Меню

220 в 3 фазы мотор

Варианты подключения 3-х фазного двигателя к электросети

Асинхронные трехфазные двигатели распространены в производстве и быту. Особенность заключается в том, что подсоединить их можно как к трехфазной, так и однофазной сети. В случае с однофазными моторами это невозможно: они работают только при питании от 220В. А какие существуют способы подключения двигателя 380 Вольт? Рассмотрим, как соединять статорные намотки в зависимости от количества фаз в электросети с использованием иллюстраций и обучающего видео.

Подключение трехфазного двигателя к сети 380В

Различают две базовые схемы (видео и схемы в следующем подразделе статьи):

Преимущество соединения треугольником – работа на максимальной мощности. Но при включении электродвигателя в намотках продуцируются высокие пусковые токи, опасные для техники. При подключении звездой пуск мотора плавный, поскольку токи при нем низкие. Но достичь максимальной мощности при этом не получится.

В связи с вышесказанным двигатели при питании от 380 Вольт соединяют только звездой. Иначе высокий вольтаж при включении треугольником способен развить такие пусковые токи, что агрегат выйдет из строя. Но при высокой нагрузке выдаваемой мощности может не хватать. Тогда прибегают к хитрости: запускают двигатель звездой для безопасного включения, а затем переключаются с этой схемы на треугольник для набора высокой мощности.

Треугольник и звезда

Перед тем, как рассмотрим эти схемы, условимся:

  • У статора есть 3 обмотки, у каждой из которых – по 1 началу и по 1 концу. Они выведены наружу в виде контактов. Поэтому для каждой намотки их 2. Будем обозначать: обмотка – О, конец – К, начало – Н. На схеме ниже 6 контактов, пронумерованных от 1 до 6. Для первой обмотки начало – 1, конец – 4. Согласно принятым обозначениям это НО1 и КО4. Для второй обмотки – НО2 и КО5, для третьей – НО3 и КО6.
  • В электросети 380 Вольт 3 фазы: A, B и C. Их условные обозначения оставим прежними.

При соединении обмоток электродвигателя звездой сначала соединяют все начала: НО1, НО2 и НО3. Тогда к КО4, КО5 и КО6 соответственно подают питание от A, B и C.

При подключении асинхронного электродвигателя треугольником каждое начало соединяют с концом намотки последовательно. Выбор порядка номеров обмоток произвольный. Может получиться: НО1-КО5-НО2-КО6-НО3-КО2 .

Соединения звездой и треугольником выглядят так:

Смотрите видео, которое поможет разобраться в способах соединения намоток.

Переходная схема

Для плавного включения электродвигателя 380 в 3х фазную электросеть и высокой отдачи мощности запускают его звездой. После разгона он автоматически переключается со схемы и начинает работать треугольником. Недостаток метода – невозможность смены направления вращения вала.

Переходная схема подразумевает подключение через магнитный пускатель (смотрите также видео). Таких понадобится 3:

  1. Первый на схеме обозначен МП1 (магнитный пускатель 1). Он соединяет начала намоток статора НО1, НО2 и НО3 с фазами сети напряжением 380 Вольт: А, В и С.
  2. Второй пускатель – МП2. Он соединяет концы обмоток КО4, КО5 и КО6 с фазными проводами А, В и С треугольником.
  3. Третий пускатель – МП3. Необходим для соединения концов намоток с 3х фазной сетью звездой.

Внимание! Пускатель 2 и 3 нельзя включать одновременно, потому что возникнет короткое замыкание. В связи с этим произойдет защитное отключение на аварийном щитке. Чтобы случайно пускатель 2 не включился одновременно с 3, необходима электрическая блокировка. Тогда третий магнитный пускатель включится только после того, как выключится второй. И наоборот.

  1. Включается первый пускатель;
  2. Срабатывает реле времени, которое включает третий магнитный пускатель (пуск звездой);
  3. Через заданное время реле отключает третий и включает второй пускатель (работа треугольником).

Работу прекращают через размыкание МП1. При повторном запуске пункты 1-3 повторятся.

Подключение трехфазного двигателя к сети 220В

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети так же возможно, как и включение его в трехфазную сеть. Разница будет лишь в способе подключения и в выдаваемой мотором рабочей мощности. Она не сможет превышать 50% от максимального значения, достигаемого при питании от сети 380 Вольт, если соединить обмотки звездой. При подключении методом треугольника можно развить 70% от максимально возможной мощности. Поэтому, если питание подается от сети 220В, имеет смысл подключать электродвигатель только вторым способом.

Внимание! Если в электросети напряжение составляет 220 Вольт, то токи при запуске не достигают критических значений даже при соединении в треугольник. Поэтому данная схема является оптимальной.

Схема подсоединения мотора 380 на 220

При питании от 380 на каждую намотку приходится одна фаза. Но при подключении к 220 Вольт к двум обмоткам подключается фазный и нулевой провод, третья остается свободной. Для компенсации отсутствия третьей фазы запуск электродвигателя происходит через конденсатор.

Важно! Запустить мотор на 380 Вольт от напряжения 220В можно только с использованием конденсаторов. Без них могут работать только двигатели, рассчитанные на питание от 220 изначально.

Если запускается в ход маломощный мотор (не более 1500 Вт) без начальной нагрузки, то подключать можно лишь через рабочий конденсатор. От него идут два провода. Первый нужно соединить с нулем, а второй – с 3-ей вершиной треугольника.

Внимание! Если вам необходимо обратить направление вращения двигателя, подключенного к сети 220 Вольт, то первый вывод от конденсатора включите не через нуль, а через фазный провод.

