакана 7 до размера «А» 26 мм.
- Переводят рычаг 11 в позицию «Вкл».
- Тягу 4 устанавливают путем регулировки с аналогом 15 до момента совпадения зоны качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.
- По окончании работ ставят на место стопор 26, крышку люка, законтрагаивают тяги 4 и 15 вместе с болтом 9.
На схеме указаны остальные позиции:
Особенности
Дополнительно при регулировке ВОМ МТЗ-80 своими руками может потребоваться корректировка ленточных тормозов. Если:
- Наблюдается пробуксовка ВОМ.
- При переключении контрольный рычаг 1 упирается во фронтальную либо заднюю часть прорези пульта управления.
- Усилие на элементе 1 превышает 15 кгс.
- Имеется нечеткая фиксация рычага 1 в крайних позициях либо при включении и выключении.
Настройка ленточных тормозов
Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ-80 выполняется методом внешней корректировки, а именно:
- Устанавливают рычаг 11 в нейтральную позицию, фиксируют его в этом положении, посредством ввода стержня 10 в предусмотренные отверстия.
- Болт 16 выкручивают, пластина 17 демонтируется со шлицевой хвостовой части на оси 15.
- Специальным ключом поворачивают эксцентрик 15 по часовой стрелке до подходящего зазора между тормозной лентой и рабочим барабаном (проверить положение можно вручную, если хвостовик не проворачивается – значит, выбрана нужная позиция).
- Пластина и болт устанавливаются на место.
- Из рычага убираются фиксаторы.
- Регулировку лент ВОМ МТЗ-80 можно считать завершенной.
На что обратить внимание?
После проведения внешних регулировок несколько раз ось 15 может принять крайнюю левую позицию. Это свидетельствует об израсходовании запаса наружной корректировки. Для нормализации ситуации эксцентрик поворачивают против часовой стрелки до исходной позиции. Затем производят регулировку ВОМ МТЗ-80 способом, указанным выше.
Если все манипуляции произведены правильно, рычаг 1 в позиции «Вкл.» и «Выкл.» не должен доходить до края прорези пульта менее чем 30 миллиметров, при этом переход в нейтраль должен быть четким.
На некоторых модификациях тракторов регулировка ВОМ МТЗ-80 осуществляется без механизма внешней корректировки, в связи с его отсутствием. При этом рассматриваемая операция производится аналогичным способом, указанным выше, только после ремонта или сборки на заводе. На моделях с малогабаритной кабиной индекс «Б» составляет 50-60 миллиметров.
Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Особенно это касается наличия свободных рабочих участков и агрегирующих с ними рычагов. Пробуксовка ВОМ свидетельствует о том, что пружины либо рычаги встречают добавочное сопротивление при их передвижении без достаточной смазки в механизмах.
Необходимо в период эксплуатации внимательно наблюдать за изменением положения рычага вала отбора мощности, не допуская упора элемента в пол кабины, иначе могут возникнуть пробуксовки в аварийном режиме. Дополнительными симптомами необходимости проведения корректировки считается увеличенный ход контрольного рычага и возрастающее давление при активации позиции «Вкл.» и «Выкл.», а также наоборот.
Регулировка ВОМ МТЗ-80 выполняется в следующей последовательности:
- Совмещают отверстия на резьбовом отверстии корпуса и аналог на рычаге, после чего его необходимо зафиксировать при помощи стержня.
- Снимают крышку, до отказа закручивают регулировочные винты (усилие – 8-10 Н/м), после чего ослабляют их на 2-3 оборота.
- Контролируют легкость вращения обслуживаемого узла путем вращения рукой шлицевого хвостовика.
- Соединяют тягу с рычагом при помощи пальца цилиндрической формы, хорошо шплинтуют.
- Устанавливают стакан в сборе с пружиной в углубление резервуара, пока не будет наблюдаться легкое вращение стопорного болта. Усилие сжатия пружины со стаканом – не менее 200 кгс.
- Производится фиксация сборки в сжатом состоянии посредством болта, который вкручивается в гайку, приваренную к крышке.
- Винт выворачивают до момента свободного передвижения стакана пружинного механизма по отношению к его крышке.
- Надежно фиксируют болт в рычаге путем контргайки.
- Корректируются тяги таким образом, чтобы расстояние от рычага до нижней кромки кабины составляло 50 миллиметров во включенном режиме.
Ремонт
Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:
- Совмещают гнезда валика переключения и заднего моста при помощи контрольного рычага. После совпадения отверстий они фиксируются посредством установочного болта.
