Подшипники для Бурана
Подшипники для Бурана
Ниже приведена общая информация из профессиональных источников и полученная в результате испытаний
При ремонте двигателя, коробки реверса и ходовой Бурана все сталкиваются с необходимостью замены подшипников. Но рынок запчастей в большинстве случаев предлагает не самые качественные подшипники взамен установленных на заводе. Большинство подобной продукции имеет азиатское происхождение и ресурс таких деталей оставляет желать лучшего. Применять такую продукцию для снегохода, созданного для тяжелой работы, вряд ли захочет опытный буранист, зная как часто потом приходится чинить технику в неудобном месте, причинной позе и погоде «как уж застала».
Эксплуатируя Бураны, делая тесты различных новых узлов, неоднократно сталкивались с малым ресурсом подшипников из ближайшего магазина. Со временем был сделан выбор за подшипниками, изготовленным по требованиям ГОСТов. Такие подшипники показали себя хорошо при эксплуатации и сравнительно доступны перед разрекламированными импортными брендами. Вся описанная ниже продукция закупается у проверенных поставщиков и их ассортимент востребован в отечественном ВПК, что говорит о качестве.
Отметим, что не предлагаем вам «азиатские фантики» красиво блестящего вида. Только качественное.
Так, при ремонте коленвала можно использовать обычный подшипники 6-50306К с обеих сторон и посередине.
Но на большинстве современных двухтактных двигателях давно устанавливают роликовый подшипник со стороны вариатора. Общеизвестно о возможности роликового подшипника нести вдвое выше нагрузку, по сравнению с обычным шариковым, при тех же габаритах. Монтаж роликового подшипника отличается от обычного. Необходима фиксация внешней обоймы специальным штифтом. Под штифт в подшипнике делается отверстие специально предназначенным инструментом.
Все сталкивались с быстрым выходом из строя подшипников вентилятора. Связано это с постоянно высокими оборотами и несоответствием применяемой смазки даже в хорошем подшипнике при серийной поставке в запчасти. Предлагаем подшипники 180204 отечественного производства, заполненные специальной высокоскоростной смазкой импортного производства, обеспечивающей противозадирные свойства. Это повысит межремонтное время как подшипника, так и ремня.
Кто не маялся с подшипниками катков. Они, порой, и сезона не служат. Причина все та же — смазка не соответствуют применению. Для подшипников катков необходимо использовать несмываемые смазки, которые могут работать при низких температурах не теряя пластичности. Также можно приобрести закрытые манжетами 205 подшипники отечественного производства, но с замененной смазкой на специальную импортную. Закладка смазки обеспечивается дозатором, для избежания выдавливания манжеты ее избытком. Хорошо работающие подшипники подвески позволяют не только обеспечивать более комфортную езду даже при сильно минусовых температурах, но и экономить топливо за счет снижения нагрузки от «пол ведра» «неправильных» подшипников.
При эксплуатации Буранов в различной комплектации подшипниками на ведущих и направляющих валах было замечено, что самоцентрирующиеся двухрядные шариковые подшипники создают меньшую нагрузку на ходовую часть и позволяют Бурану легче ехать. В принципе, применение на снегоходах такого вида подшипников не ново. Существует много снегоходной техники с подобными решениями. Результат тоже в принципе очевиден. Рама снегохода хоть и изготавливается по определенным требованиям, но в силу конструктива снегохода все равно изгибается, а со временем и деформируется. Что приводит обычные однорядные подшипники к работе с перекосом. На направляющих валах применение самоцентрирующихся подшипников тем более оправдало себя. Натянуть очень точно валы невозможно и при езде так или иначе возникают перекосы. Двухрядные шариковые самоцентрирующиеся подшипники позволили нам на тестах избежать ремонта этих узлов в течении нескольких сезонов. Конечно можно склониться к усиленным валам, но усиление не решает проблемы избыточной нагрузки на подшипник и, как следствие, на двигатель и общую мощность.
С развитием двухтактных двигателей некоторые их производители начали устанавливать закрытые подшипники на коленвал, заполненные специальной смазкой, которая продолжительное время не вымывается при такой эксплуатации и обеспечивают меньшую фрикцию, нежели традиционно устроенная смазка топливо-воздушной смесью. Предлагаем 306 подшипники с усиленными манжетами и саму смазку для возможности организации выше описанного метода. На данный момент мы испытываем такое решение, но на импортных снегоходах оно давно неплохо себя зарекомендовало. Желающих обеспечим такими подшипниками и спец-смазкой для закладки в них.