При запуске мощного асинхронного двигателя (от 1500 Вт) или при пуске маломощного, но с начальной нагрузкой, подсоединяют его к 220В через рабочий и пусковой конденсаторы. Последний подключается параллельно первому. Он необходим для увеличения пускового момента, поэтому его включение происходит только в момент запуска мотора в ход.

Пусковой конденсатор включают в схему через кнопку, а подача питания в 220В происходит путем перевода специального тумблера в положение «включено», отключение – в состояние «выключено». Вместо тумблера можно воспользоваться кнопкой с двумя позициями. Тогда запуск будет следующим:

  • Питание подается через тумблер или специальную кнопку;
  • Нажимается кнопка пускового конденсатора;
  • Она удерживается до тех пор, пока электродвигатель не разгонится;
  • Кнопка пуска отпускается, отчего ее пружины размыкают цепочку конденсатора.

При включении электродвигателя в сеть 220 Вольт с реверсом для изменения направления вращения вала понадобится еще один тумблер. При смене положения один из выводов рабочего конденсатора будет соединяться то с фазой, то с нулем.

На рисунке выше предусмотрена схема подсоединения двигателя 380 к сети 220 с реверсом с пусковой кнопкой. Она актуальна, если мотор не набирает обороты с отсутствием пускового накопителя (он на рисунке находится справа).

Подбор конденсаторов

Емкость конденсаторов для подключения к 220В необходимо подбирать. В случае с рабочим накопителем это просто. Расчет его емкости происходит по формулам:

  • Соединение треугольником: Ср=4800*I/U.
  • Соединение звездой: Ср=2800*I/U.

Внимание! Ср – емкость рабочего конденсатора, I – сила тока (смотреть в паспорте к устройству), а U – напряжение, при котором работает мотор. Так как питание однофазное, то U равно 220 Вольтам.

Подбор пускового накопителя происходит опытным путем (смотрите видео). Обычно его емкость (Сп) больше в 2-3 раза по сравнению с Ср. Например: есть мотор с током в обмотках 2 ампера. При подсоединении намоток треугольником в сеть 220 Ср будет равен 25 мкФ. Тогда Сп будет варьироваться в диапазоне 50-75 мкФ. Но таких накопителей не найти в магазинах. Поэтому придется купит несколько с номинальной емкостью и соединить их параллельно. 25 мкФ можно получить из 2 по 10 мкФ и 1 по 5.

Если Сп будет меньше требуемого значения, то намотки статора будут перегреваться. Возможно даже плавление изоляционной оболочки. Если Сп будет больше требуемого, то нельзя будет развить достаточную мощность. Поэтому подбор начинайте с минимальной емкости (в примере это 50 мкФ), а затем ищите оптимальное значение путем добавления накопителей номинальной емкости.

Внимание! Не давайте двигателю работать без нагрузки. Если он переделан с 380 на 220, то он при этом сгорит! Нельзя запитывать моторы от бытовой сети 220В, если они развивают мощность более 3000 Вт. Это чревато плавлением старой или некачественно сделанной проводки или вышибанием пробок.

Для запитывания двигателя от 220В подойдут накопители от 300В следующих типов:

Вы можете узнать все характеристики накопителя (емкость, тип, рабочее напряжение), взглянув на его корпус.

Теперь вы сможете пользоваться трехфазным асинхронным электродвигателем, включая его к сети 220В или 380В в зависимости от того, какая линия проходит рядом. Чтобы лучше понять принцип подсоединения обмоток и фаз с их началами и концами, посмотрите видео.

Источник

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети: 3 схемы конденсаторного запуска с подробным объяснением

Владелец гаража или частного дома часто нуждается в работе станка либо наждака с асинхронным электродвигателем для обработки металлов, древесины. А в наличии имеется только напряжение 220 вольт.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети в этом случае можно выполнить несколькими способами. Здесь я буду рассматривать три доступные и распространенные схемы конденсаторного запуска.

Все они не раз опробованы на личном опыте.

Сразу предупреждаю опытных электриков, открывших эту статью: материал подготовлен для начинающих мастеров. Поэтому он объемный. Если нет желания все читать, то вот вам краткие советы:

  • используйте схему треугольник, предварительно проверив исправность двигателя;
  • выбирайте рабочие конденсаторы из расчета 70 микрофарад на 1 киловатт мощности, а пусковые увеличьте в 2-3 раза;
  • в процессе наладки откорректируйте емкости по величине нагрузки и нагреву обмоток;
  • не забывайте соблюдать меры безопасности с электрическим током и инструментом.

Все остальное рекомендую новичкам внимательно прочитать и осмыслить в той последовательности, как я излагаю.

На своем опыте не раз убеждался, что первоначальная проверка технического состояния оборудования позволяет исключить многие ошибки, экономит общее время работы, значительно предотвращает травмы и аварии.

Трехфазный асинхронный двигатель: на что обратить внимание до его подключения

За небольшим исключением асинхронник нам достается в неизвестном состоянии. Очень редко на него есть свидетельство о проверке и заверенная гарантия от электролаборатории.

Даже в этом случае я рекомендую убедиться в его исправности лично.

Механическое состояние статора и ротора: что может мешать работе двигателя

Неподвижный статор состоит из трех частей: среднего корпуса и двух боковых крышек, стянутых шпильками. Обращайте внимание на зазор между ними, усилие стягивания гайками.

Корпус должен быть плотно сжат. Внутри него на подшипниках вращается ротор. Попробуйте покрутить его от руки. Оцените приложенное усилие: как работают подшипники, нет ли биений.

