Меню

Что такое топливные карты мотор

Что такое топливная карта. Чип-тюнинг

Электронное управление впрыском топлива открыло массу возможностей для увеличения КПД двигателя, не прибегая к конструктивным изменениям силового агрегата. Я расскажу в этой статье о том, как работает блок управления двигателем, а именно дозирует топливо в режиме реального времени. Для понимания чип-тюнинга нужно углубиться в теорию смесеобразования. Для подачи необходимого количество бензина, ЭБУ собирает информацию от ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), ДАД (датчик абсолютного давления)(или ДМРВ или датчик массового расхода воздуха). ЭБУ обеспечивает своевременный впрыск топлива. В зависимости от оборотов агрегата, либо в каком режиме работает силовой агрегат, корректируется количество бензина к воздуху. Далее количество бензина к воздуху я буду называть AFR (air to fuel ratio). Известно, что идеальное соотношение AFR, это 14.7:1 (воздух: топливо). Итак, если бензина больше, это называется — богатая смесь, наоборот же — обедненная. В цифрах это выглядит так:

  • 4:1 богатая;
  • 8:1 бедная.

Насколько необходимо менять соотношение AFR? Пропорция смеси 14.7:1 не всегда является идеальной. В зависимости от нагрузки пропорции меняются, что благоприятно сказывается как на экологии и экономии. Пример: разгон требует богатую смесь, если ваша езда умеренная, то в смеси будет преобладать воздух.

О режимах ЭБУ ДВС

Запуск агрегата

Если вы имели дело с карбюраторным двигателем, то знаете, что для легкого пуска мотора нужно вытянуть подсос, благодаря чему в цилиндры подается обогащенная смесь. В инжекторном моторе ЭБУ при запуске также делает обогащенную смесь, которая может от 2:1 к 12:1. Кстати, датчик кислорода в данном режиме работает вхолостую.

Прогрев
Холостой ход
Постепенный разгон или стабильная скорость движения
Режим резкого разгона
Торможение двигателем

Кстати, под каждый режим работы подобрано идеальный AFR с точки зрения КПД и экономичности. Расскажу о датчике, на показания которого опирается ЭБУ при выборе режима.

МАР-сенсор

Большинство современных автомобилей в системе впуска оснащены МАР-сенсором. Благодаря ему вычисляется уровень нагрузки силового агрегата. Датчик вычисляет давление в ресивере, где передает сигнал с информацией на ЭБУ. Работа датчика основывается на взаимосвязи давления в ресивере и нагрузки на ДВС. Единица измерения — атмосферное давление, показатель зависящий от высоты над уровнем моря. Уровень моря это 1 атмосфера, либо 1.01 Бар. Если давление ниже атмосферного, то это разрежение (вакуум). Все, что выше — избыточное.

Давление в ресивере обычного бензинового мотора без турбокомпрессора будет ниже атмосферного, а значит создается разряжение, а именно в момент впуска, когда открываются впускные клапана, а поршень, всасыванием и создает тот самый вакуум.

При полном открытии дросселя давление в ресивере около 1 Бар, то есть разряжение практически отсутствует. А пик вакуума достигается при закрытом дросселе на ХХ.

Турбированные моторы работают немного по другому принципу: здесь турбина создает избыточное давление, намного выше атмосферного. А теперь о топливных картах.

Топливная карта

Основываясь на показателя AFR блок управления определяет нужный состав смеси. Дозируется бензин или дизель форсунками. ЭБУ также управляет временем открытия таковых и длительностью впрыска. Время впрыска определяется временем открытия впускных клапанов. Определяется скоростью оборотов двигателя и длительность открывания клапанов — выше обороты — короче время открытия клапанов. Собирая информацию от датчиков ЭБУ обращается к показателям топливной карты. Она состоит из графика, где есть ось X,Y. Ось Y — это обороты двигателя, а X отображает нагрузку на мотор. Получая информацию от МАР-сенсора о нагрузке, ЭБУ берет информацию у топливной карты, в каком соотношении подать топливно-воздушную смесь.

Простыми словами: на каждый вид нагрузки существует запрограммированное значение длительности и времени открытия форсунки.

Коррекция

Чип-тюнинг

Корректировать угол зажигания, делая его более острым, лучше всего вместе с заменой распредвалов с более широкой фазой и высоким подъемом клапана, но есть риск возникновения детонации. Если на двигателе устанавливаются иные распредвалы, увеличенная дроссельная заслонка, иной впускной коллектор, форсунки с увеличенной пропускной способностью — здесь в любом случае нужно перепрошивать блок управления двигателем.

