Меню

Как снять червячный редуктор с двигателя

Лабораторная работа №3. Разборка, сборка и определение основных параметров червячного редуктора

3.1. Цель работы

Ознакомление с конструкцией редуктора, с правилами сборки и разборки червячного редуктора, назначением узлов и деталей и определение параметров червячного зацепления.

3.2. Общие сведения

Червячная передача относится к передачам зацеплением с перекрещивающимися осями валов. Движение в червячных передачах осуществляется по принципу винтовой пары. Существенное отличие червячной передачи от зубчатой состоит в том, что окружные скорости червяка и колеса на совпадают ни по величине, ни по направлению, начальные окружности не перекатываются, а скользят и скорость скольжения в передаче весьма значительная.

Скольжение в червячных передачах вызывает повышенный износ и склонность к заеданию.

В червячном редукторе передача (рис. 3.1) состоит из червяка 1 и червячного колеса 2 с зубьями дуговой формы, охватывающими часть червяка.

Рис. 3.1. Червячная передача.

Червяк изготавливают из стали. Поверхность витков шлифуется или полируется. Часто поверхность витков червяка закаливается до высокой твердости.

Червячные колеса обычно выполняют составными. Собственно червячное колесо (центр) изготавливают из чугуна, а обод (венец) – из антифрикционных материалов.

Центр червячного колеса установлен на валу с натягом, бронзовый обод посажен на чугунный центр так же с гарантированным натягом.

Опоры червяка и вала колеса смонтированы на подшипниках качения. Опоры должны удерживать вращающиеся детали в нужном для правильной работы взаимном положении.

Усилия, возникающие в червячном зацеплении, передаются через элементы качения на неподвижный корпус.

Корпус редуктора обычно изготавливают из чугуна. Конструкция корпуса должна обеспечивать легкую компоновку в нем узлов червяка и червячного колеса, а также возможность регулировки зацепления. Корпус редуктора может иметь разъем по оси колеса вала. Если корпус не имеет разъема, то в корпусе для постановки колеса должны быть сделаны отверстия с диаметром большим диаметра колеса. Отверстия закрываются крышками. Возможен выем колеса из корпуса через крышку редуктора.

Нижняя часть корпуса является резервуаром для масла, смазывающего вращающиеся детали.

Уплотнения установлены в крышках, через которые выходят концы валов. Уплотнения предотвращают попадание механических частиц в подшипники и в зацепление через зазор между крышками и валом и вытекание смазки из редуктора.

3.3. Порядок выполнения работы

А) Разборка редуктора по узлам

1. Перед разборкой необходимо произвести внешний осмотр редуктора, наметить план его разборки и измерить с помощью штангенрейсмаса или штангенциркуля и линейки межосевое расстояние . Так как валы червячной передачи перекрещиваются, то для измерения межосевого расстояния следует замерить расстояние до оси валов от какой – либо базовой поверхности, например, от поверхности, на которой установлен редуктор. Для удобства измерение следует производить совместно с валами, как показано на рис. 3.2. Тогда

Рис. 3.2. Определение межосевого расстояния в червячном редукторе.

2. Разобрать редуктор. Отвернуть винты крышки и снять крышку редуктора.

3. Отвернуть винты боковых крышек, снять крышки и снять стопорные кольца и вынуть червячное колесо с валом (или вал, а затем колесо в зависимости от конструкции). Если крышки поставлены с натягом, их вынимают завинчиванием двух винтов в резьбовые отверстия крышек до упора в корпус.

4. Отвернуть винты крышек, снять крышки и вынуть червяк с подшипниками. Детали, имеющие тугую посадку, не снимаются. После разборки ознакомиться с устройством редуктора, особенностью конструкции основных узлов и деталей и на отчетном бланке изобразить кинематическую схему редуктора, эскизы червяка и вала червячного колеса с указанием основных размеров.