Без должного опыта мелкие дефекты таким способом не выявить, но случай грубого заклинивания сразу проявится. Послушайте шумы: нет ли при вращении задевания ротором элементов статора.

Читайте также:  Лодка пвх под мотор 18лс

После включения двигателя на холостой ход и непродолжительной работы еще раз послушайте звуки вращающихся частей.

В идеале лучше разобрать статор, оценить визуально его состояние, промыть загрязненные подшипники ротора и полностью заменить их смазку.

Электрические характеристики статорных обмоток: как проверять схему сборки

Все основные параметры электродвигателя производитель указывает на специальной табличке, прикрепленной к корпусу статора.

Этим заводским характеристикам можно верить только в том случае, если вы уверены, что после завода никто из электриков не изменил схему подключения обмоток и не сделал непроизвольных ошибок. А случаи такие мне попадались.

Да и сама табличка со временем может стереться или потеряться. Поэтому предлагаю разобраться с технологией раскрутки ротора.

Для понимания электротехнических процессов, протекающих внутри статора двигателя, удобно представить его в виде обыкновенного тороидального трансформатора, когда на кольцевом сердечнике магнитопроводе симметрично расположены три равнозначные обмотки.

Схема статора собрана внутри закрытого корпуса, из которого выведены только шесть концов обмоток.

Они маркируются и подключаются на закрытом крышкой клеммнике для сборки по схеме звезды или треугольника типовой перестановкой перемычек.

На правой части картинки показана сборка треугольника. Схему расположения перемычек для звезды публикую ниже.

Электрические методики проверки схемы сборки обмоток

Но не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Существует целый ряд двигателей с отклонением от этих правил.

Например, производитель может выпускать электродвигатели не универсального использования, а для работы в конкретных условиях с подключением обмоток по схеме звезды.

В этом случае он может собрать три конца обмоток внутри корпуса статора, а наружу вывести только четыре провода для подключения к потенциалам фаз и нуля.

Монтаж этих концов обычно выполняется в районе задней крышки. Для переключения обмоток на треугольник потребуется вскрывать корпус и делать дополнительные выводы.

Это не сложная работа. Но она требует бережного обращения с лаковым покрытием медного провода. При изгибах проволоки возможно его повреждение, что повлечет нарушение изоляции и создаст межвитковое замыкание.

Что делать, если маркировка выводов отсутствует

На старом асинхронном двигателе провода могут быть сняты с клемм, а заводская маркировка утеряна. Попадались и такие экземпляры, когда из корпуса просто торчали наружу шесть концов. Их необходимо вызвонить и промаркировать.

Работу выполняем в два этапа:

  1. Проверяем принадлежность концов обмоткам.
  2. Определяем и маркируем каждый вывод.

На первом этапе работаем мультиметром или тестером в режиме омметра. Ставим первый щуп произвольно на один вывод, а вторым — ищем из пяти оставшихся проводов тот, где прибор покажет закороченную цепь. Помечаем оба конца, как принадлежащие к одной обмотке.

С оставшимися четырьмя выводами поступаем аналогично. В итоге мы получаем три пары проводов от каждой обмотки.

Как найти конец и начало обмотки: 2 способа

Можно вести поиск с помощью вольтметра:

  1. и батарейки;
  2. или источника пониженного переменного напряжения.

Первый метод основан на том, что импульс тока, поданный на одну из трех обмоток, трансформируется в двух остальных.

Для этого на произвольно выбранный конец К1 подключают минус батарейки, а плюсовым контактом кратковременно касаются второго вывода. По цепи проходит импульсный бросок тока и наводит ЭДС в двух других обмотках.

С помощью вольтметра постоянного тока по отклонению стрелки проверяется полярность наведенного напряжения в каждой обмотке. Началом помечается тот вывод, который соответствует положительному потенциалу (стрелка прибора движется вправо при замыкании и влево при размыкании цепи батарейкой).

После маркировки концов рекомендую сделать контрольную проверку правильности их нанесения подачей импульса на другую обмотку.

Второй способ основан на использовании источника переменного напряжения безопасной величины 12-36 вольт.

Концы двух любых обмоток замыкают в параллель и на них подключают вольтметр. На оставшуюся третью обмотку подают переменное напряжение и смотрят на показание прибора.

Если наведенная ЭДС соответствует поданному напряжению, то эти две обмотки включены в одной полярности. Одинаково помечают их начала и концы. При нулевом показании вольтметра концы одной из обмоток необходимо вывернуть и сделать повторный замер.

Затем одну из промаркированных обмоток, например №3, соединяют с первой и подключают к ним вольтметр. На освободившуюся №2 снова подают переменное напряжение. По величине ЭДС на вольтметре судят о полярности выводов.

После окончания маркировки делают контрольный замер для проверки выполненной работы.

Когда нет под рукой понижающего трансформатора или безопасного блока питания, то опытный электрик с правом самостоятельной работы под напряжением, может воспользоваться обыкновенной лампой накаливания ватт на 60.

Ее используют в качестве делителя напряжения, подключая последовательно к одной обмотке электродвигателя. На собранную цепочку подают 220 вольт, а на двух других измеряют напряжение вольтметром.

Как оценить состояние изоляции обмоток

Отдельная часть блогеров умалчивает о необходимости этой проверки. Они считают, что без нее можно обойтись в большинстве случаев.

Однако до включения двигателя под напряжение я рекомендую:

  • взять мегаомметр с выходным напряжением на 1000 вольт;
  • проверить им изоляцию между каждой отдельной обмоткой и корпусом, а также между всеми обмотками;
  • если она выше 0,5 Мом, то считать стартер исправным. В противном случае придется его ремонтировать. Довольно часто помогает просушка сухим и теплым воздухом.

