Меню

2115 устройство рулевого вала

Описание конструкции рулевого управления

Рулевое управление реечного типа, с карданным валом и регулируемой по углу наклона рулевой колонкой.

Рулевое колесо установлено на шлицах рулевого вала и зафиксировано самоконтрящейся гайкой.

Вал рулевого управления составной, состоит из верхнего и промежуточного валов, соединенных карданным шарниром. Верхний вал вращается в двух подшипниках, запрессованных в трубу рулевой колонки. На верхней части трубы колонки установлен замок зажигания с противоугонным устройством.

Кронштейн рулевой колонки прикреплен к кузову двумя болтами и двумя гайками. Болты специальные, с отрывными головками. При затяжке этих болтов, их головки обламываются.

Рулевое управление: 1 — уплотнительное кольцо; 2 — защитный чехол наконечника рулевой тяги; 3 — пружинное кольцо; 4 — шаровой палец; 5 — наконечник рулевой тяги; 6 — соединительная муфта тяги с контргайками; 7 — рулевая тяга; 8, 10 — скобы крепления рулевого механизма; 9 — рулевая тяга; 11 — правая опора рулевого механизма; 12 — защитный чехол рулевого механизма; 13 — рулевой механизм; 14 -уплотнитель; 15 — защитный колпак; 16 — стяжной болт фланца эластичной муфты; 17 — стяжной болт механизма фиксации рулевой колонки; 18 — распорная втулка; 19 — карданный шарнир; 20 — верхний вал рулевого управления; 21 — рулевое колесо; 22 — гайка крепления рулевого колеса; 23 — накладка рулевого колеса; 24 — декоративная вставка накладки; 25, 33 — подшипники рулевого вала; 26 — кронштейн крепления рулевой колонки к кузову; 27 — стопорное кольцо; 28 — рычаг фиксации рулевой колонки; 29 — регулировочная втулка; 30 — шайбы; 31 — фиксирующая пластина; 32 — болт с отрывной головкой; 34 — промежуточный вал рулевого управления; 35 — резиновая эластичная муфта; 36 — левая опора рулевого механизма

Кронштейн соединен с трубой рулевой колонки шарнирно и оборудован механизмом фиксации рулевой колонки. Переместив рычаг фиксации в нижнее положение, можно менять угол наклона рулевой колонки. При поднятом рычаге колонка фиксируется в выбранном положении.

Вал рулевого управления соединен с рулевым механизмом через резиновую эластичную муфту.

Рулевой механизм состоит из картера, приводной шестерни и рейки, находящихся в зубчатом зацеплении. Механизм закреплен на перегородке моторного отсека двумя скобами на резиновых опорах. При поворачивании рулевого колеса, вращение передается через верхний и промежуточный валы рулевой колонки на приводную шестерню, которая, поворачиваясь, перемещает рейку.

К рейке рулевого механизма болтами прикреплены рулевые тяги, которые состоят из собственно тяг, наконечников и соединительных муфт с контргайками. На внутренних концах рулевых тяг выполнены проушины с запрессованными в них резинометаллическими втулками. В наружных наконечниках тяг установлены шаровые пальцы, которыми рулевые тяги соединены с поворотными рычагами стоек передней подвески. При перемещении рейки тяги поворачивают стойки передней подвески. Длину рулевых тяг можно регулировать, вращая соединительные муфты и изменяя тем самым схождение передних колес. От самопроизвольного вращения муфты удерживаются с двух сторон контргайками.

Источник

Ремонт рулевого механизма

1. Снимите рулевой механизм с автомобиля (см. «Снятие и установка рулевого механизма»).

Детали рулевого механизма: А, В – метки; 1 – кольцо втулки рейки; 2 – опорная втулка рейки; 3 – картер рулевого механизма; 4 – роликовый подшипник; 5 – приводная шестерня; 6 – шариковый подшипник; 7 – стопорное кольцо; 8 – защитная шайба; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – гайка подшипника; 11 – стопорная шайба; 12 – пыльник; 13 – защитный колпак; 14 – рейка; 15 – упор рейки; 16 – уплотнительное кольцо; 17 – стопорное кольцо; 18 – гайка упора; 19 – хомут; 20 – защитный чехол; 21 – распорное кольцо; 22 – внутренний наконечник рулевой тяги; 23 – соединительная пластина; 24 – стопорная пластина; 25 – болт крепления тяги к рейке

2. Зажмите рулевой механизм в тиски с мягкими губками.