- Контргайка ослабляется, а упорный винт вкручивается в рычаг переключающего валика до предела.
- Стопорный болт завинчивается в стакан, после чего аккуратно вынимается регулировочный аналог.
- После этого демонтируется стакан с пружинами, далее его разбирают и меняют негодные детали.
Прочие неисправности
- Неполадки с кулачковой муфтой. При этой неисправности демонтируется кабина, от заднего моста отсоединяется узел передач. Затем производится замена элемента, поскольку его ремонт не имеет никакого смысла.
Когда отключают ВОМ МТЗ-80? Скрежет – регулировка в этом случае выполняется с одновременной заменой сточенных зубьев центральной шестерни либо шлицевых соединений. Для этого сначала снимают вал отбора мощности путем выпрессовки, после чего оценивается состояние элемента.
При наличии неисправностей в виде увеличенных зазоров или разбалтывания детали отправляют на ремонт.
Что делать, если хвостовик вала отбора мощности свободно перемещается? Это свидетельствует об ослаблении фиксирующей гайки.
Необходимо полностью демонтировать узел, после чего восстановить резьбу и затянуть гайку до упора. Если это невозможно сделать, осуществляют разборку всей конструкции с проведением трудоемкого ремонта.
Дмитрий созерцательДмитрий созерцатель
Вом трактора мтз-82
РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки
Задний ВОМ трактора Беларус МТЗ-82 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы. Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ 26 или 27, размещённых в корпусе сцепления, вала привода в КПП, муфту переключения привода 27 на вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора.
Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27, соединяющей вал коронной шестерни 26 планетарного редуктора ВОМ с шестерней КПП.
Планетарный редуктор расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22, установленной на валу 26, крышки 15 с установленными в ней водилом 25 с тремя сателлитами 23, установленными на осях 21, вала 20, эксцентриковой оси 3, неподвижной оси 14 и солнечной шестерни 24 посредством шлиц связанной с барабаном включения 17, который вместе с тормозной лентой 16 образует ленточный тормоз включения. Водило 25 выполнено за одно целое с тормозным барабаном 19 и вместе с тормозной лентой 18, образуют ленточный тормоз выключения. Водило 25 посредством шлицевого соединения связано с валом 20. Во внутреннюю шлицевую расточку вала 20 устанавливаются сменные хвостовики 10, восемь или шесть шлиц (540 мин-1), или двадцать один шлиц (1000 мин-1). На оси 3 имеется эксцентрик с рычагом 5 для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси 3. Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления 6, связанный посредством двух регулировочных винтов 11 с рычагами 4 и 5. ВОМ включен, когда тормозная лента 16 затянута, а тормозная лента 18 отпущена. В этом случае барабан включения 17 и соединенная с ним солнечная шестерня 24 остановлены. Вращение от коронной шестерни 22 через сателлиты 23, обегающие остановленную солнечную шестерню 24, передается на водило 25 и вал 20 со сменным хвостовиком 10. Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента 18 затянута, а тормозная лента 16 отпущена. В этом случае вал 20 остановлен.
Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ МТЗ-82
Регулировку зазора в ленточных тормозах необходимо выполнять, если вал отбора мощности пробуксовывает.
Регулировку механизма управления ВОМ МТЗ-82.1 необходимо производить в следующей последовательности:
— установить рычаг 6 в нейтральное положение, совместив отверстие Г с отверстием в корпусе заднего моста, и зафиксировать технологическим болтом М10×60 28 (отверстие Г на соответствует отверстию А на рисунке); — открутив пять болтов, cнять крышку люка 15 заднего моста для доступа к регулировочным винтам 11; — расшплинтовать и снять пластину 7; — завернуть поочередно регулировочные винты 11 крутящим моментом от 8 до 10 Нм, затем отвернуть каждый регулировочный винт на два оборота, при этом довернуть винты так, чтобы головки регулировочных винтов располагались параллельно продольной оси трактора (для установки фиксирующей пластины 7); — снять технологический болт М10×60; — завернуть болт, выдержав размер Б, равный 26+2 мм и зафиксировать болт 9 гайкой; — угловой ход рычага 6 под действием пружины 7 в обе стороны от нейтрального положения должен составлять от 7 до 10 градусов; — установить на регулировочные винты 11 пластину 7 и шплинты 3,2х18.019 ГОСТ 397-79; — установить крышку люка 15 заднего моста на место.