Б) Определение параметров зацепления

Параметры червячного зацепления с архимедовым червяком изготовленного стандартным режущим инструментом, можно определить путем замера отдельных элементов червяка и колеса штангенциркулем. Каждое измерение производится три раза и принимается среднее значение.

Рис. 3.3. Профиль резьбы червяка в осевом сечении.

1. Определяют межосевое расстояние (см. пункт а) и округляют до стандартного значения, если оно лежит в пределах точности измерения (ГОСТ 2144-76, табл. 3.1)

Источник

Как проводится замена мотор-редуктора

Когда проводится демонтаж

Замена агрегата проводится обученными специалистами с соблюдением установленных мер безопасности в следующих случаях:

  • отработан установленный срок эксплуатации;
  • из корпуса редуктора раздается прерывистый шум или стук;
  • корпус редуктора во время работы вибрирует;
  • подшипники на входном или выходном валах сильно нагреваются;
  • температура масла в агрегате значительно превышает нормативную температуру.

Порядок демонтажа

Демонтаж механизма состоит из нескольких операций. Их последовательность заключается в следующем:

  1. Электродвигатель должен быть обесточен, а помещение проветрено от взрывоопасных паров.
  2. На входном валу редуктора необходимо открутить крепежные болты. После этого отсоединитьмуфту, которая соединяет вал и электрический двигатель.
  3. Снять крепежные болты с выходного вала и отсоединить его от машины.Муфты с валов снимаются с использованием съемника. Это специальное приспособление, разработанное для подобных операций. Он представляет гидравлический цилиндр. Его накачивание создается давление, которое выжимает муфту с вала. В комплект входит специальная шайба. Используя ее и пресс, можно снять шкивы, подшипники и втулки. Для этого необходимо упереть цилиндр с шайбой в центр вала и накачать его. Использоваться приспособление может для всех видов редукторов.
  4. После снятия муфт и освобождения валов необходимо снять ослабить крепление. Для этого необходимо открутить крепежные болты на фундаменте. Иногда для того, чтобы болты не откручивались, их при начальном монтаже стопорят, применяя точечную сварку. Для выкручивания таких болтов используют рычаг, который усиливает крутящий момент. В случае, если снять гайку невозможно, ее просто необходимо срезать.
  5. С демонтированного механизма необходимо снять крышку и слить отработанное масло.
  6. В таком редукторе подшипники и сальники уже не нужны. Их необходимо снять.
  7. После удаления подшипников снимаются валы и шестеренки механизма.
Читайте также:  Стук в заднем редукторе аутлендера

Монтаж

Сборка и установка мотор-редуктора проводится в обратной последовательности. При сборке устанавливаются новые подшипники и сальники. Заливается новое масло. При необходимости, выполняются лако-красочные работы. Демонтаж и монтаж мотор-редуктора может проводиться как с заменой его деталей, так и без нее. В таком случае старый редуктор просто отсоединяется от мотора и сдается. На его место устанавливается новый агрегат. Он регулируется и подсоединяется к мотору и к машине.

Особенности монтажа

Завод-изготовитель выдвигает условия монтажа мотор-редуктора. Но многие особенности являются общими для всех:

  1. Если демонтаж проводился из-за поломки или износа какой-либо детали редуктора, то она заменяется на новую.
  2. Площадки или фундамент под монтаж очищается от пыли и грязи. При помощи строительного уровня необходимо проверить ровность площадки. Поверхность должна быть абсолютно ровной, чтобы избежать перекосов валов.
  3. Согласно инструкции завода-изготовителя, нужно провести выверку и натягивание муфт на входном и выходном валах. Это необходимо, так как на окончаниях валов создается радиальное усилие. Его нужно нивелировать, чтобы исключить разрушение механизма.
  4. Болты для крепления мотор-редутора к фундаменту необходимо затянуть с усилием, согласно техническим условиям завода-изготовителя.
  5. Проводить регулировочные работы путем постукивания посторонними предметами по валам не рекомендуется. Это выведет из строя подшипники качения.
  6. Надевание всех деталей и элементов мотор-редуктора должно проводится с использованием специально предназначенных устройств. Эти устройства не должны оказывать осевое напряжение при установке частей и элементов.
  7. Демонтажные и монтажные работы будут проще, если валы промазать смазкой с антикоррозийным компонентом.
  8. При соединении фланцев мотора и редуктора рекомендуется установить уплотнительную прокладку, которая уменьшит их биение друг о друга.