Нужен ли чип-тюнинг?

Чип-тюнинг позволяет сдвинуть пик крутящего момента ниже, чтобы улучшить динамику разгона. Еще это позволяет намного реже пользоваться пониженной передачей. Цель вмешательства в стандартную прошивку — увеличение мощности и сохранение топливной экономичности. Идеальный исход чип-тюнинга — прирост мощности и крутящего момента, а также достаточный момент на холостых оборотах для резкого старта. Главное — ресурс двигателя не должен сократиться.

“Чиповка” подразумевает настройку топливной карты и углов зажигания. Список оборудования для данной операции:

  • исправный двигатель;
  • исправные датчики;
  • даталог;
  • настраиваемый ЭБУ;
  • эмулятор памяти;
  • датчик кислорода.

Что касается придерживания идеальной смеси 14.7:1, то настроить ЭБУ не получится. Обедненная смесь грозит агрегату детонацией. Вот поэтому блок управления пользуется показателями топливной карты и иногда игнорирует показатель кислородного датчика.

Как производится чип-тюнинг

К исправному двигателю подключается датчик температуры выхлопа, определяющий правильную работу системы зажигания. Датчик детонации поможет определить обедненную смесь, которая может оказаться разрушительной для двигателя. Далее подключается ноутбук к ЭБУ, задействуется даталог и записывается основная карта до 1 Атм. Далее проводятся тесты в различных режимах, а в лог записывается показатели датчиков. Если возникает детонация, то срочно нужно остановить машину и скорректировать смесь в сторону обогащения. Начинать настройку нужно с холостых оборотов. Главное правило настройки: чем выше нагрузка — тем богаче смесь, а угол зажигания раньше.

Читайте также:  Киа сид номер мотора где находится

Как оказалось, что топливная карта необходима стабильной работе мотора. Чип-тюнинг является способом коррекции топливных карт, на которые опирается ЭБУ. Стоит ли “чиповать” двигатель? Только в том случае, если это никак не влияет на эластичность работы мотора, а также его ресурса.

Источник

ECU: теория управления впрыском топлива и топливные карты

AFR — это сокращенное обозначение соотношения топлива и содержания в нем воздуха, от английского air to fuel ratio. Для основной массы двигателей самое правильное топливно-воздушной смеси считается 14.7:1, это значит 14.7 частей подается воздуха, а одна часть топлива. Если топлива хоть немного больше, то такая смесь является богатой. И наоборот, если топлива хоть немного меньше стандарта, то соответственно смесь станет бедной. К примеру, состав 12.5:1 — будет богатой смесью, а уже 15.9:1 — бедная смесь.

Возникает резонный вопрос, зачем вообще менять соотношение, если уже известный идеальный вариант AFR 14.7:1? Ответ прост, оптимальность задана из понимания экологических показателей, да и то не во всех режимах работы агрегата. Если переключиться в другой режим, то об идеале пропорции можно забыть. Т.е. когда вам нужно ускорить автомобиль, то смесь нужно обогатить, а если ехать, к примеру, на круиз-контроле или на холостых, то смесь нужно сделать беднее. Стоит подробнее рассмотреть каким образом AFR и режим работы двигателя зависят друг от друга, за пример возьмем запуск двигателя, его прогрев и холостые обороты.

Запуск двигателя

Чтобы двигатель, будучи холодным, смог быстро и легко стартовать, ECU автоматически обогащает смесь. При этом смесь изменяется от показателя 2:1 до передела 12:1, это огромная разница.

Двигатель на прогреве

В двигателе установлен датчик температуры жидкости охлаждения, который сообщает для ECU точные данные, благодаря этому топливную смесь в определенный момент можно быстро сделать беднее, за счет сокращения подачи воздуха.

Холостые обороты

Когда двигатель уже прогрелся, топливно-воздушная смесь достигает оптимального показателя 14.7:1.

Теперь стоит также рассмотреть соотношения смеси и режима работы на примере двигающегося авто с разной скоростью.

Равномерная скорость

Если авто двигается с одной скоростью разбежка AFR не велика, 14.5:1 — 15.9:1 и она держится на уровне бедной. Пусть даже стоят высокие обороты, но если газ нажат лишь только до половины, то AFR не выйдет за эти пределы. В этом случае двигатель работает без перегрузки, такой режим работы называется по замкнутому контуру.

Набор скорости

При нажатии на газ до предела, дроссельная заслонка показывает компьютеру, что пора обогатить смесь, чтобы дать автомобилю мощности для ускорения, в этом случае разбежка в воздушно-топливной смеси 11.9:1 — 12:1, отсюда видно, что смесь обогащается.