Рис.59. Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ-82.1 Беларус
1 – кронштейн; 2 – пружина; 3 – эксцентриковая ось; 4, 5 – рычаг; 6 – валик управления; 7 – пластина; 8 – болт фиксации хвостовика; 9 – стопорная пластина хвостовика; 10 – хвостовик; 11 – регулировочный винт; 12 – стопорная пластина; 13 – болт фиксации стопорной пластины; 14 – ось; 15 –- крышка; 16, 18 – тормозные ленты; 17 – барабан включения; 19 – тормозной барабан; 20 – вал; 21 – ось сателлита; 22 – коронная шестерня; 23 – сателлит; 24 – солнечная шестерня; 25 – водило; 26 – вал коронной шестерни; 27 – муфта переключения привода (синхронный/независимый), 28 – болт М10х60, необходимый для регулировки зазора в ленточных тормозах (технологический).
Внешняя подрегулировка тормозных лент
В эксплуатации подрегулировку тормозных лент вала отбора мощности МТЗ-82 производите в случае, если вышеприведенная регулировка зазора в ленточных тормоза не приводит к устранению «пробуксовывания» ВОМ (выбран запас по регулировке (значительный износ накладок лент тормоза)).
При сборке на предприятии-изготовителе планетарного редуктора заднего вала или при ремонте эксцентриковая ось 3 устанавливается лыской вертикально справа и фиксируется стопорной пластиной 12 и болтом 13.
Для подрегулировки тормозных лент выверните регулировочные винты 11 на пять-семь оборотов, поверните эксцентриковую ось 3 механизма внешней подрегулировки на 180 градусов (лыска слева), зафиксируйте стопорной пластиной 12 и болтом 13.
Произведите заново регулировку зазоров в ленточных тормозах. Если неисправность не устраняется, замените ленты.
Управление задним ВОМ МТЗ-82
На тракторе установлено механическое управление задним валом отбора мощности. Схема управления представлена на рисунке.
Рычаг 5 имеет два положения:
— «включен» — крайнее заднее положение; — «выключен» — крайнее переднее положение. Рычаг 5 должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины 7. Дожатие его рукой не допускается. Размер В должен быть равен 35+10 мм при крайнем заднем положении рычага 5. Размер В регулируется с помощью изменения длины тяг 1 и 4. Для изменения длины тяг 1 и 4 необходимо расконтрить гайку и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера В (35+10 мм).
Рис.60. Механическое управление
1 – тяга; 2 – кронштейн; 3 – крышка; 4 – тяга; 5, 6 – рычаг; 7 – пружина; 8 – ушко; 9 – болт.
Управление задним валом отбора мощности на тракторах с тент-каркасом на базе малой кабины
На тракторах с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины установлено механическое управление задним ВОМ. Схема управления задним представлена на рисунке.
Рычаг 1 имеет два положения:
— «включен» — крайнее верхнее положение; — «выключен» — крайнее нижнее положение. Рычаг 1 должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины 5. Дожатие его рукой не допускается. Размер Б должен быть равен 50+10 мм при крайнем заднем положении рычага 10. Размер Б регулируется с помощью изменения длины тяги 4. Для изменения длины тяги 4 необходимо расконтрить гайку 3 и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера Б (50+10 мм).
Рис.61. Механическое управление ВОМ МТЗ-82.1 на тракторах с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины
1 – рычаг управления; 2 – регулировочная вилка; 3, 7 – гайки; 4 – тяга; 5 – пружина; 6 – наружный стакан; 8 – упорный болт; 9 – установочный болт (толькодля регулировки); 10 – рычаг валика управления; 11 – валик управления; 12 – регулировочные винты; 13 – внутренний стакан; 14 — рычаг.
Боковой полунезависимый вал отбора мощности
Для привода агрегатируемых машин предусмотрен боковой полунезависимый ВОМ.
Рис.62. Место установки на тракторе бокового полунезависимого вала отбора мощности
1 – боковой полунезависимый ВОМ; 2 – шестерни вала первой передачи; 3 – шестерня. Боковой полунезависимый вал смонтирован в отдельном корпусе 1, который крепится к левой боковой плоскости КПП вместо крышки. Привод ВОМ осуществляется от шестерни вала первой передачи и заднего хода КПП через подвижную шестерню 2, которая перемещается поводком 6 по шлицам вала. Включение и выключение бокового вала производится при выключенной муфте сцепления с помощью тяги 3. Фиксация включенного или выключенного положения подвижной шестерни 2 осуществляется с помощью фиксирующей пластины 5, взаимодействующей с рычагом 4.