Возможные трудности

Даже соблюдение технических требований по демонтажным и монтажным работам с редуктором может доставить некоторые трудности. Это может быть:

  • нарушение температурного режима, что может привести к нагреву редуктора;
  • невозможность добиться ровности фундамента и соосности валов;

Эти трудности преодолимы, если не проводить замену своими силами, а доверить ее квалифицированным рабочим.

Заключение

Постоянный контроль работы и диагностика мотор-редуктора поможет установить необходимость его замены и объем ремонтных работ.

Источник

Замена червячной пары

Ремонт червячных редукторов

Диагностика

Выход из строя редукторной машины можно устранить, восстановив способность оборудования (если не прибегать к покупке новой модели). На необходимость в проведении ремонтных работ указывают факторы в виде нарушения ритма работы, сильной вибрации, посторонних шумов (стука, скрежета), отсутствия реакции на запуск (при включенном редукторе не работаю валы). При комплексной диагностике необходимо осмотреть устройство, замерить характеристики, проанализировать параметры и составить отчетность с советами, касающимися выполнения ремонта червячного редуктора. Процедура осуществляется во всех ситуациях, представленных выше, а также во время очень медленной работы устройства, высокого расхода смазочного сырья и иных нетипичных особенностях.

Возможные поломки

Существует несколько основных поломок оборудования. Среди них стоит выделить следующие: 1. Слишком сильное нагревание модели. Причины: недостаточное количество масла, отсутствие охлаждения, нарушение регулировки, износ подшипников, превышение нагрузок на редуктор. Способы ремонта: устранение загрязнений с устройства, доливание масла, снижение нагрузок, замена подшипников и т.д. 2. Неравномерность стуков внутри модели. Причины: повреждение подшипников, откалывание витков либо зубьев колес. Способы ремонта: замена подшипников и их регулирование, замена вала и колеса. 3. Повышение вибрации устройства. Причины: нарушение соосности модели с двигателем либо машиной, нехватка жесткости основы оборудования. Способы ремонта: избавление от несоосности валов, обеспечение жесткости основы редуктора.

Причины возникновения

Самыми частыми причинами возникновения поломок червячного редуктора являются такие: наличие механических повреждений корпуса оборудования, ослабевание затяжки болтов, повреждение рабочих кромок манжет либо отсутствие пружины. Также червячный редуктор может выйти из строя из-за повреждения/износа подшипников, регулировки, недостаточного количества масла, плохого охлаждения, если нагрузка на оборудование выше допустимой или наблюдается слишком малая жесткость основы, несоосность валов с приводом. Могут быть и другие проблем с редуктором, выявить их поможет только качественная и своевременная диагностика.

Особенности ремонта червячного редуктора

На процедуру ремонтных работ редуктора влияют результаты его диагностики. Обычно нужно выполнить разборку оборудования с целью замены изношенных деталей. Далее следует регулировка либо замена подшипников, червячной пары, очистка основания. В случае, если наблюдается возникновение люфта (поломка колеса или усадка подшипниковых деталей), то проблему надо решать заменой обоих запчастей либо только колеса. О том, что подшипники вышли из строя, свидетельствует появление постороннего шума во время запуска системы и ее некорректная работа. Такое случается по следующим причинам: неправильный выбор смазочного сырья, снижение качества смазывания, загрязнение самой смазки. Если из-под крышки течет смазочный материал, то это тоже может привести к проблеме. Часто причина кроется в довольно слабой затяжке креплений, решается она просто — для этого надо подтянуть болты. Во всех ситуациях ремонт оборудования заканчивается тем, что мастера проводят регулировку и специальные тестирования, в результате которых редуктор должен с легкостью поворачиваться вручную.