При сборке двигателя каждая катушка статора мотается медным проводом одной длины и сечения. Поэтому все они имеют строго одинаковое резистивное сопротивление.

Если в обмотке возникло межвитковое замыкание, то его, как правило, можно определить замером мультиметра в режиме омметра. Для этого внимательно анализируйте и сравнивайте активные сопротивления каждой цепочки.

Как проверяют магнитное поле статора на заводе

При подаче напряжения на исправный электродвигатель создается вращающееся магнитное поле. Его визуально оценивают с помощью металлического шарика, который повторяет вращение.

Я не призываю вас повторять такой опыт. Пример этот призван помочь понять, что работа асинхронного двигателя основана на взаимодействии магнитных полей статора и ротора.

Только правильное подключение обмоток обеспечивает вращение шарика или ротора.

Мощность электродвигателя и диаметр провода обмотки

Это две взаимосвязанных величины потому, что поперечное сечение проводника выбирается по способности противостоять нагреву от протекающего по нему току.

Если на двигателе отсутствует табличка, то о его мощности можно судить по двум признакам:

  1. Диаметру провода обмотки.
  2. Габаритам сердечника магнитопровода.

После вскрытия крышки статора проанализируйте их визуально.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезды

Начну с предупреждения: даже опытные электрики во время работы допускают ошибки, которые называются «человеческий фактор». Что уж говорить про домашних мастеров…

Поэтому рекомендую в обязательном порядке подачу напряжения на собранную схему выполнять только через отдельный автоматический выключатель SF, правильно подобранный по нагрузке. Он спасет жизнь и здоровье.

Схема подключения звезды показана на картинке.

Концы обмоток собраны в одну точку горизонтальными перемычками внутри клеммной коробки. На нее никакие внешние провода не подключены.

Фаза (через автоматический выключатель) и ноль бытовой проводки подаются на две разные клеммы начал обмоток. К свободной клемме (на рисунке Н2) подключена параллельная цепочка из двух конденсаторов: Cp — рабочий, Сп — пусковой.

Рабочий конденсатор соединен второй обкладкой жестко с фазным проводом, а пусковой — через дополнительный выключатель SA.

При запуске электродвигателя ротор необходимо раскрутить из состояния покоя. Он преодолевает усилия трения подшипников, противодействия среды. На этот период требуется повысить величину магнитного потока статора.

Делается это за счет увеличения тока через дополнительную цепочку пускового конденсатора. После выхода ротора на рабочий режим его нужно отключить. Иначе пусковой ток перегреет обмотку двигателя.

Выполнять отключение цепочки пуска простым переключателем не всегда удобно. Для автоматизации этого процесса используют схемы с реле или пускателями, работающими по времени.

Среди мастеров самодельщиков пользуется популярностью кнопка пуска от советских стиральных машин активаторного типа. У нее встроено два контакта, один из которых после включения отключается автоматически с задержкой: то, что надо в нашем случае.

Если приглядитесь внимательно на принцип подачи однофазного напряжения, то увидите, что 220 вольт приложены к двум последовательно подключенным обмоткам. Их общее электрическое сопротивление складывается, ослабляя величину протекающего тока.

Схема треугольник: преимущества и недостатки

Подключение электродвигателя по этому способу предполагает использование той же внешней цепочки, что и у звезды. Фаза, ноль и средняя точка нижних обкладок конденсаторов монтируются последовательно на три перемычки клеммной коробки.

За счет переключения выводов обмоток по схеме треугольника подводимое напряжение 220 создает больший ток в каждой обмотке, чем у звезды. Здесь меньшие потери энергии, выше КПД.

Для формирования фазосдвигающей цепочки здесь требуется использовать меньшую емкость рабочих и пусковых конденсаторов.

При включении двигатель он может начать вращение не в ту сторону, которая требуется. Нужно сделать ему реверс.

Для этого достаточно в обеих схемах (звезды или треугольника) поменять местами приходящие от сети провода на клеммной колодке. Ток потечет по обмотке в противоположную сторону. Ротор изменит направление вращения.

Как подобрать конденсаторы: 3 важных критерия

Трехфазный двигатель создает вращающееся магнитное поле статора за счет равномерного прохождения синусоид токов по каждой обмотке, разнесенных в пространстве на 120 градусов.

В однофазной сети такой возможности нет. Если подключить одно напряжение на все 3 обмотки сразу, то вращения не будет — магнитные поля уравновесятся. Поэтому на одну часть схемы подают напряжение, как есть, а на другую сдвигают ток по углу вращения конденсаторами.

Сложение двух магнитных полей создает импульс моментов, раскручивающих ротор.

От характеристик конденсаторов (величины емкости и допустимого напряжения) зависит работоспособность создаваемой схемы.

Для маломощных двигателей с легким запуском на холостом ходу в отдельных случаях допустимо обойтись только рабочими конденсаторами. Всем остальным движкам потребуется пусковой блок.

Обращаю внимание на три важных параметра:

  1. емкость;
  2. допустимое рабочее напряжение;
  3. тип конструкции.

Как подобрать конденсаторы по емкости и напряжению

Существуют эмпиреческие формулы, позволяющие выполнять простой расчет по величине номинального тока и напряжения.

Однако люди в формулах часто путаются. Поэтому при контроле расчета рекомендую учесть, что для мощности в 1 киловатт требуется подбирать емкость на 70 микрофарад для рабочей цепочки. Зависимость линейная. Смело ей пользуйтесь.