Рис.63. Боковой полунезависимый ВОМ МТЗ-82
1 – корпус; 2 – подвижная шестерня; 3 – тяга; 4 – рычаг; 5 – фиксирующая пластина; 6 – поводок; 7 – колпак хвостовика ВОМ. При монтаже некоторых агрегатируемых машин боковой полунезависимый ВОМ следует снять, отвернув пять болтов М12х35 и два болта М12х45. Затем установить на его место крышку КПП, прикладываемую в ЗИП трактора. При обратной установке бокового полунезависимого вала никаких регулировок не требуется. После выключения вала необходимо учитывать опасность движения карданного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции.
Поэтому входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной остановки вращения. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя трактора.
Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том числе с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.
Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ МТЗ-82.1 и неработающем двигателе трактора.
Выключайте ВОМ в следующих случаях:
— после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина полностью завершит рабочий цикл; — на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение; — при въезде на крутой склон.
Не включайте ВОМ в следующих случаях:
— при неработающем двигателе трактора; — присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении; — заглубленных в землю рабочих органах машины; — если на рабочих органах машины лежит технологический материал или произошло их забивание или заклинивание;
— при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости шарниров карданного вала машины.
Другая спецтехника
Вал отбора мощности трактора
Все колесные тракторы оборудованы валами отбора мощности (ВОМ). Умело используя их, можно одним и тем же колесным трактором механизировать различные работы не только в полеводстве, но и на сенокошении, силосовании, погрузочных и других сельскохозяйственных работах. Такое использование трактора резко повышает производительность труда и дает большую экономию в средствах.
Валы отбора мощности могут быть:
- зависимыми и независимыми;
- синхронными и несинхронными.
Зависимые и независмые ВОМ
Зависимым называется вал, который приводится во вращение вместе с муфтой сцепления и останавливается при выключении ее. Схема такого вала дана на рисунке 137, а.
Соединительная муфта, изображенная на рисунке справа, используется только для отключения ВОМ при выключенной муфте сцепления.
Зависимый ВОМ ограничивает применение трактора с приводными машинами по следующим причинам:
- в момент остановки трактора для переключения передач вращение ВОМ прекращается;
- в период разгона трактора ВОМ работает на неполных оборотах;
- для остановки ВОМ (например, при повороте агрегата) нужно останавливать трактор.
Независимым называется BОM, получающий вращение от коленчатого вала двигателя, помимо муфты сцепления, поэтому он частично или полностью лишен этих недостатков. Схема независимого ВОМ дана на рисунке 137,6.
Имея такой ВОМ, можно включить па стоянке трактора рабочие органы, например косилки, дать им нормальные обороты и только после этого въезжать на загонку для кошения трав.
При работе с таким ВОМ двигатель загружается равномерно, во время работы агрегат не имеет лишних остановок, управление агрегатом, облегчается.
Схема ВОМ
Рис. 137. Схемы зависимого и независимого приводов вала отбора мощности (ВОМ):
а—зависимый привод; б—полностью независимый привод; в—полунезависимый привод; 1—шестерня независимого привода; 2—шестерня зависимого привода; 3—шестерня вала отбора мощности
Возможна конструкция ВОМ, который может быть с зависимым или независимым приводом. Схема такого ВОМ показана на рисунке 137, в. Если шестерню 3 ввести в зацепление с шестерней 1, ВОМ будет независимым, а если с шестерней 2 — зависимым.
Синхронные и несинхронные ВОМ
Синхронными называют валы, скорость вращения которых изменяется пропорционально скорости вращения ведущих колес трактора. Такие валы используют для привода высевающих аппаратов навесной сеялки и других машин, работа которых должна быть согласована со скоростью передвижения агрегата.
У несинхронных валов скорость вращения не зависит от скорости ведущих колес трактора.
Такие валы предназначены для привода насосов гидросистемы трактора, рабочих органов опыливателей и опрыскивателей, сеноуборочных и других машин, работающих нормально только при определенном неизменном скоростном режиме.
Скорость и направление вращения несинхронных валов и размеры их шлицевого конца у всех тракторов стандартизированы.
Мтз 80: регулировка — как провести?
Уже на протяжении многих лет трактор МТЗ 80 является одним из наиболее востребованных на территории Российской Федерации и постсоветского пространства, но даже далеко за их пределами. Это вызвано рядом преимуществ, которыми обладает данный агрегат.