Данные детали вы можете приобрести в РФ только у наших партнеров и у нас!
Источник
БУРАН 4ТД
Участник
Вопрос по вариатору давно не перетрехали)
Заменили внутреннюю втулку в ведомом шкиве вариатора и пришло понимание почему откручивается болт затяжки:
Поскольку шкив закреплен на консоли, при приложении нагрузки на микро величину изгибается все сопряжение, а самое тонкое место это та часть болта, которая от резьбы до головки.
Усилия стяжки недостаточно(как не закручивай болт), поскольку вся конструкция упирается в единственное стопорное кольцо внутри коробки (на рисунках не показано) которое играет.
Самое простое решение проблемы (прочитал тут на форуме) упереть втулку в торец вала с помощью подкладывания шайб. Тем самым как бы удлиняем вал и ограничиваем изгиб болта!
Дело даже не в свободном осевом перемещении шкива вариатора а в устранении изгиба болта.
Думаем что износ шлицов уменьшится в разы, так как нет такого большого искривления в лицевом соединении, как без шайб.
Фото1 это разрез по оси ведомого шкива.
Фото2 Условно изображен изгиб болта при приложении нагрузки.
Фото3 показан зазор гарантирующий что все усилие идет на сжатие шайб, а не на упирание шкива в стопорное кольцо.
Источник
Замена приводного вала коробки буран
Трансмиссию снегохода составляют клиноременный вариатор и коробка реверса с цепной передачей.
Вариатор (рис. 4) представляет собой клиноременную передачу с автоматическим изменением рабочих диаметров ведущего и ведомого шкивов посредством центробежного регулятора при изменении оборотов двигателя и кулачковой нагрузочной муфты при изменении сопротивления движению снегохода.
К основным частям вариатора относятся ведущий шкив с центробежным регулятором, установленный на валу двигателя, ведомый шкив с нагрузочной кулачковой муфтой на ведущем валу коробки реверса и ремень.
Ведущий шкив состоит из неподвижного конуса 6 и установленных на нем подшипника 9, втулки 19, пружины 8 и центробежного регулятора. Величина момента затяжки неподвижного диска составляет 8. 10 кгс м. Внутренняя полость валика неподвижного диска через резьбовое отверстие под болт крепления регулятора заполнена консистентной смазкой.
Ведомый шкив состоит из неподвижного диска 21, подвижного диска 1, возвратной пружины 22 и полумуфты 3. Полумуфта удерживается на валу от проворота шпонкой 2. При работе вариатора вкладыши 5 полумуфты скользят по винтовой поверхности подвижного диска. Пружина размещена между полумуфтой и подвижным диском и имеет предварительное поджатие и закрутку на 120°. Разрезное кольцо 28, закрепленное на валу пружинным кольцом 29, служит ограничителем движения подвижного диска к неподвижному и одновременно упором для неподвижного диска, закрепленного на валу с помощью шпонки 23, шайбы 26, контровочной шайбы 25 и болта 24 . Между разрезным кольцом 28 и неподвижным диском 21 установлены регулировочные кольца 27 для получения требуемого размера между дисками ведомого шкива. Для демонтажа неподвижного диска в нем имеются три резьбовых отверстия.