Торможение двигателем

В случае торможения двигателем, дроссельная заслонка закрыта, а передача включена, компьютер автоматически обедняет смесь на максимум. Это здорово сказывается на снижении скорости, кроме того, очень эффективно влияет на экономию топлива, даже лучше чем езда на нейтральной скорости.

Отсюда видно, что в каком бы режиме двигатель ни работал, для него найдется AFR в правильном количестве, нужное значение смеси определяется ECU, а он получает данные от сенсоров нагрузки оборотов. Для этого есть MAP сенсор, он меряет давление в впускном коллекторе, которое становится показателем истинной нагрузки двигателя.

Для понимания стоит сказать побольше о давлении. Со школы известно, что значение давления и эталон измеряются высотой над уровнем моря. На уровне того самого моря давление равно 1 атмосфере = 1 Bar. Если давление ниже атмосферного, то это уже вакуум, а если более атмосферного — является избыточным.

Во впускном коллекторе всегда состояние разряжения (вакуума), оно создается тогда, когда впускные клапана открываются, при этом поршень опускается к мертвой отметке цилиндра, в самый низ. Когда поршень опускается, то через впускные порты засасывается смесь, в итоге там создается вакуум.

Если же дроссельная заслонка открыта (приоткрыта), то силы противодействия значительно уменьшаются при засасывании воздуха, в итоге вакуум спадает и давление приближается к атмосферному. Самое большое значение вакуума на холостом ходу, а когда идет ускорение, то дроссель открывается и вакуум сменяется давлением близким к нормальному.

Если рассмотреть двигатель с турбиной, т.е. воздух нагнетается в коллектор, то в этом случае в впускном коллекторе атмосферное давление поднимается, а значит есть избыток (boost), особенно при сильной нагрузке. Здесь воздух заталкивается сильным давлением посредством наддува.

Теперь ясно, что если двигатель получает нагрузку, то пропорционально нагрузке должна обогащаться топливная смесь, соответственно если нагрузка на двигатель падает, то смесь обедняется. Помимо этого стоит помнить про оборотистость, при повышении оборотов смесь также обогащается, при понижении беднеет.

Если подвести итог по разобранной теме, то становится ясно, что главным фактором для определения правильного соотношения топливно-воздушной смеси, является давление во впускном коллекторе и обороты двигателя.

Топливные карты

Читайте также:  Мотор для квадроцикла 150 кубиков

Компьютер регулирует топливную смесь в соответствии количества топлива на воздушную единицу. Если требуется обогащение смеси, то ECU добавляет топливо, и наоборот, если требуется обеднить смесь. Дозировку топлива в двигателе выполняют форсунки, когда ECU нужно впрыснуть больше топлива, он подает более длительный электрический импульс для форсунки. Тогда форсунка открывается и впрыскивает топлива столько, сколько позволяет давление в топливной системе. Помимо количества топлива и длительности импульса, есть еще и временной ограничитель, впускной клапан открыт определенное время. В свою очередь клапана открыты по времени, в зависимости от скорости оборотов коленного вала. Показатель исчисляется так — чем выше скорость вращения вала, тем меньше времени стоят открытыми клапана. Если скорость оборотов коленного вала будет 8500, то клапан будет открыт приблизительно 14 мс.

Получается, что качество топливно-воздушной смеси напрямую зависит от того, как долго форсунки стоят в открытом виде для впрыска. Опять возникает вопрос, как же тогда компьютер решает, сколько нужно форсунке простоять открытой? Ответ прост — для этого есть топливные карты.

Топливная карта представляет из себя таблицу, именно к ней всякий раз обращается ECU. Как только компьютер через датчик получает данные о силе нагрузки на двигатель и об оборотах, он сразу считывает данные с карты, которая находится в микропроцессоре компьютера.

Проще представить оси с координатами Y и Х, где горизонтальная Х — это нагрузка на двигатель, а Y — это обороты. Вот компьютер получил данные от датчика о нагрузке и об оборотах, он моментально делает запрос на топливную карту и получает значение, где указана продолжительность импульса, который нужно подать на форсунку. Это будет точное значение, идеально соответствующее оборотам двигателя при той нагрузке на двигатель, которая на данный момент существует. Топливная карта содержит огромное число всевозможных вариантов и комбинаций, которые могут создаваться в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки на него. Каждому возможному значению есть соответствующее число, которое указывает длительность электрического импульса воздействия на форсунку. При этом компьютер при обращении к топливной карте учитывает режим работы двигателя, когда в расчет не берутся лямбда зонда. Иначе говоря, на холостых или в спокойном режиме за топливной смесью наблюдает лямбда зонд, а как только включается ускорение в работу вступает ECU и топливные карты.