Мощность прибора напрямую зависит от регулировки, к которой следует отнестись со всей серьезностью.
С чего стоит начать?
Новый трактор МТЗ имеет определенные заводские настройки, которые определяются его техническими характеристиками. Чтобы начать регулировку или какие бы то ни было изменения, в первую очередь стоит ознакомиться и даже выучить его технические и механические возможности, изучить особенности эксплуатации, а также другие особенности работы.
- изучить органы управления агрегата и их особенности;
- ознакомиться с наиболее сложными деталями, такими как фильтр и его разновидности, система охлаждения, тормозной системой мтз 80 и прочими, а также научиться их контролировать и ремонтировать;
- самому совершать незначительные настройки или полные изменения в случае наличия определенных знаний.
Поэтому начинать свое знакомство с трактором нужно с его технических характеристик.
к меню ↑
Данный трактор является уникальным агрегатом, выпущенным на Минском тракторном заводе. Первая партия спустилась с конвейера еще в 1974 году.
Уже с 2000-го года создатели начали выпускать модернизированные модели, которые имеют особый фильтр системы, обновленные органы управления, больший топливный бак, улучшенную гидросистему мтз 80 и много чего другого. Давайте об этом детальнее.
к меню ↑
Технические характеристики
МТЗ 80 обладает техническими характеристиками, которые варьируются в зависимости от комплектации модели. В основу могут входить:
- гидроувеличитель сцепного веса;
- механическая трансмиссия;
- генератор;
- вал отбора мощности;
- задний мост с функцией блокировки;
- девятиступенчатая коробка передач;
- резина амортизаторной кабины;
- тележная ходовая часть;
- почвообрабатывающая фреза;
- обивка для обеспечения шумо- и теплоизоляции;
- открывающиеся окна;
- гидравлика амортизатора для одноместного сидения;
- система охлаждения и фильтр.
МТЗ 80 оснастили четырехтактным двигателем, который имеет фильтр водяного охлаждения, мощностью в 59 кВт. Он может совершать до 220 оборотов в минуту, что делает его мощным трактором данного рода. Насос и дозатор мтз 80 позволяют самостоятельно контролировать уровень подачи топлива. А вот четырехплунжерная топливная система с подкачкой гарантирует многолетнюю работу.
Обметим, что объем рабочего цилиндра составляет 4,75 литра, что немало для трактора такого поколения.
Муфта сцепления работает плавно, а в сочетании с раздельно-агрегатной системой позволяет усилить гидроувеличитель сцепного веса.
Трактор оснастили механической трансмиссией с муфтой сцепления сухого типа. Сцепление работает плавно, позволяя легко и быстро переключать скорости заднего и переднего ходов. Отметим, что система оснащена программой технологического снижения скорости. Кстати говоря, максимально допустимая скорость передвижения агрегата составляет 34 километра в час.
МТЗ имеет полный привод на четыре колеса, однако возможны и другие его вариации — направляющие передние и ведущие задние колеса.
Сама подвеска основывается на витых пружинах с полурамным остовом. Располагается она в передней части транспортного средства.
Благодаря всему этому количество моточасов по сравнению с другими подобными аппаратами увеличивается в несколько раз.
Особое внимание стоит обратить на электрооборудование агрегата. Несмотря на примитивность строения и конструирования, мтз имеет контролируемый вал отбора мощности, сигнализацию нескольких уровней — звуковую и световую, дополнительное внешнее и внутреннее освещение, панель контрольно-измерительных приборов, а также мтз 80 блокировка управления.
Электроэнергия к системе подается с помощью генератора и аккумуляторной батареи. С их помощью можно контролировать ряд команд, например, самостоятельно выставить зажигание, изменить сцепление, провести замер стогомет мтз и много другого.
Как уже указывалось ранее, МТЗ имеет несколько модификаций и более усовершенствованные модели, которые доступны на российском и мировом рынке. Производители классифицируют их по двум критериям:
- тип резины;
- способ запуска двигателя.
Например, в зависимости от вариации, ведущей может быть передняя или задняя ось, а также обе (полный привод).
- размерами кабины;
- типом двигателя;
- способом запуска двигателя;
- способами зажигания;
- наличием видов затяжки;
- количеством допустимых моточасов.
Цена на данную модель трактора колеблется от 150 до 900 тысяч рублей. Это зависит от:
- состояния агрегата;
- его «возраста» (новый или использованный);
- вариации;
- комплектации.
Стоит ли самому настраивать трактор?