Конденсаторы рассчитываются под максимальное значение тока, допустимого по условиям нагрева провода. При этом расходуется много электроэнергии.

Если же электродвигатель преодолевает нагрузки меньшей величины, то емкость конденсаторов желательно снизить. Делают это опытным путем при наладке, замеряя и сравнивая токи в каждой фазе амперметром.

Читайте также:  Как увеличить мощность 5 сильного лодочного мотора

Чаще всего для пуска асинхронного электродвигателя используют металлобумажные конденсаторы.

Они хорошо работают, но обладают низкими номиналами. При сборке в конденсаторную батарею получается довольно габаритная конструкция, что не всегда удобно даже для стационарного станка.

Сейчас
промышленностью выпускаются малогабаритны электролитические конденсаторы, приспособленные для работы с электродвигателями на переменном токе.

Их внутреннее устройство изоляционных материалов приспособлено для работы под разным напряжением. Для рабочей цепочки оно составляет не менее 450 вольт.

У пусковой схемы с условиями кратковременного включения под нагрузку оно уменьшено до 330 за счет снижения толщины диэлектрического слоя. Эти конденсаторы меньше по габаритам.

Это важное условие следует хорошо понимать и применять на практике. Иначе конденсаторы на 330 вольт взорвутся при длительной работе.

Скорее всего для конкретного двигателя одним конденсатором не отделаться. Потребуется собирать батарею, используя последовательное и параллельное соединение их.

При параллельном подключении общая емкость суммируется, а напряжение не меняется.

Последовательное соединение конденсаторов уменьшает общую емкость и делит приложенное напряжение на части между ними.

Какие типы конденсаторов можно использовать

Номинальное напряжение сети 220 вольт — это действующая величина. Ее амплитудное значение составляет 310 вольт. Поэтому минимальный предел для кратковременной работы при запуске выбран 330 V.

Запас напряжения до 450 V для рабочих конденсаторов учитывает броски и импульсы, которые создаются в сети. Занижать его нельзя, а использование емкостей с большим резервом значительно увеличивает габариты батареи, что нерационально.

Для фазосдвигающей цепочки допустимо использовать полярные электролитические конденсаторы, которые созданы для протекания тока только в одну сторону. Схема их включения должна содержать токоограничивающий резистор в несколько Ом.

Без его использования они быстро выходят из строя.

Схема сдвига фаз токов конденсаторами и дросселем: что мне не понравилось

Это третья обещанная в заголовке конструкция, которую я реализовал два десятка лет назад, проверил в работе, а потом забросил. Она позволяет использовать до 90% трехфазной мощности двигателя, но обладает недостатками. О них позже.

Собирал я преобразователь трехфазного напряжения на мощность 1 киловатт.

  • дроссель с индуктивным сопротивлением на 140 Ом;
  • конденсаторная батарея на 80 и 40 микрофарад;
  • регулируемый реостат на 140 Ом с мощностью 1000 ватт.

Одна фаза работает обычным способом. Вторая с конденсатором сдвигает ток вперед на 90 градусов по ходу вращения электромагнитного поля, а третья с дросселем формирует его отставание на такой же угол.

В создании фазосдвигающего магнитного момента участвуют токи всех трех фаз статора.

Корпус дросселя пришлось собирать механической конструкцией из дерева на пружинах с резьбовой настройкой воздушного зазора для наладки его характеристик.

Конструкция реостата — это вообще «жесть». Сейчас его можно собрать из мощных сопротивлений, купленных в Китае.

Мне даже приходила мысль использовать водяной реостат.

Но я от нее отказался: уж слишком опасная конструкция. Просто намотал на асбестовой трубе толстую стальную проволоку для проведения эксперимента, положил ее на кирпичи.

Когда запустил двигатель циркулярной пилы, то он работал нормально, выдерживал приложенные нагрузки, нормально распиливал довольно толстые колодки.

Все бы хорошо, но счетчик намотал двойную норму: этот преобразователь берет такую же мощность на себя, как и двигатель. Дроссель и проволока неплохо нагрелись.

Из-за высокого потребления электроэнергии, низкой безопасности, сложной конструкции я не рекомендую такой преобразователь.

Меры безопасности при подключении трехфазного двигателя: напоминание

Сначала я повторюсь с рекомендацией использовать все подключения только через отдельный автоматический выключатель. Это очень важно.

Работы по наладке схемы под напряжением должны выполнять обученные люди. Знание ТБ — обязательное условие.

Использование разделительного трансформатора значительно сокращает риск попасть под действие тока. Поэтому используйте его при любых наладочных работах под напряжением.

Специальный инструмент электрика с диэлектрическими рукоятками не только облегчает работу, но и сохраняет здоровье. Не пренебрегайте им!

В заключение рекомендую посмотреть полезное видео владельца Сергея Герасимчука по подключению трехфазного двигателя к однофазной сети.

Если остались вопросы или заметили неточности, то воспользуйтесь разделом комментариев.

Рейтинг статьи

Рекомендуем прочитать:

Комментарии 24

В схеме подключения полярных конденсаторов неправильно указана полярность

«Мелочь», конечно, но такая ошибка — это как саперу назвать не тот цвет провода. Исправьте это.

Благодарю, Alex, за подсказку. Действительно ошибка вкралась в схему. Это еще раз подтверждает, что надо быть внимательным во всем. Буду исправлять схему.

Здравствуйте! Хотел бы уточнить.
Исправили на данный момент или нет?
Дело в том что это уже третий вариант подобной схемы, хотелось бы истину =)
Спасибо.