Источник

Что такое топливная карта и как ее использовать

Зачем нужны

Основные преимущества этого финансового инструмента — быстрота, безопасность и удобство. Что такое топливная карта сегодня? Это платежное средство с возможностью получать бонусы и подарки от эмитента. В расчетах не участвуют наличные денежные средства, а списание средств контролируется оператором. Еще одно преимущество — возможность махинаций с безналичным пластиком стремится к нулю. Область применения этого платежного средства не ограничена куплей-продажей горючего. Этот финансовый инструмент используется для покупки сопутствующих товаров:

  • машинные масла;
  • мойка;
  • незамерзайка и другие расходники;
  • хот-доги, бургеры, сигареты и газировка.

Ассортимент приобретаемых товаров и услуг зависит от компании-эмитента и владельца карточки. Владелец может ограничить использование платежного инструмента только приобретением горючего. А может и не ограничивать, распространив его действие на весь ассортимент заправки.

Внешний вид

Варианты того, как выглядит топливная карта, различны, но форма их одинаковая — пластиковый носитель прямоугольной формы с микрочипом, магнитной полосой или штрихкодом. На носителе содержатся сведения о владельце, балансе и другая информация. Существуют платежные инструменты в виде ключа-таблетки или брелока, но они не получили широкого распространения.

Область применения

Для чего нужны топливные карты? Для покупки, получения, учета топлива и автоматизации расчетов за него. Количество автомобилей неуклонно растет, как и потребность в горючем. Покупка его за наличные деньги или по топливным талонам становится все менее практичным решением для организации. В этой связи удобнее использовать иные платежные средства, позволяющие не только оплатить топливо, но и следить за его расходом. Кроме того, при утрате пластика есть возможность ее моментально заблокировать и в последующем перевыпустить, в отличие от тех же талонов.

Разновидности

На рынке предлагаются различные варианты этих платежных средств. Итак, топливные карты — что это такое? По каким признакам их классифицируют? Виды топливных карт бывают такие.

В зависимости от статуса держателя:

  • для юридических лиц;
  • для физических лиц.

По способу хранения информации:

  • с магнитной полосой;
  • со штрихкодом;
  • с микрочипом.

По количеству обслуживаемых АЗС:

  • однобрендовые (Ликард). Эмитируются одной сетью АЗС и используются только в ее пределах;
  • мультибрендовые (Вездеход, Е-100). Позволяют заправляться на различных АЗС.

По способу учета потребления:

  • литровые — учет топлива ведется в литрах (в условиях постоянного роста цен они наиболее удобны, так как позволяют фиксировать стоимость литра горючего);
  • денежные — расчеты сразу производятся денежными средствами (используются, когда необходимо закупать различные виды топлива).
  • лимитированные — ограничивается литраж или денежный эквивалент на период, который определяет владелец;
  • безлимитные — объем заправки ограничен только доступной суммой денежных средств на специальном счету.

Краткий обзор некоторых карт

BP Plus
  • удобный менеджмент, исключающий выделение наличных денежных средств персоналу;
  • полный набор допуслуг и сервиса на заправках;
  • онлайн-управление с прямым доступом к счету, лимитам, разрешениям и документам.
Читайте также:  Подходит ли газели 405 мотор

Shell
  • можно настраивать отчетность, контролировать потребление топлива и отслеживать транзакции в реальном времени;
  • обмен документами по электронной почте на регулярной основе;
  • возможность настройки уведомлений о подозрительных транзакциях;
  • беспроцентный кредит от 14 дней;
  • возврат НДС;
  • оплата топлива и услуг.

Neste
  • возможность приобретения топлива, товаров и услуг на АЗС сети;
  • скидки на все виды топлива, товары и услуги;
  • обслуживание счета в режиме онлайн, текущий остаток средств указывается в каждом чеке;
  • детальная отчетность обо всех покупках по картам.

Возможность выбора предоплатной или кредитной схемы работы.

Практически аналогично Лукойлу с возможностью приобретения топлива со скидкой в зависимости от объемов.

Роснефть
  • возможность оплаты заправки без подключения к сети Интернет (для виртуальных карт);
  • онлайн-управление;
  • могут работать с компаниями, где есть даже один автомобиль.