Несмотря на всю, казалось бы на первый взгляд простоту, МТЗ имеет сложную систему, которая требует знаний и умений. К тому же, нужно знать, какие части можно настроить, а какие стоит заменить.
Например, муфта сцепления подлежит только полной замене, тогда как регулировка лапок сцепления может настраиваться без замены деталей.
Такие особенности помогут избежать дополнительных проблем и правильно обустроить работу трактора.
к меню ↑
Фильтр
Трактор относится к сельскохозяйственной тяжелой технике, которая имеет дополнительные требования. Такими являются фильтры, которых агрегат насчитывает аж три:
Несмотря от своего вида, они подлежат замене (в случае поломок) и не поддаются регулированию. То есть если у вас возникли проблемы с одним из них – сразу покупайте новую деталь и меняйте ее самостоятельно или с помощью экспертов.
к меню ↑
Система зажигания
Система зажигания является, наверное, главнейшей деталью не только в тракторе, но и в других транспортных средствах. Без нее вы не сможете завести агрегат и привести его в действие, выполнить количество моточасов, а также провести сельскохозяйственные работы.
Система подлежит как ремонту, так и замене. Сам корпус сцепления можно менять полностью, или только его отдельные части, например, диск сцепления, который используя вал первичный, а уже ступица продолжает давление и приводит в движение конечную систему двигателя.
Это можно ввести на дозатор и проверить мощность системы или отдельного компонента.
к меню ↑
Как выставить момент впрыска или зажигание на тракторе МТЗ 82? (видео)
Стоит ли обращаться к экспертам
Вы можете разбираться в работе трактора, но ремонт, замена деталей, настраивание и прочие работы следует доверить профессионалам, которые:
- Специализируются на виде работ;
- Специально обустроенное для этого место;
- Специальные компьютерные программы для работы с электронными приборами.
К экспертам лучше обращаться:
- чтобы провести диагностику электроники агрегата;
- чтобы настроить вал отбора мощности;
- чтобы ввести на дозатор и настроить под первоначальные характеристики (заводские);
- диагностика и ремонт зажигания и сцепления (ступица, диск сцепления, муфта и прочее);
- компьютерная диагностика;Регулировка клапанов МТЗ 80
- техническое настраивание и выравнивание колесной базы (угол наклона и положения колес);
- работа электроники и панели приборов;
- работа охлаждения и фильтров;
- диагностика и настраивание тормозной системы и прочее.
Главное помнить, что за помощью лучше обратиться к экспертам, которые быстро и качественно сделают работу и предоставят гарантию качества.
Регулировка ВОМ МТЗ-80 своими руками
Автомобили 2 декабря 2017
Регулировка ВОМ МТЗ-80 проводится не только в специализированных мастерских, но и своими руками. Это намного удешевляет процесс, особенно если вы имеете соответствующе навыки и разбираетесь в особенностях технического оснащения узла. Рассмотрим особенности этой процедуры.
Первый этап
Регулировка МТЗ-80 проводится в следующей последовательности (здесь указанные цифры соответствуют номерам, указанным на чертеже).
- Эксцентриковая ось устанавливается в исходную позицию таким образом, чтобы лыска «В» располагалась в вертикальном положении с правой стороны. Ее необходимо зафиксировать стопором 17 и болтом 16.
- Далее отсоединяют тягу 4.
- Выкручивают болт 9, освобождая при этом пружину 6. В целях безопасности при выворачивании болта 9 следите за тем, чтобы стакан 7 постоянно контактировал с посадочным местом до момента полного разжимания пружины.
- Снимают крышку люка на заднем мосту, получив доступ к винтам 13.
- Закрепите рычаг 11 в нейтральном положении при помощи болта М10*60 либо стержень 10, диаметром 8 мм. Его вставляют в гнездо на рычаге и соответствующее отверстие на заднем корпусе.
Дальнейшая регулировка ВОМ МТЗ-80
Далее операция проводится следующим образом:
- Демонтируется стопорная пластина 26, вкручиваются винты 21 с усилием 10 кгс, после чего каждый элемент отвинчивается на пару оборотов.
- Болтовой стержень 10 удаляется, освобождая рычаг 11 в исходной позиции для коррекции.
- Болт 9 необходимо закрутить посредством направления его носовой части в углубленную часть стакана 7 до размера «А» 26 мм.
- Переводят рычаг 11 в позицию «Вкл».
- Тягу 4 устанавливают путем регулировки с аналогом 15 до момента совпадения зоны качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.