Здравствуйте, Ramzes.
благодарю за вопрос. Если вы спрашиваете про коммент от Alex о схеме подключения полярных конденсаторов, то исправил. Там по ошибке плюс не на той стороне нарисован был. Сейчас все нормально. А каких два других варианта вы видели. Дело в том, что иногда ее рисуют так, как я показал правее и зачеркнул накрест красными линиями или без токоограничивающего резистора.

Спасибо за оперативность, Алексей!
В тех других схемах отличия в полярности конденсаторов и диодов, плюс как вы справедливо заметили отсутствие резистора.
electrik.info/main/school/1008-elektroliticheskie-kondensatory.html
skrutka.ru/sk/tekst.php?id=40
Зачастую советуют соединять электрлиты именно минусом, вот и смутили все эти различия.

Вообще в вашей статье нашёл ещё одну интересную вещь. При определении мощности для треугольника по формуле везде где читал ставят коэффициент 4800. И соответственно значение получал запредельно огромное. У меня 2.2квт довольно уверенно работает на 100 мкф. При увеличении появляется гул и тп. По вашим формулам коэффициент именно 2800 что примерно 102 мкф!
Потому и решил пообщаться именно с вами. Склоняясь что ваши форумы актуальны.
Спасибо!

Дело в том, что не стоит всегда просто копировать схему, а надо просто представить как она должна работать. Через полярный конденсатор должен течь только постоянный ток и в том направлении, как он создан. Поэтому на нем и обозначают клеммы (+) и (-). Вот когда я первый раз перечерчивал эту схемку, то чисто механически перепутал обозначения и не заметил. Хорошо, что меня подправили.
Теперь о формулах: они все дают чисто ориентировочный результат. На работу двигателя всегда влияет нагрузка, которая прикладывается к валу. Формулы подбираются по максимальной, а на практике это не всегда соблюдается. Очень давно подбирал пусковые и рабочие конденсаторы к циркулярке. Для этого в каждую обмотку врезал амперметр, пытался добиться сбалансированных токов во всех обмотках. Вот тогда и увидел, как они сильно меняются при изменении усилия на валу: в одной резко возрастает, а другой — падает. Приходится всегда после предварительного расчета настраивать какой-то средний режим и останавливаться на нем. В релейной защите это называют наладкой. Все проверяется практикой.

Здравствуйте! У меня двигатель на компрессоре, 2,2 kw, вышел из строя конденсатор пусковой, заменил, начало просто кз при включение в сеть. Двигатель 3х фазный на 220вольт. В чем причина может быть? Кроме замены кондетсатора, не чего не было тронуто.

Здравствуйте, Рустам.
В работающих электрических схемах все сбалансировано. Если ломается что-то одно, то существует большая вероятность повреждения других деталей.
Причины выхода из строя пускового конденсатора могут быть разные, но скорее всего он перегревался.
Я предлагаю проверить исправность всей схемы, замерить номиналы рабочего и пускового конденсаторов. Особое внимание обратите на состояние обмоток двигателя. Проверьте изоляцию между ними мегаомметром, отсутствие межвиткового замыкания.
Неисправность может возникнуть при неправильном подборе конденсаторов. Все формулы расчета емкости созданы для упрощения их подбора по номинальной нагрузке. При работе усилие на валу двигателя часто не соответствует этой величине. Токи в разных обмотках отличаются. Ведь это не трехфазный равномерный режим, а приближенный к нему.
Поэтому в статье я рекомендую после первого запуска под нагрузкой делать дополнительную наладку пускового и рабочего конденсаторов: измерять токи в каждой обмотке и не допускать их превышения за счет более точного подбора емкости.

добрый день
подключил двигатель 380В к сети 220В, вроде все работает, но он сильно нагревается! в чем может быть проблема?
двигатель импортный, из него выходит 4 провода красный, черный, белый и зеленый. видимо зеленый это земля, а остальные это три обмотки собранные по схеме звезда. так мне подсказали)
собирал по схеме звезда. пусковой 250мкФ 300В, рабочий из 100+50мкФ (по факту на всех написано пусковые, в чипидип сказали так можно)
что не так? из-за чего греется. может этот двигатель вообще не предназначен для перевода на 220? или что-то неправильно собрал?

ДОбрый день
помогите пожалуйста разобраться
приобрел двигатель 380В, три фазы, импортный, 1500Ватт. из него 4 провода: красный, белый, черный и зеленый, по всей видимости зеленый — земля, остальные обмотки соединенные по схеме звезда. при подключении использовал схему звезда. пусковой 250 мкФ 300В рабочий из 100+50мкФ (по факту все конденсаторы одинаковые, на них написано пусковые, я не разбираюсь, мне продавец в чипидип сказал, что эти конденсаторы так можно использовать)
запустив двигатель оставил его поработать на 1-2 минуты, выключил, он начал греться, после выключения тепло как бы прошло наружу и он стал очень горячим.
в чем проблема?