Преимущества и недостатки

Основные плюсы топливных карт заключаются в следующем:

  1. При заправке не используются наличные денежные средства, что значительно облегчает жизнь как водителю, так и бухгалтеру.
  2. Вся информация о сроках заправок, марке, количестве и стоимости полученного топлива в любой момент доступна к просмотру в личном кабинете, там же есть возможность установить лимит потребления, что упрощает контроль за расходованием горючего.
  3. Многие компании предоставляют различные скидки и бонусы, что значит топливная карта в этом случае, говорить не приходится, когда цена литра бензина ниже, чем при наличном расчете.
  4. Исключены махинации со стороны водителей и(или) операторов АЗС.

Недостатков у такого способа расчетов практически нет. Разве что, приобретая такую карту, становишься жестко привязанным к конкретной сети эмитента АЗС. Но и эту проблему успешно решает использование мультибрендовых карт.

Как работают

Для пользователя процесс использования максимально прост: работают карты полностью в автоматическом режиме, пользователь расплачивается за товар так же, как обыкновенной банковской карточкой. Деньги списываются с установленных лимитов без участия продавца и покупателя, транзакции идут через специальные программы. Как работают топливные карты для владельца бизнеса? В отличие от пользователя, владелец имеет возможность контролировать движения по счетам, у него для этого есть личный кабинет, где видны все расходные и приходные операции. Кроме того, в этом же личном кабинете имеются возможности установить лимиты как для всех карт одновременно, так и для каждой отдельной в частности. Специальных программных средств для управления карточками не требуется, оно осуществляется через любой интернет-браузер.

Как получить

Процесс получения включает такие шаги:

  1. Определить, какими АЗС удобнее всего пользоваться водителям фирмы и, исходя из этого, выбрать компанию.
  2. Обратиться в выбранную компанию для заключения договора. Топливные карты — что это и для чего, прописывается в договоре, там же определяется вид и необходимое потребителю количество носителей.
  3. После оформления договора и перечисления денежных средств остается только дождаться выпуска пластика, в случае необходимости настроить лимиты и начать ими пользоваться.
  4. При дальнейшем использовании остается лишь не забывать пополнять баланс либо оплачивать счета поставщику.

Как использовать

Процесс списания денежных средств аналогичен использованию банковской карточки. Разница в том, что оплачивается только горючее или другие сопутствующие товары конкретного продавца. Рассмотрим подробнее, как пользоваться топливной картой. Чтобы заправить машину, водителю необходимо:

  1. Сообщить о предпочитаемом способе оплаты кассиру и озвучить необходимое количество товара.
  2. Вставить носитель в терминал или приложить носитель.
  3. Ввести специальный ПИН-код.
  4. Подписать выданный терминалом чек. Один экземпляр чека остается у водителя.
  5. Осуществить заправку автомобиля (на некоторых АЗС сначала идет заправка, а потом оплата).

При этом списывается со счета либо количество литров топлива, либо эквивалентная его стоимости сумма денежных средств. Чтобы узнать, что именно, когда и как списывается, загляните в договор в раздел «Определение топливной карты». Там указаны литры или деньги и возможные лимиты. Бухгалтер предприятия сможет сразу увидеть всю информацию по транзакции в личном кабинете, а в конце отчетного периода (обычно месяц) получить от поставщика комплект документов, позволяющий списать истраченные средства.

Как отчитываться

Так как водитель при заправке не использует денежные средства, то составлять авансовый отчет ему не нужно. В качестве финансовой дисциплины целесообразно закрепить за водителями обязанность предоставлять чеки, получаемые ими при заправке. Это понадобится при возникновении разночтений с данными из топливной компании либо при подозрениях в нечестности водителя. На практике чеки чаще всего прикрепляют к путевому листу. Эти нюансы следует предусмотреть, заключая договоры на приобретение горючего.

Можно ли вернуть НДС

В стоимость топлива, приобретаемого на АЗС, заложен НДС. У организаций, использующих топливные карты, есть возможность вернуть взносы. Но для этого необходимо соблюдение некоторый условий:

  1. Организация должна быть плательщиком НДС.
  2. Договор на выпуск и использование топливных карт заключен между организацией и топливной компанией.
  3. Поставщик бензина передал организации счет-фактуру, в которой отражено количество, стоимость приобретенного топлива и сумма НДС. Счет-фактура оформляется в соответствии с требованиями постановления 1137.

В этом случае организация вправе заявить возврат НДС со стоимости приобретенного бензина к вычету, отразив операцию в книге покупок и декларации по НДС.

Источник

Adblock
detector