Читайте также:  Как определить вращающий момент вала редуктора

3. Снимите защитный колпак 13 (см. рис.), предварительно сняв хомут его крепления.

4. Снимите хомуты 19 крепления защитного чехла 20, правую опору и распорное кольцо 21, а затем чехол 20 с трубы картера рулевого механизма.

5. Ключом 67.7812.9537 с восьмигранной головкой отверните гайку 18 упора и выньте пружину и стопорное кольцо 17. чтобы вынуть упор 15 рейки, проверните приводную шестерню 5 против часовой стрелки до упора. Затем, провернув шестерню еще на небольшой угол, сдвиньте упор. Специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубление упора под пружину, извлеките упор рейки из картера.

6. Снимите пыльник 12 с шестерни и стопорную шайбу 11, ключом 67.7812.9536 отверните гайку 10. Специальным приспособлением выньте шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником 6.

7. Снимите защитную шайбу 8, стопорное кольцо 7 и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни.

8. Выньте рейку 14 рулевого механизма в сторону снятого защитного колпака 13.

9. Выньте опорную втулку 2 рейки из картера.

10. При повреждении или износе роликового подшипника 4 выпрессуйте его из картера рулевого механизма съемником 67.7801.9535.

11. Промойте все металлические детали в керосине или в моющем растворе. Резиновые детали промойте теплой водой и протрите чистой тряпкой.

12. Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 5 и рейки 14 следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником. Изношенные и поврежденные детали замените.

Разрез рулевого механизма: 1 – защитный колпачок; 2 – картер рулевого механизма; 3 – рейка; 4 – приводная шестерня; 5 – внутренний наконечник рулевой тяги; 6 – распорная втулка; 7 – болт крепления рулевой тяги; 8 – соединительная пластина; 9 – опорная втулка; 10 – опора рулевого механизма; 11 – опорная втулка рейки; 12 – защитный чехол; 13 – хомут; 14 – ограничительное кольцо рейки; 15 – уплотнительное кольцо упора рейки; 16 – гайка; 17 – упор рейки; 18 – роликовый подшипник; 19 – шариковый подшипник; 20 – стопорное кольцо; 21 – уплотнительное кольцо гайки; 22 – гайка крепления подшипника шестерни; 23 – пыльник; 24 – стопорная шайба.

13. Шариковый подшипник 6 должен вращаться свободно, без заеданий. Подшипник 4 после выпрессовки подлежит замене. При малейшем сомнении замените подшипники новыми.

14. Проверьте состояние защитного чехла 12 (рис. «Разрез рулевого механизма»), колпачка 1 и опоры 10. Если они с трещинами или разрывами, замените их новыми.

15. Проверьте состояние опорной втулки 2 (см. рис. «Детали рулевого механизма») рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените.

16. Уплотнительные кольца упора рейки, гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки заменяйте новыми независимо от их технического состояния. Замените также хомуты и стопорные пластину 24 и шайбу 11.

Предупреждение! При сборке особое внимание обращайте на то, чтобы в картер рулевого механизма не попали грязь, стружка или другие инородные тела.

Установка опорной втулки рейки: А – места разреза уплотнительного кольца после установки втулки в картер рулевого механизма.

17. Напрессуйте оправкой 67.7853.9574 шариковый подшипник 6 на вал приводной шестерни до упора. Оправкой 41.7853.4006 установите в канавку на валу шестерни стопорное кольцо 7, не допуская его перекоса, затем установите защитную шайбу 8 и уплотнительное кольцо 9.

18. Установите в канавки опорной втулки 2 новые демпфирующие кольца 1 так, чтобы тонкая часть колец находилась напротив разреза втулки. Вставьте втулку в картер так, чтобы ее разрезная часть находилась напротив отверстия под болты крепления рулевых тяг, и зафиксируйте ее, введя выступы втулки в отверстия картера. После установки опорной втулки в картер разрежьте кольца по контуру втулки, удалив отрезанные части (см. рис. выше).

19. Запрессуйте оправкой 67.7853.9585 роликовый подшипник в картер рулевого механизма. Глубина запрессовки 37,5 мм, усилие запрессовки 2000–5000 Н (203,9–509,7 кгс). чтобы не повредить подшипник при запрессовке, применяемая оправка должна иметь упор, ограничивающий глубину запрессовки.