Читайте также:  Как заменить подшипники в редукторе мотоблока каскад

Виды неисправностей редуктора и их устранение

Редукторы являются одними из наиболее надежных устройств, благодаря лаконичной конструкции и отсутствию лишних узлов и деталей. Тем не менее, и они выходят из строя, если нарушены правила эксплуатации.

Основным признаком появления неполадок являются посторонние шумы. При появлении посторонних шумов при работе редуктора, следует понимать, что они связаны с появлением неполадок. Ждать развития неисправностей не стоит, их необходимо устранить сразу при обнаружении. Так, следует остановить работу оборудования, сделать осмотр и провести диагностику.

Важно! Чтобы избежать простоев в работе, целесообразно соблюдать регламент технического обслуживания редуктора, график устанавливает производитель в сопроводительной документации.

Порядок проведения диагностики

Дополнительные мероприятия

Во время осмотра устройства целесообразно проверить следующие элементы:

  • надежность фиксации электрического двигателя, входного вала и рабочего оборудования;
  • уровень масла и его состояние (кислотное число, вязкость, содержание воды и наличие примесей);
  • состояние подшипников и равномерность их смазки;
  • надежность расположение редуктора на фундаменте.

Основные поломки и их устранение:

Неритмичные резкие стуки в устройстве

Если из редуктора раздаются резкие стуки, причинами их могут быть:

  • повреждение или выход из строя подшипников, в этом случае вам необходимо либо отрегулировать деталь, либо поменять ее на новый элемент;
  • поломка червячных витков или зубьев колеса, после осмотра и оценки дефекта, пара подлежит регулировке или замене.

Редуктор постоянно перегревается

Если устройство при работе нагревается выше установленных производителем значений, причин может быть три:

  • в зацеплении происходит заедание, в этом случае нужно снизить нагрузку на устройство до того времени, пока рабочие поверхности не притрутся друг к другу;
  • подшипники редуктора исчерпали ресурс или физически износились, так нужно либо отрегулировать их, либо – заменить;
  • в редукторе недостаточно смазки, которую нужно просто долить.

Устройство работает с повышенными вибрациями

Причинами усиление вибраций в работе могут быть:

  • нарушение направления оси вала электрического двигателя, рабочей машины или редуктора, в этом случае следует отрегулировать элементы, устранив несоосность;
  • основание имеет недостаточную жесткость, его необходимо укрепить.

Протечки масла

Течь масла может быть обнаружена на участке прилегания крышек или через уплотнители. Причинами могут быть:

  • в отдушине засорилось дренажное отверстие, в этой ситуации пробку следует прочистить и отмыть в керосине;
  • крепежные болты затянуты слабо, их нужно подтянуть;
  • уплотнитель истерся, его нужно поменять на новый элемент.

Последовательность работ

Если неисправности выявлены, следует выполнить такие действия:

  • разобрать редуктор;
  • очистить все элементы от загрязнений;
  • устранить неисправности или заменить детали;
  • собрать устройство;
  • протестировать редуктор на предмет работоспособности.

Важно! Самостоятельные работы возможны при наличии необходимых компетенций, инструментария и качественных запасных частей. В противном случае мероприятия следует доверить специалистам.

Наиболее распространенная причина поломки

В результате сильных вибраций у редуктора откручивается крепежный болт. Отдельные производители решили устранить эту проблему посредством изменения конструкции устройства. В таких моделях корпус состоит из двух частей, в которые вварены штифты, образующие вместе болт, что увеличивает надежность фиксации. Редукторы с этой конструкцией уже протестированы и хорошо показали себя в работе, поэтому еще при покупке следует обратить внимание на конструкцию подшипникового держащего болта.