- По окончании работ ставят на место стопор 26, крышку люка, законтрагаивают тяги 4 и 15 вместе с болтом 9.
На схеме указаны остальные позиции:
Видео по теме
Особенности
Дополнительно при регулировке ВОМ МТЗ-80 своими руками может потребоваться корректировка ленточных тормозов. Если:
- Наблюдается пробуксовка ВОМ.
- При переключении контрольный рычаг 1 упирается во фронтальную либо заднюю часть прорези пульта управления.
- Усилие на элементе 1 превышает 15 кгс.
- Имеется нечеткая фиксация рычага 1 в крайних позициях либо при включении и выключении.
Настройка ленточных тормозов
Эта операция части регулировки ВОМ МТЗ-80 выполняется методом внешней корректировки, а именно:
- Устанавливают рычаг 11 в нейтральную позицию, фиксируют его в этом положении, посредством ввода стержня 10 в предусмотренные отверстия.
- Болт 16 выкручивают, пластина 17 демонтируется со шлицевой хвостовой части на оси 15.
- Специальным ключом поворачивают эксцентрик 15 по часовой стрелке до подходящего зазора между тормозной лентой и рабочим барабаном (проверить положение можно вручную, если хвостовик не проворачивается – значит, выбрана нужная позиция).
- Пластина и болт устанавливаются на место.
- Из рычага убираются фиксаторы.
- Регулировку лент ВОМ МТЗ-80 можно считать завершенной.
На что обратить внимание?
После проведения внешних регулировок несколько раз ось 15 может принять крайнюю левую позицию. Это свидетельствует об израсходовании запаса наружной корректировки. Для нормализации ситуации эксцентрик поворачивают против часовой стрелки до исходной позиции. Затем производят регулировку ВОМ МТЗ-80 способом, указанным выше.
Если все манипуляции произведены правильно, рычаг 1 в позиции «Вкл.» и «Выкл.» не должен доходить до края прорези пульта менее чем 30 миллиметров, при этом переход в нейтраль должен быть четким.
На некоторых модификациях тракторов регулировка ВОМ МТЗ-80 осуществляется без механизма внешней корректировки, в связи с его отсутствием. При этом рассматриваемая операция производится аналогичным способом, указанным выше, только после ремонта или сборки на заводе. На моделях с малогабаритной кабиной индекс «Б» составляет 50-60 миллиметров.
Эффективность тормозной системы и отсутствие пробуксовки зависит исключительно от пружинного приспособления. Особенно это касается наличия свободных рабочих участков и агрегирующих с ними рычагов. Пробуксовка ВОМ свидетельствует о том, что пружины либо рычаги встречают добавочное сопротивление при их передвижении без достаточной смазки в механизмах.
Необходимо в период эксплуатации внимательно наблюдать за изменением положения рычага вала отбора мощности, не допуская упора элемента в пол кабины, иначе могут возникнуть пробуксовки в аварийном режиме. Дополнительными симптомами необходимости проведения корректировки считается увеличенный ход контрольного рычага и возрастающее давление при активации позиции «Вкл.» и «Выкл.», а также наоборот.
Регулировка ВОМ МТЗ-80 выполняется в следующей последовательности:
- Совмещают отверстия на резьбовом отверстии корпуса и аналог на рычаге, после чего его необходимо зафиксировать при помощи стержня.
- Снимают крышку, до отказа закручивают регулировочные винты (усилие – 8-10 Н/м), после чего ослабляют их на 2-3 оборота.
- Контролируют легкость вращения обслуживаемого узла путем вращения рукой шлицевого хвостовика.
- Соединяют тягу с рычагом при помощи пальца цилиндрической формы, хорошо шплинтуют.
- Устанавливают стакан в сборе с пружиной в углубление резервуара, пока не будет наблюдаться легкое вращение стопорного болта. Усилие сжатия пружины со стаканом – не менее 200 кгс.
- Производится фиксация сборки в сжатом состоянии посредством болта, который вкручивается в гайку, приваренную к крышке.
- Винт выворачивают до момента свободного передвижения стакана пружинного механизма по отношению к его крышке.
- Надежно фиксируют болт в рычаге путем контргайки.
- Корректируются тяги таким образом, чтобы расстояние от рычага до нижней кромки кабины составляло 50 миллиметров во включенном режиме.
Ремонт
Трактор МТЗ-80 для регулировки ВОМ в любом случае ставится на ремонт при наличии трещин и вмятин на проушине, стакане или валике. Устраняют неполадку следующим образом:
- Совмещают гнезда валика переключения и заднего моста при помощи контрольного рычага. После совпадения отверстий они фиксируются посредством установочного болта.