Читайте также:  K el d ремкомплект для компрессора secoh el 60

20. Обильно смазав смазкой Фиол-1 зубья рейки и тонким слоем другие ее поверхности, установите рейку в картер 2 (см. рис. «Разрез рулевого механизма»), продвинув ее через опорную втулку 11 до упора в специальное приспособление, чтобы выдержать размер (87±0,25) мм от торца рейки до оси упора рейки.

21. Нанесите на зубья приводной шестерни и заложите в шариковый подшипник смазку Фиол-1. Затем установите шестерню в картер таким образом, чтобы лыска на ее валу была обращена вправо (по направлению движения автомобиля), и запрессуйте подшипник в картер до упора. Максимальное усилие запрессовки подшипника 1500 Н (152,9 кгс).

22. Ключом 67.7812.9536 затяните гайку приводной шестерни моментом (50±5) Н·м [(5±0,5) кгс·м], установите до упора стопорную шайбу 11 (см. рис. «;Детали рулевого механизма») и заполните полость над гайкой смазкой Униол-1.

23. Проверьте и при необходимости установите приводную шестерню в положение прямолинейного движения автомобиля [определяется размером (87±0,25) мм].

24. Наденьте на упор 15 (см. рис. «Детали рулевого механизма») рейки уплотнительное кольцо 16 и вставьте его в картер до упора в рейку.

Проверка зазора между упором рейки и гайкой: 1 – пуансон

25. Установите стопорное кольцо 17, пружину упора и затяните ключом 67.7812.9537 гайку 18 моментом 11–14 Н·м (1,12–1,37 кгс·м).

26. Установите на рейку приспособление и нагрузите пуансон 1 (см. рис. выше) усилием Р=(500±20) Н [(51±2) кгс], затем отпустите гайку на два деления (24°), чтобы обеспечить зазор не более 0,12 мм между гайкой и упором рейки, необходимый для компенсации теплового расширения деталей и производственных допусков на их изготовление. Момент отворачивания гайки должен быть не менее 4,5 Н·м (0,45 кгс·м).

27. Установите на вал шестерни пыльник 12 (см. рис. «Детали рулевого механизма») так, чтобы совпали метки А на пыльнике и В на картере, а пыльник плотно прилегал к торцу картера. После этого убедитесь, что момент вращения шестерни в области всего хода лежит в пределах 50–200 Н·см (5,1–20,1 кгс·см) при частоте вращения 30 мин-1. Если момент вращения шестерни не укладывается в указанные пределы, определите и устраните причины заедания деталей, обращая особое внимание на упор рейки, приводную шестерню и рейку. После этого закерните гайку 18 упора в двух противолежащих точках, обмяв резьбу картера без воздействия на гайку. Для контроля промаркируйте краской положение гайки.

28. Установите на место защитный чехол 12 (см. рис. «Разрез рулевого механизма») и распорное кольцо так, чтобы правый торец кольца находился на расстоянии 28,5 мм от торца трубы; закрепите чехол хомутами. Затем установите опору 10 так, чтобы она плотно прилегала к распорной втулке.

29. После сборки убедитесь, что на защитном чехле 12 отсутствуют вздутия и пережимы при вращении шестерни с частотой 30 мин-1, а момент вращения шестерни (при той же частоте вращения) в области всего хода находится в пределах 50–200 Н·см (5,1–20,4 кгс·см). В противном случае устраните причины выявленных дефектов. Момент вращения шестерни проверяйте динамометром 02.7812.9501 с переходной втулкой 67.7812.9540.

Источник

Рулевое управление автомобиля ВАЗ 2115-14

Рулевое управление автомобиля ВАЗ 2115-14 травмобезопасное, с регулируемым углом наклона рулевой колонки, с реечным рулевым механизмом, с двумя тягами, имеющими резинометаллические шарниры со стороны рулевого механизма и шаровые шарниры со стороны поворотных рычагов.

Рис.1 Рулевое управление

1-шаровый шарнир наконечника рулевой тяги, 2-поворотный рычаг, 3-наконечник рулевой тяги, 4-контргайка, 5-тяга, 6 и 11-внутренние наконечники рулевых тяг, 7-палец шарового шарнира, 8-защитный колпачок, 9-вкладыш шарового пальца, 10-болты крепления рулевых тяг к рейке, 12-скоба крепления рулевого механизма, 13-опора рулевого механизма, 14-соединительная пластина, 15-защитный чехол, 16-стопорная пластина, 17-картер рулевого механизма, 18-стяжной болт, 19-соединительная эластичная муфта, 20-рейка, 21-опорная втулка рейки, 22-демпфирующее кольцо, 23-резинометаллический шарнир, 24-облицовочный кожух (верхняя часть), 25-рулевое колесо, 26-рычаг регулировки положения рулевой колонки, 27-кронштейн крепления вала рулевого управления, 28-облицовочный кожух (нижняя часть), 29-промежуточный вал рулевого управления, 30-защитный колпачок, А-поверхность корпуса шарового шарнира, В-поверхность поворотного рычага