Как самостоятельно отремонтировать червячный редуктор.

Диагностика и ремонт червячного редуктора.

Червячные редукторы, как, впрочем, и любой другой механизм, периодически выходят из строя и требуют проведения ремонта, а, в случае невозможности последнего, замены механизма. Если с заменой всё понятно — снял, купил и поставил, то мы рассмотрим малобюджетный вариант диагностики и как самостоятельно отремонтировать червячный редуктор.

Возможные неисправности червячных редукторов:

  • подтекает сальник червяка,
  • люфт в червячной передаче,
  • работа рывками, неравномерное вращение,
  • повышенный шум,
  • течи масла из-под крышек редуктора,
  • сильный нагрев корпуса в местах установки подшипников.

Причины возникновения неисправностей:

  • неправильная установка пробок и отдушин на корпусе редуктора,
  • износ червячного колеса,
  • выход из строя подшипников,
  • неправильная установка крышек редуктора,
  • неправильная регулировка редуктора.

Способы устранения неисправностей червячного редуктора.

При неправильной установке пробок и отдушин (сапунов) получается двойной отрицательный эффект. Во-первых, на месте отдушины закручена глухая пробка, что препятствует выходу лишнего воздуха при работе редуктора и нагреве масла, при котором создаётся дополнительное давление, которое выдавливает смазку в любом удобном месте. Во-вторых, отдушина с отверстием оказывается ниже уровня масла, которое просто вытекает через неё. Также масло из сальника может сочиться, если хвостовик червяка согнулся в следствии несоосной установки редуктора или неправильной установки на него шкива или муфты. Хвостовик в этом случае просто разбивает отверстие в сальнике. При отсутствии нового червяка, его можно попытаться подправить на токарном станке, прокручивая и аккуратно постукивая молотком в местах отклонения от оси. Такой ремонт невозможен для крупных редукторов типа РЧН-180 или РЧП-180.

При возникновении люфта в червячной паре, диагноз однозначен износ червячного колеса. Капитальный ремонт возможен только при замене хотя бы червячного колеса. Технологически возможно возникнут сложности на двухступенчатых редукторах из нашего каталога типа DRV 63/30, DRV 50/30 или DRV 40/30. Такие редукторы для начала надо «располовинить». Как временную меру можно применить следующее, за счёт боковых крышек сместить червячное колесо в какую-либо из сторон относительно червяка, что позволит на время уменьшить зазор в передаче. Схематично такая операция приведена ниже на рисунке..

Читайте также:  Какие масла заливают в редуктор рав 4

Так же зазор может возникнуть через некоторое время после первоначального пуска редуктора, но он устраним. Дело в том, что подшипники под нагрузкой как-бы просаживаются немного, садятся на свои места. В этом случае путём установки или удаления прокладок под крышками редуктора просто отрегулировать зазоры в подшипниках.

При неравномерной работе или посторонних шумах действия одинаковы замена подшипников, которые могут выходить из строя при плохой смазке или попадании стружки. Последняя образуется при срабатывании червячного колеса. Смазка чаще всего нарушается при установке редуктора выходным валом вверх. Такое встречается на редукторах Ч-125 или 1Ч-125 при установке на самодельные бетоносмесители.

Течи масла из-под крышек возникает при слабой затяжке болтов последней. Для надёжности плоскости разъёма крышки и корпуса можно обработать герметиком.

Сильный нагрев корпуса в местах установки подшипников возможен как при плохой смазке, выходе из строя подшипника, так и при перетяжке крышек. При регулировке редуктор, даже такой, как Ч-160 или 1Ч-160, должен проворачиваться от руки.

Особо хотелось бы отметить неисправности глобоидного редуктора Чг-125. Прежде, чем заказывать запасные части для него или новый редуктор, необходимо провести тщательную регулировку. Особенности глобоидной передачи требуют при регулировке механизма проводить осевое смещение не только колеса, но и червяка. Только так можно найти «золотую середину».