1 – диск ведомый подвижный; 2 – шпонка; 3 – полумуфта; 4 – диск тормозной; 5 – вкладыш; 6 – конус ведущий неподвижный; 7 – шайба; 8 – пружина; 9 – подшипник; 10 – диск ведущий подвижный; 11 – крышка; 12 – ролик; 13 – ось; 14 – грузик; 15 – ось; 16 – шайба; 17 – болт; 18 – шайба; 19 – втулка; 20 – сухарик; 21 – диск ведомый неподвижный; 22 – пружина; 23 – шпонка; 24 – болт; 25 – шайба контровочная; 26 – шайба; 27 – кольцо регулировочное; 28 – кольцо разрезное; 29 – кольцо пружинное; 30 – ремень; 31 – болт; 32 – шайба; 33 – шайба пружинная; 34 шпонка
Рисунок 5 – Коробка реверса
1 – звездочка натяжения; 2 – кольцо регулировочное; 3 – кольцо пружинное; 4 – шестерня; 5 – кольцо регулировочное; 6 – подшипник; 7 – заглушка; 8 – кольцо уплотнительное; 9 – вилка переключения; 10 – кольцо пружинное; 11 – кольцо регулировочное; 12 – ось; 13 – гайка; 14 – кольцо пружинное; 15 – подшипник; 16 – кольцо пружинное; 17 – манжета; 18 – втулка распорная; 19 – вал ведущий; 20 – втулка распорная; 21 – звездочка ведущая; 22 – вал натяжной; 23 – кольцо уплотнительное; 24 – болт; 25 – шайба пружинная; 26 – шайба; 27 – привод спидометра; 28 – гибкий вал спидометра; 29 – заглушка смотрового отверстия; 30 – корпус коробки реверса;
31 – крышка; 32 – пружина; 33 – шарик; 34 – рычаг переключения передач; 35 – рычаг; 36 – кольцо уплотнительное; 37 – пробка суфлирующая; 38 – звездочка заднего хода; 39 – вал заднего хода; 40 – цепь приводная; 41 – прокладка; 42 – звездочка ведущая ходовой части; 43 – картер коробки реверса
Коробка реверса с цепной передачей . Коробка реверса предназначена для передачи крутящего момента от ведущего вала коробки к валам ведущих звездочек гусениц, осуществления заднего хода снегохода и разъединения двигателя с ходовой частью.
Коробка (рис. 5) состоит из ведущего вала, вала заднего хода, механизма переключения и цепной передачи, в которую входят: звездочки переднего и заднего хода, ведомая звездочка, механизм натяжения цепи и приводная цепь (98 звеньев).
Механизм коробки реверса, за исключением ведомой звездочки, установленной в картере 43 коробки на шлицевых концах ведущих валов ходовой части, смонтирован в корпусе коробки.
Ведущий вал 19 вращается на трех подшипниках. На ведущем валу помимо узла ведомого шкива вариатора установлены: уплотнительная резиновая манжета, ведущая звездочка 21 на игольчатом подшипнике, шайбы, при помощи которых регулируется осевой люфт звездочки, и шестерня 4.
Вал заднего хода 39 установлен в корпусе на двух подшипниках. На валу напрессованы звездочка 38, зубчатое колесо и установлен диск тормоза 4. Ведущая шестерня привода спидометра выполнена заодно с валом.
Механизм натяжения цепи находится в нижней половине корпуса и состоит из натяжного вала 22 и вращающейся на игольчатом подшипнике звездочки 1. Натяжение цепи регулируется поворотом натяжного вала. В требуемом положении вал стопорится болтом 24. Смотровое окно, закрытое резиновой заглушкой 29, предусмотрено для проверки натяжения цепи, а также для проверки уровня масла в картере коробки.
Механизм переключения коробки смонтирован в крышке и состоит из оси 12, вилки переключения 9 с подпружиненным шариком 33, входящим при переключении в одну из трех канавок оси, и рычага переключения 34. На оси рычага переключения сверху установлен рычаг 35. В крышку ввернута пластмассовая пробка 37 с суфлирующим отверстием.
Управление коробкой реверса осуществляется ручным приводом, состоящим из рукоятки переключения и тяги, соединяющей рукоятку с рычагом механизма переключения.
Трансмиссия для двигателя EH722DSF012 снегоходов Буран
Трансмиссию снегохода составляют клиноременный вариатор и коробка реверса с цепной передачей.
Вариатор (рис. 6) представляет собой клиноременную передачу с автоматическим изменением рабочих диаметров ведущего и ведомого шкивов посредством центробежного регулятора при изменении оборотов двигателя и кулачковой нагрузочной муфты при изменении сопротивления движению снегохода.
К основным частям вариатора относятся ведущий шкив с центробежным регулятором, установленный на валу двигателя, ведомый шкив с нагрузочной кулачковой муфтой на ведущем валу коробки реверса и ремень.