Читайте также:  Подшипник вала первичного д 245

Рулевое управление автомобиля крепится к щитку передка кузова двумя скобами 12 на резиновых опорах 13. В картере 17 рулевого механизма на роликовом и шариковом подшипниках установлена приводная шестерня, которая находится в зацеплении с рейкой 20. Рейка поджимается к шестерне пружиной через металлокерамический упор, который уплотнен в картере резиновым кольцом. Пружина упирается в гайку со стопорным кольцом, создающим сопротивление отворачиванию гайки.

Шариковый подшипник шестерни поджимается гайкой с уплотнительным кольцом. Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником, насаженным на вал приводной шестерни. На картере рулевого механизма и на пыльнике имеются метки для правильной сборки рулевого механизма.

На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпачок 30, с правой — напрессовывается труба, имеющая продольный паз. Через паз трубы и отверстия защитного чехла 15 проходят распорные втулки резинометаллических шарниров внутренних наконечников 6 и 11 рулевых тяг. Тяги рулевого привода крепятся к рейке болтами 10, которые проходят через соединительную пластину 14 и распорные втулки резинометаллических шарниров 23. Фиксируются болты стопорной пластиной 16.

Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг и поворотных рычагов 2 телескопических стоек передней подвески. Каждая рулевая тяга состоит из внутреннего наконечника 6 или 11, наконечника 3 и трубчатой тяги 5. Длина каждой тяги изменяется трубчатой тягой 5, которая навертывается на наконечники тяг и контрится гайками 4. В головке наружного наконечника расположены детали шарового шарнира: вкладыш 9, палец 7 и пружина вкладыша. Поворотные рычаги 2 приварены к стойкам передней подвески.

Рис.2 Рулевая колонка в сборе

1-нижний фланец эластичной муфты, 2-эластичная муфта, 3-промежуточный вал рулевого управления, 4-кронштейн крепления вала рулевого управления, 5-верхний вал рулевого управления, 6-оттяжная пружина, 7-облицовочный кожух (нижняя часть), 8-стопорное кольцо, 9-рычаг регулировки положения рулевой колонки, 10-регулировочная втулка рычага, 11-распорная втулка, 12-стяжной болт, 13-труба кронштейна вала рулевого управления, 14-держатель контактных пластин, 15-гайка крепления рулевого колеса, 16-рулевое колесо, 17-облицовочный кожух (верхняя часть), 18-подшипник вала рулевого управления, 19-втулка опорной пластины, 20-распорная втулка, 21-крестовина карданного шарнира, С и Е-окна регулировки положения рулевой колонки.

Вал рулевого управления состоит из верхнего вала 5 и промежуточного вала 3. Верхний и промежуточный валы соединены между собой карданным шарниром с крестовиной 21. Промежуточный вал 3 крепится к приводной шестерне рулевого механизма через эластичную муфту 2 нижним фланцем 1. К верхнему валу 5 крепится рулевое колесо 16 гайкой 15. Верхний вал расположен на подшипниках 18 в трубе 13. Кронштейн 4 крепления вала рулевого управления закреплен в четырех местах к кронштейну кузова, причем передняя часть кронштейна крепится двумя болтами , а задняя часть кронштейна — гайками.

Кронштейн 4 и труба 13 соединены между собой шарнирно двумя пластинами с помощью четырех болтов, расположенных в пластмассовых втулках 19 и распорных втулках 20. При таком соединении труба 13 и вал 5 относительно кронштейна 4 имеют угловое и осевое перемещения, которые ограничены окнами «C» и «Е». Для фиксации трубы 13 относительно кронштейна 4 имеется рычаг 9.

В ступице рычага 9 имеются шлицы, с помощью которых он соединяется с регулировочной втулкой 10. Втулка 10 расположена на стяжном болте 12, который проходит через прорези направляющих пластин трубы 13 и кронштейна 4 (через окна «C» и «Е»). При повороте рычага 9 вниз ослабляется фиксация трубы 13 в кронштейне 4, что позволяет вручную изменить угол наклона рулевой колонки.

Источник

Adblock
detector