Касаемо редукторов РЧУ-100, которые уже мало применяются, как самостоятельный механизм, а всё чаще устанавливаются на двухступенчатые червячные редукторы в качестве первой ступени, то их диагностика и ремонт аналогичны современным моделям.

И, при любых действиях с редуктором, раз уж вы его сняли и разобрали, необходимо очистить от грязи корпус для улучшения охлаждения и поменять смазку.

Ремонт червячных передач;

Червяк представляет собой вал с зубьями в виде винто­вой линии. По числу винтовых линий червяки бывают однозаходными, двухзаходными, трехзаходными и т. д. Передаточное число червячной пары равно от­ношению числа заходов червяка к числу зубьев червячного колеса. При полном оборо­те однозаходного червяка колесо повернется на один зуб, двухзаходного на два зуба и т. д.

Зубья на червячном колесе имеют эвольвентный профиль и расположены на цилинд­рической поверхности колеса под углом, соот­ветствующим углу подъема винтовой линии червяка. Вследствие непрерывного скольже­ния зубьев червяка по поверхности зубьев колеса червячная передача работает на исти­рание, требует лучшей смазки и быстрее из­нашивается, чем зубчатая.

При ремонте червячную пару очищают от смазки, осматривают и исправляют мелкие дефекты, зачищают заусенцы на зубьях червяка и колеса, проверяют износ зубьев. Зубья червячного колеса изнашиваются быстрее зубьев червяка, поэтому в нереверсивных пе­редачах часто переворачивают колесо на валу, заставляя зубья работать неизношенным профилем. При значительном износе червячную пару заменяют. Если заменяют только червяк или червячное колесо, новую пару прирабатывают.

Червячные передачи требуют точной сборки, при которой конт­ролируют радиальные и боковые зазоры, отклонения межосевого расстояния, перекос осей и смещение червяка относительно сред­него сечения колеса. Радиальные и боковые зазоры в зацеплении проверяют так же, как и в зубчатой передаче. По радиальному за­зору определяют высоту расположения червяка над червячным колесом, т. е. межосевое расстояние, нарушение которого вызыва­ет повышенный износ червяка и зубьев червячного колеса. Смеще­ние оси червяка относительно среднего сечения колеса устанавлива­ют отвесом или линейками (рис. 3.7, а). Вертикальная ось червяка должна совпадать со средним сечением колеса, что определяет­ся равенством расстояний т.

Схема проверки межосевого расстояния показана на рис. 3.7, б. При правильной сборке расстояния п между осями червяка и чер­вячного колеса с обеих сторон должны быть равны.

Контакт зубьев собранной червячной пары проверяют по отпе­чаткам краски, определяя характер и размер пятен касания. На рабочую поверхность витка червяка наносят тонкий слой краски, а затем поворачивают червяк, притормаживая колесо, если оно еще не сцеплено с валом механизма. Правильная фор­ма отпечатка краски на зубьях червячного колеса показана на рис. 3,7, в. Размер отпечатка должен составлять 5060 % высоты и 3575 % длины зуба (в зависимости от точности изготовления пары). Если размер пятна недостаточен, червячную пару обкатыва­ют. Смещение отпечатка от среднего положения указы­вает на неправильную сборку.

Рис. 3.7. Проверка сборки чер­вячной пары по совпадению осей (а), межосевому расстоянию (б)и отпечаткам краски (в)

Вал червяка вместе с насаженными на него подшипниками качения должен иметь свобо­ду для осевых перемещений. В зависимости от конструкции редук­тора свобода для осевых перемещений предусматривается в одном подшипнике или в обоих. Осевые перемещения указаны на черте­же. При установке червяка в подшипниках скольжения свобода для осевых перемещений обеспечивается зазором между буртами вала и галтелями вкладышей.

Источник