Втулка запресованная | Дата анулирования | Вал ведущий с колесами C40200030 / Вал ведущий C40200005 | Январь 1997 | Шейка вала D 25 мм, 18 шлицев |
Втулка C40200031 (длинна 30 мм) | Август 2008 | Вал ведущий с колесами C40200530 / Вал ведущий C40200531 | Август 2008 | Шейка вала D 26 мм, 15 шлицев |
Втулка C40200032 (длинна 52 мм) | Шейка вала D 26 мм, 15 шлицев | |||
Втулка C40200032 (длинна 52 мм) | Патрель СВТ (600 мм) | |||
Втулка запресованная | Дата анулирования | Вал ведущий с колесами C40200630 / Вал ведущий C40200605 | Октябрь 2003 | Шейка вала D 25 мм (Под манжету 25×52х10) КПП С40601800 со штампованной крышкой (привод спидометра) |
Втулка C40200031 (длинна 30 мм) | Июль 2011 | Вал ведущий с колесами C40200790 / Вал ведущий C40200731 (15 зуб.) | Июль 2011 | Шейка вала D 26 мм (Под манжету 26×52х8) КПП С40601800 с литой крышкой (эл. датчик) |
Втулка L10600056 (длинна 35 мм) | Шейка вала D 26 мм, 15 зуб. (Под манжету 26×52х8) КПП С40602950 с литой крышкой и переходником С40601170 (эл. датчик) |
Слейте масло из коробки передач. Поднимите и закрепите заднюю часть снегохода на весу.
Снимите подвеску. См. раздел 07-02.
Снимите глушитель. Выверните болт 1 с конца ведущего вала 6. Ослабьте стопорный винт 3 на подшипнике 4.
Выверните три болта 2 крепления подшипника 4, затем удалите внутреннюю накладку 5. Ослабьте стопор 3 подшипника. Используя съемник подшипника, снимите его с вала.
Снимите коробку передач. См. соотв. раздел.
Для снятия напрессованных ведущих колес пользуйтесь прессом и соответствующей опорой, как показано на рисунке.
Имеется два типа ведущих колес.
ПРИМЕЧАНИЕ: Заменяйте ведущие колеса, усиленные кольцом, на тот же тип, что и был снят.
Сборка
6, 7, 8 Вал и ведущие колеса
Для установки ведущих колес пользуйтесь прессом и соответствующей оправкой, как показано на рисунке.
Ведущий вал собирайте по следующим размерам.
Трансмиссия снегохода Буран С-640
Трансмиссию снегохода составляют клиноременный вариатор и коробка реверса с цепной передачей .
Вариатор . Назначение вариатора — передача крутящего момента от двигателя к коробке реверса ; автоматическое бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии в зависимости от оборотов двигателя и сопротивления движению снегохода ; отключение двигателя от коробки реверса на холостом ходу работы двигателя ; обеспечение плавного трогания снегохода с места и предохранения деталей трансмиссии от поломок при резком изменении нагрузки .
Вариатор представляет собой клиноременную передачу с автоматическим изменением рабочих диаметров ведущего и ведомого шкивов посредством центробежного регулятора при изменении оборотов двигателя и кулачковой нагрузочной муфты при изменении сопротивления движению снегохода . К основным частям вариатора относятся ведущий шкив с центробежным регулятором , установленный на валу двигателя , ведомый шкив с нагрузочной кулачковой муфтой на приводном валу коробки реверса и клиновой кордш — нуровый ремень .
Устройство вариатора снегоходов « Буран » С -640 А 1 Ц , С -640 А 1 И , С -640 А 1 ИП , С -640/3700, С -640 М , С -640 МД показано на рис . 8.
Ведущий шкив состоит из неподвижного конуса 6, установленных на нем маслонаполненного с двусторонним уплотнением подшипника 9, опорной чашки 19, пружины 8 и центробежного регулятора 110602800. Оба конуса — подвижный и неподвижный — изготовлены из алюминиевого сплава , причем неподвижный конус изготовлен как одно целое с залитым стальным валиком , а подвижный — с залитой стальной втулкой .
Величина момента затяжки неподвижного конуса 8. 10 кгс — м . Внутренняя полость валика неподвижного конуса через резьбовое отверстие под болт крепления регулятора заполнена консистентной смазкой . Через небольшое отверстие валика смазка поступает в кольцевую канавку подвижного конуса и при его перемещении равномерно смазывает поверхность скольжения .