- Контргайка ослабляется, а упорный винт вкручивается в рычаг переключающего валика до предела.
- Стопорный болт завинчивается в стакан, после чего аккуратно вынимается регулировочный аналог.
- После этого демонтируется стакан с пружинами, далее его разбирают и меняют негодные детали.
Прочие неисправности
- Неполадки с кулачковой муфтой. При этой неисправности демонтируется кабина, от заднего моста отсоединяется узел передач. Затем производится замена элемента, поскольку его ремонт не имеет никакого смысла.
Когда отключают ВОМ МТЗ-80? Скрежет – регулировка в этом случае выполняется с одновременной заменой сточенных зубьев центральной шестерни либо шлицевых соединений. Для этого сначала снимают вал отбора мощности путем выпрессовки, после чего оценивается состояние элемента.
При наличии неисправностей в виде увеличенных зазоров или разбалтывания детали отправляют на ремонт.
Что делать, если хвостовик вала отбора мощности свободно перемещается? Это свидетельствует об ослаблении фиксирующей гайки.
Необходимо полностью демонтировать узел, после чего восстановить резьбу и затянуть гайку до упора. Если это невозможно сделать, осуществляют разборку всей конструкции с проведением трудоемкого ремонта.
ruАвтомобили
Регулировка карбюратора К-151 своими руками: подробное описание
Карбюраторы «Пекар» всегда отличались высокой надежностью, а владельцы автомобилей практически не имеют с ними никаких серьезных проблем. Но для того, чтобы устройство показало действительно высокую эффективность, важ…
Автомобили
Как производится регулировка клапанов (ВАЗ-2108) своими руками?
Внезапно появившиеся шумы в подкапотном пространстве на холостом ходу и их исчезновение после увеличения оборотов свидетельствуют об увеличении теплового зазора между толкателями ГРМ и клапанами двигателя. Случается э…
Автомобили
Регулировка клапанов ВАЗ 2107 своими руками
Возможно, мало кто из автовладельцев придавал особое значение газораспределительному механизму. А ведь он играет далеко не последнюю роль в системе ДВС. От того, насколько правильно и своевременно будут закрываться и …
Автомобили
Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками
Все автомобилисты знают, что в каждом автомобиле между клапанами есть небольшой зазор. Зачастую данная величина составляет 0.15 миллиметров. Данный зазор делается для того, чтобы в процессе работы двигателя механизмы …
Домашний уют
Регулировка фурнитуры пластиковых окон своими руками
Покупая новые пластиковые окна, нужно быть готовым к тому, что после их установки придется проводить регулировку фурнитуры. Причем это может понадобиться как во время эксплуатации, так и сразу же после установки, если…
Автомобили
Регулировка сцепления ВАЗ-2106 своими руками: особенности проведения ремонта
Регулировка сцепления ВАЗ-2106 необходима для того, чтобы отключить коробку передач от двигателя. При помощи блока механизма производится передача вращательного движения от маховика, расположенном на коленчатом валу, …
Автомобили
Регулировка клапанов ВАЗ-2114 своими руками: особенности и порядок
При работе двигателя внутреннего сгорания на клапанах рабочие кромки постепенно вырабатываются. Следовательно, все клапаны со временем поднимаются вверх. Именно по этой причине необходимо проводить регулировку клапано…
Автомобили
Как отрегулировать фары на ВАЗ-2110? Регулировка фар ВАЗ-2110 своими руками
Для обеспечения безопасности управления автомобилем головное освещение должно быть настроено правильно. О том, как отрегулировать фары на ВАЗ-2110, должен знать каждый владелец автомобиля. Сделать настройку можно без …
Автомобили
Регулировка карбюратора ВАЗ-2106 своими руками: техника выполнения, необходимые материалы и инструменты, пошаговая инструкция работы с фото и советы специалистов
Карбюраторы необходимы для приготовления и подачи смеси топлива и воздуха в камеры сгорания двигателя. Это основной агрегат топливной системы автомобиля ВАЗ-2106. Карбюратор имеет сложное устройство, хотя принцип рабо…
Автомобили
Регулировка клапанов «Лады-Гранты» своими руками
Покупая отечественный автомобиль, владелец должен понимать, что придется его обслуживать. Наряду с регулярной заменой масел, прочих технических жидкостей и фильтров придется заниматься и другими операциями. Давайте по…
Источник