Андрей, извини за задержку с ответом.
Тебе попался профессиональный продавец и он качественно выполнил свою задачу — продал товар. Только вот напряжение конденсаторов 300 вольт — это на грани фола. Они могут взорваться. Причина в том, что, грубо говоря, это постоянная величина, выше которой они не предназначены работать. А они подвергаются в цепи переменного тока действующему напряжению 220 вольт, которое уменьшено от амплитудного значения примерно в 1,41 раза. Более подробно об этом читай в статье формулу электрического напряжения. Другими словами, на конденсатор постоянно будут действовать пики напряжения 220х1,41=310 вольт. Это в лучшем случае. А при достижении в сети верхней нормы 253 вольта еще больше возрастает.
Для работы двигателя надо подбирать конденсаторы, рассчитанные на эксплуатацию в сети минимум 400 вольт.
Второе мое замечание: не зная устройства двигателя и схемы подключения обмоток сразу подавать на него напряжение — довольно рискованное занятие. Надо было его разобрать, провести внутренний осмотр и проследить выводы обмоток.
Будем надеяться, что обмотки не перегреты и остались целыми. Но в любом случае осмотри их.
Третий пункт. В статье писал, что любой трехфазный двигатель в однофазную сеть подключается для выполнения определенной работы (под конкретной нагрузкой). Нет универсальной формулы подбора конденсаторов. Все, что указано в учебниках — на основе опыта по максимальной приложенной мощности. Но после их установки нужна наладка — уточнение токов в каждой обмотке и корректировка номиналов конденсаторов. Иначе схема будет при работе греться.
Когда емкость конденсаторов мала, то они не позволяют двигателю набрать нормальные обороты, если она большая, то по обмоткам протекают повышенные токи, которые перегревают изоляцию. Во время наладки по действующей нагрузке выбирают оптимальный вариант.

Читайте также:  Как сделать мотор ваз 2101

Появилось ещё больше вопросов.
В схеме подключения полярных конденсаторов. Какие диоды нужно поставить как их подобрать?
Какое сопротивление и как его подобрать?
Опишите как эта схема работает и почему там 4 конденсатора нарисованно? Двух мало? Или одного
С одним рабочим конденсатором нельзя? Или с двумя рабочим и пусковым?
Я спрашиваю только про полярные конденсаторные подключения…
Если я правильно понял то левый диод работает с правыми, а правый с левыми конденсаторами в схеме в зависимости от импульса то в одну то в другую сторону, так?
То для чего стоит резистор если сам кондёр является резистором в этой схемме или я ошибаюсь?
Да и для чего этот резистор вообще нужен, без него работать будет?
Как я понял это для разряда конденсатора когда он выключен, чтобы не шарахнкло током, когда полезешь чинить. Но в процессе работы он же тогда нафиг не нужен и будет только создавать лишнею потерю энергии или не так?
Я в этом не шарю по этому и спрашиваю))
Мне надо подключить в 220 вольт 3 двигателя 380вольтнве 4квт,1,5квт и 0,3квт на токарном станке они стоят 1м95. Вот и и думаю как проще это и дешевле это сделать.

Павел, здравствуйте.
Все дело в том, что обычный конденсатор способен проводить переменный ток в любую сторону. Конструкция полярного конденсатора не обладает этим свойством. Он создан для работы в цепях постоянного тока и безопасно работает только при определенном направлении электрической энергии: от плюса к минусу. Для этого на нем всегда делается маркировка «+» и «—».
Если ее не соблюдать, то он немного поработает и взорвется. Поэтому его подключают через диод, который запирает одну полуволну синусоиды, а вторую пропускает.
Поскольку полуволн две, то на каждую из них работает своя схема. На картинке просто показан принцип подключения нескольких емкостей.
Резистор называется токоограничивающим потому, что ограничивает ток или по-другому защищает конструкцию конденсаторов от перегрева и повреждения.
Диоды подбирайте так, чтобы они могли свободно выдерживать величину тока, протекающего через них.
Эта схема позволяет безопасно эксплуатировать полярные конденсаторы в цепях переменного тока. Если вы их используете для рабочей цепочки и пусковой, то вам придется ее повторять.
Еще совет: при конденсаторном запуске трехфазный движок может потерять в мощности до 50%. Для каждого двигателя конденсаторы потребуется подбирать после запуска по рабочей нагрузке, ибо иначе возможно излишнее нагревание обмоток.
Имеется еще альтернативный запуск без конденсаторов. Он описан тоже у меня на блоге.Он описан тоже у меня на блоге. Оцените этот вариант подключения.
Подумайте над приобретением частотного преобразователя. Сейчас его можно приобрести относительно не дорого. Он избавит от многих ошибок, которые вы можете допустить, не обладая должным опытом работы.

Вариант с частотником более дорогой, но надежный. При выборе по мощности для движка 4 кВт его можно использовать и для работы остальных поочередно. КПД самое высокое будет.

Я вот не великий электрик, но все же вообще сомневаюсь в работоспособности этой схемы. Почему? Потому что всегда представлял себе конденсатор в виде двух пластин, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, к которым припаяны выводы. Чем больше площадь этих пластин и чем меньше расстояние между ними, тем больше емкость конденсатора. Но так как эти пластины не касаются друг друга, то любой конденсатор, вне зависимости от его емкости и конструктивных особенностей, не способен проводить электрический ток. Ток в цепи конденсатора возможен лишь в том случае, когда происходит его заряд от источника напряжения или разряд при подключении его к какому-нибудь потребителю. Время существования этого тока определяется емкостью самого конденсатора и дополнительными элементами цепи, ограничивающими ток.
Так вот к чему это я все: если мы рассмотрим приведенную схему и попытаемся хотя бы фломастером нарисовать направление тока, то будет очевидным, что в тот момент времени, когда у нас «+» приложенного напряжения окажется слева, а «-» справа, то ток потечет через открытый диод VD1, через резистор и конденсаторы С2 и С4. И течь он будет до тех пор, пока эти два конденсатора не зарядятся. Небольшой ток так же пойдет и через конденсаторы С1 и С3, стремящийся их зарядить (с обратной полярностью) до небольшого напряжения, которое возникнет на открытом диоде VD1. Если С2 и С4 не успеют зарядиться до смены полярности приложенного напряжения на противоположную, то этот процесс продолжится в следующий раз. Точно такая же картина будет и с цепью VD2, R и С1 С3, только при обратной полярности приложенного напряжения. В конечном итоге все 4 конденсатора зарядятся до амплитудного значения приложенного напряжения и ток через всю схему в обоих направлениях будет близким к нулю. Ну и, соответственно, вся эта схема на работу двигателя никакого влияния оказывать не будет, пока каким-то образом не будут разряжены конденсаторы. А так как в схеме отсутствуют цепи разряда конденсаторов, то последние будут длительное время представлять опасность даже после отключения от сети.
Если не прав, поправьте.