Центробежный регулятор 110602800 состоит из подвижного конуса 10, на котором установлены на осях два грузика 14 с алюминиевыми роликами и крышки 11, по профильной поверхности которой перемещаются ролики грузиков . Оси 13 и 15 грузиков и сухарики 20 при сборке смазаны консистентной смазкой . Крепление узла регулятора к неподвижному конусу осуществляется болтом 17. Момент затяжки болта 5,0. 5,6 кгс — м . Момент затяжки гаек крепления осей 1,0. 1,5 кгс — м .
Ведомый шкив состоит из неподвижного конуса 21, подвижного конуса 1, возвратной пружины 22 и полумуфты 3 с тормозным диском 4. Полумуфта удерживается на валу от проворота шпонкой 2 и имеет кулачки с винтовой поверхностью , которые при работе вариатора скользят по вкладышам 5, вставленным в отверстия выступов подвижного конуса . Пружина размещена между полумуфтой и подвижным диском в полости , образованной их соприкасающимися выступами , и имеет предварительное поджатие и закрутку на 120 °. Разрезное кольцо 27, закрепленное на валу пружинным кольцом 28, служит ограничителем движения подвижного конуса к неподвижному и одновременно упором для неподвижного конуса , закрепленного на валу с помощью шпонки 23, шайбы 26, контровочной шайбы 25 и болта 24. Для демонтажа неподвижного конуса в нем имеются три резьбовых отверстия . Конусы и полумуфта выполнены из алюминиевого сплава . При изготовлении конусы ведущего и ведомого шкивов подвергнуты балансировке .
Вариатор снегоходов « Буран » С -640 А 1 В и С -640 А 1 Г ( рис . 9) отличается от вышеприведенного описания конструкцией центробежного регулятора .
Центробежный регулятор 110602900 представляет собой смонтированный на валу неподвижного конуса 1 подвижный в осевом направлении ко —
нус 3 с установленной между ними пружиной 2. На втулке подвижного конуса 3 расположен подвижный в осевом направлении упор 7, который со стороны корпуса 9 поджат пружиной 10 к шайбам 15, закрепленным болтами 13 на выступе корпуса 9. Корпус жестко соединен с валом неподвижного конуса 1 болтом 11 ( момент затяжки 5. 6 кгс — м ). В радиальных пазах подвижного конуса 3 и упора 7 закреплены пластины 5, по которым перемещаются ролики 4, размещенные в обоймах 6. В отверстиях выступов конуса 3 вставлены сухарики 8.
Регулировка усилия пружины 10 ( регулировка центробежного регулятора в зависимости от величины максимальной мощности двигателя ) заключается в дополнительном ее сжатии с помощью регулировочных болтов 12 и выполняется на заводе — изготовителе .
С увеличением числа оборотов двигателя под действием центробежных сил ролики 4 перемещаются по радиусу шкива , воздействуют на упор 7 и подвижный конус 3, прижимая его к неподвижному конусу 1. При этом ва — риаторный ремень перемещается на больший диаметр шкива . В случае , когда осевое усилие от ремня превысит усилие пружины 10, конус 3 вместе с роликами 4 и упором 7 будет перемещаться в сторону от неподвижного конуса 1, вариаторный ремень займет меньший диаметр , меняя передаточное число .
Снегоход , оборудованный данным центробежным регулятором , начинает движение при меньших оборотах коленчатого вала двигателя и с менее интенсивной пробуксовкой гусениц , чем с центробежными регуляторами других конструкций . При необходимости резкого увеличения скорости снегохода нажмите на рычаг управления дросселем карбюратора до упора и затем , после достижения необходимой скорости , плавно отпускайте рычаг , поддерживая выбранную скорость .
При въезде с дороги или накатанного следа снегохода в глубокий рыхлый снег при постоянном положении рычага управления дросселем карбюратора , скорость снегохода с данным регулятором снижается более интенсивно , чем с другими регуляторами . Для сохранения высоких динамических свойств снегохода в тяжелых дорожных условиях резко нажмите на рычаг управления дросселем до упора , а затем плавно отпуская рычаг , выберите оптимальную для данных условий скорость движения . При равных скоростях и условиях движения обороты коленчатого вала двигателя с данным центробежным регулятором на 500. 1000 мин -1 ниже , чем с регуляторами других конструкций , что обуславливает более низкий уровень внешнего шума снегохода .