Здравствуйте, Андрей.
В первой части вашего вопроса все правильно. Только учтите, что вы рассматривает случай, когда в цепи протекает чисто постоянный ток. Он действительно не проходит через конденсатор из-за разрыва цепи между пластинами.
Однако мы рассматриваем в статье способы подключения трехфазного двигателя к однофазному питанию, где форма у тока имеет вид синусоиды. Она меняется по величине и направлению. В такой цепи конденсатор уже пропускает ток, обладая емкостным сопротивлением. Советую посмотреть по этому вопросу другую статью этого же сайта. Надеюсь, что она поможет вам разобраться в этом вопросе.

Что такое переменный ток и то, что он будет иметь место если, например, подключить обычную электрическую лампочку в розетку через конденсатор, я себе прекрасно представляю. И даже скажу более, что его величина будет тем больше, чем больше будет емкость конденсатора.
Вопрос был несколько в другом. В приведенной схеме, как по мне, оба конденсатора за несколько полупериодов зарядятся до амплитудного значения и будут в таком состоянии находится до тех пор, пока не разрядятся за счет естественных токов утечки. При этом вся эта схема ни какого дальнейшего влияния на работу электродвигателя (в отличии от использования обычного неполярного конденсатора, который постоянно перезаряжается с одной полярности на другую) уже оказывать не сможет ибо общий ток в цепи будет равен нулю. Потому она сможет лишь «толкнуть» двигатель в правильном направлении при полностью разряженных конденсаторах и на этом ее функция будет завершена. Чтобы эта схема смогла полноценно функционировать, ее необходимо дополнить цепями разряда конденсаторов, которые бы вступали в работу при смене полярности приложенного напряжения.
Надеюсь, свою мысль изложил правильно.

Андрей, мы подключаем трехфазный двигатель, который состоит из трех статорных обмоток к однофазной схеме питания.
Если рассматривать стандартную схему работы, то к каждой его обмотке подводится свое синусоидальное напряжение, сдвинутое на 120 градусов относительно других. Они формируют аналогично сдвинутые токи в этих обмотках, которые создают три магнитных потока, совместно вращающих ротор.
Весь это процесс хорошо наблюдается снятием векторной диаграммы токов и напряжений при работающем двигателе. Просто подключаем ВАФ к проводам и делаем замеры.
При однофазной схеме питания мы имеем всего одно напряжение. От него требуется создать 3 разных тока в обмотках, сдвинутые по углу на 120 градусов. Эту задачу отлично выполняет современный инвертор, но там сложная электронная схема и стоит она довольно дорого.
Бюджетным вариантом сдвига синусоиды тока относительно напряжения является использование емкости и индуктивности. При подключении конденсатора ток опережает напряжение, а дросселя — отстает. В обоих случаях угол между век торами будет не 120 градусов, а всего лишь 90.
Недостающие 30 градусов создают потери энергии. Но с этим приходится мириться.
Конденсаторная схема запуска трехфазного двигателя в однофазной сети основана как на изменении направления тока в обмотках перекоммутацией в стандартной схеме начал и концов обмоток, так и сдвигом токов за счет их пропускания через емкость от подключенного конденсатора. Этих схем разработано очень много. В статье я просто привел наиболее популярные и приемлемые.
На вопрос, как происходит заряд конденсатора от каждого положительного и отрицательного полупериода гармоники и формируется разряд (да и особенностей работы полярных и неполярных конденсаторов в таком цикле) мне сложно ответить. Извини, я простой практик. Но у меня есть друзья, которые не только преподают электротехнику в институте, но и занимаются репетиторством. Могу перенаправить им твой вопрос и попросить ответить тебе. Спрашивать?

Алексей, я ни коим образом не хочу уличить Вас в неквалифицированном подходе при освещении данного материала, а уж, тем более, в неграмотности или в не владении предметом. В Вашей квалификации я совершенно не сомневаюсь, так как Ваш глубокий уровень знаний очевиден.
Я вел речь лишь о конкретной схеме замещения обычного неполярного конденсатора, состоящей из пяти деталей: двух диодов, двух электролитических конденсаторов и резистора, приведенной Вами в данной статье. И не более того.
По поводу спрашивать или нет, считаю, что конечно же надо спросить. Дело в том, что если вдруг окажется, что мои рассуждения верны, то данную схему рекомендовать для повторения в том виде, в каком она представлена, нельзя. Тем более, в рамках этого весьма серьезного сайта.
Жаль, что у меня в данный момент нет под рукой ни двигателя, ни всех необходимых деталей, чтобы можно было убедиться на практике и сделать определенные выводы. Ну и, разумеется, утвердительное заявление по результатам эксперимента. Потому предлагаю пообщаться с теми, кто, возможно, уже имеет опыт применения данной схемы в качестве фазосдвигающего конденсатора. Думаю, это будет не только интересно, но и полезно!

Источник

Adblock
detector