1 — звездочка натяжения ; 2 — кольцо регулировочное ; 3 — кольцо пружинное ; 4 — вал заднего хода ; 5 — колесо зубчатое ; 6 — кольцо регулировочное ; 7 — кольцо пружинное ; 8 — подшипник ; 9 — прокладка ; 10 — заглушка ; 11 — кольцо регулировочное ; 12 — шестерня ; 13 — кольцо уплотнительное ; 14- вилка переключения ; 15- ось ; 16- гайка ; 17- кольцо пружинное ; 18 — подшипник двурядный ; 19 — кольцо пружинное ; 20 — манжета ; 21 — втулка распорная ; 22- вал ведущий ; 23 — кольцо пружинное ; 24 — втулка распорная ; 25 — звездочка ведущая ; 26 — кольцо регулировочное ; 27 — звездочка заднего хода ; 28 — вал натяжной ; 29 — болт ; 30- шайба ; 31 — кольцо уплотнительное ; 32 — заглушка смотрового отверстия ; 33 — палец ; 34- шплинт ; 35- гибкий вал спидометра ; 36- корпус коробки реверса ; 37- крышка ; 38 — цепь приводная ; 39 — пружина ; 40 — шарик ; 41 — рычаг переключения передач ; 42 — рычаг ; 43 — кольцо уплотнитель — ное ; 44 — пломба ; 45 — проволока ; 46 — пробка ; 47 — корпус привода спидометра ; 48 — шестерня ведомая привода спидометра ; 49 — подшипник ; 50 — прокладка ; 51 — звездочка ведущая ходовой части ; 52 — картер коробки реверса
Рис . 11 — Ведущий вал гусениц :
1 — корпус подшипника ; 2 — ступица наружная ; 3 — звездочка ; 4 — ступица внутренняя ; 5- вал ; 6- болт ; 7- гайка ; 8- втулка ; 9- манжета ; 10- подшипник ; 11 — шайба ; 12 — ведомая звездочка цепной передачи ; 13 — кольцо стопорное
Узел направляющего вала ( рис . 12) состоит из полого вала 24 с двумя приваренными к нему ступицами 23, ступиц 18, двух звездочек 20, установленных между ступицами и соединенных с ними при помощи болтов 22, и самоконтрящихся гаек 21, уплотнительных резиновых манжет 16 и подшипников 15. Между манжетой и подшипником установлены стопорное кольцо 12 и шайба 11. Смазка подшипников осуществляется консистентной смазкой при сборке узла и при техническом обслуживании в процессе эксплуатации через отверстие в щеке балансира , закрытое заглушкой 13. Для ограничения объема смазочных камер внутри полого вала запрессованы заглушки 14.
Направляющий вал установлен в кормовой части рамы снегохода на качающихся балансирах 25. Балансир состоит из стальной штампованной пластины с отогнутой кромкой со стороны вхождения гусеницы и приваренных к ней корпуса подшипника и втулки под ось балансира 6.
Установленная на втулке балансира пружина кручения 4 является упругим элементом подвески направляющего вала . Короткий конец пружины упирается в отогнутый зацеп щеки балансира , а длинный заведен в среднюю прорезь трехпозиционной гребенки 3, приваренной к раме . На оси балансира установлены : распорная втулка 8, шайба 9, балансир с пружиной и тарельчатая шайба 7, ограничивающая перемещение пружины на втулке балансира .
ренных из труб рычагов балансиров 4 с катками , двух пружин 5 и оси 3. Ось балансиров крепится к кронштейнам рамы двумя болтами 2, от проворачивания болты стопорятся пружинными шайбами .
Упругими элементами балансиров катков являются цилиндрические пружины кручения . Опорный каток вращается на шарикоподшипнике 7, закрепленном на оси развальцовкой торца трубы , и состоит из стянутых винтами 12 и самоконтрящимися гайками 14 двух стальных штампованных щек и резинового обода 8. Смазка подшипников осуществляется смазкой , заложенной при сборке , и затем — при техническом обслуживании в процессе эксплуатации через отверстие в наружной щеке катка , закрытое заглушкой 10.
1 — рама ; 2 — болт ; 3 — ось ; 4 — рычаг балансира ; 5 — пружина ; 6 — щека внутренняя ; 7 — подшипник ; 8 — обод ; 9 — щека наружная ; 10 — заглушка ;
Источник